Назначение и область применения
Настоящее положение устанавливает цели и задачи всех видов практик, требования к организации, учебно-методическому и материально-техническому обеспечению практик, ответственность и полномочия субъектов и сторон, участвующих в организации и проведении практик.
Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования (далее -Положение), определяет порядок организации и проведения практики обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования (далее соответственно –ОПОП ВО), формы и способы ее проведения, а также виды практики обучающихся.
Общие положения
Практика обучающихся УрГПУ как форма профессионального обучения является составной частью ОПОП ВО.
Виды, типы, формы и способы, объем, цели и задачи практик определяются требованиями ФГОС ВО по направлениям и уровням профессионального образования подготовки.
Учебные подразделения УрГПУ (институты, факультеты) на основе ФГОС ВО и учебных планов направлений подготовки, настоящего Положения о практике самостоятельно разрабатывают и утверждают решениями Ученых советов подразделений программы практик всех видов для образовательных программ, реализуемых в подразделении.
Нормативные документы
Настоящее Положение о практике обучающихся УрГПУ, осваивающих ОПОП ВО (далее – Положение), разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Положением о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 27.11.2015 № 1383, Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (ФГОС ВО), Уставом УрГПУ.
Основные термины и определения
Практика – вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Программа практики – нормативный документ, в котором раскрываются цели и задачи практики; определяется перечень формируемых профессиональных знаний, умений и навыков; определяется содержание, объем, порядок проведения и защиты результатов практики обучающихся.
Принятые сокращения:
ОПОП - основная профессиональная образовательная программа
ВО – высшее образование
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт
ДФЭР – департамент финансово-экономического развития
РПД – рабочая программа дисциплины
УрГПУ – Уральский государственный педагогический университет
ГИА – государственная итоговая аттестация
Взаимодействие документа с другими локальными актами вуза
- Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся УрГПУ;
- Требования к рабочей учебной программе дисциплины.
- Порядок проведения практики
Цели и задачи практики
3.1.1. Цели практики
Цель практики ОПОП ВО – углубить и закрепить теоретические и методические знания, умения обучающихся, способствовать приобретению практического опыта будущей профессиональной деятельности в условиях реального производственного процесса.
Учебная практика проводится в целях получения первичных профессиональных умений и навыков.
Производственная практика проводится в целях получения профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.
3.1.2. Задачи практики:
3.1.2.1. Развитие способностей обучающегося к самостоятельной деятельности в качестве специалиста, в том числе: самостоятельное планирование, проведение, контроль и корректировка производственной (трудовой) деятельности.
3.1.2.2. Развитие профессиональной культуры специалиста.
3.1.2.3. Углубленное изучение и осмысление в условиях практики содержания профессионального образования.
3.1.2.4. Подготовка обучающихся к выполнению трудовых функций.
3.1.2.5. Развитие у обучающихся интереса к работе в производственной области; осуществление самостоятельного исследования актуальной научной проблемы по теме выпускной квалификационной работы; освоение методов наблюдения, анализа и обобщения опыта работы специалистов.
3.1.2.6. Формирование у обучающихся компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО и профессионального стандарта.
3.1.2.7. Развитие на практике личностных качеств будущего специалиста, устойчивого интереса к профессиональной деятельности, потребности в самообразовании и творческом подходе в практической работе.
Содержание практики
3.2.1. Содержание каждого вида практики по направлениям подготовки определяется программой практики, которая разрабатывается на основании ФГОС ВО, профессионального стандарта, а также примерных программ Министерства образования и науки Российской Федерации по направлениям подготовки.
Программа практики включает в себя:
- указание вида практики, способа и формы (форм) ее проведения;
- перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы;
- указание места практики в структуре образовательной программы;
- указание объема практики в зачетных единицах и ее продолжительности в неделях либо в академических или астрономических часах;
- содержание практики;
- указание форм отчетности по практике(отчет по практике);
- фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике;
- перечень учебной литературы и ресурсов сети «Интернет», необходимых для проведения практики;
- перечень информационных технологий, используемых при проведении практики, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости);
- описание материально-технической базы, необходимой для проведения практики;
В программу практики можно включить также иные сведения и (или) материалы по решению Ученого совета подразделения
3.2.2. Программа практики оформляется с учетом требований, предъявляемых к РПД.
3.2.3. Программа разрабатывается на срок действия ФГОС ВО.
3.2.4. Объемы и продолжительность практики определяются учебным планом направления подготовки на основе требований ФГОС ВО.
3.2.5. Программа практики может предусматривать сдачу квалификационных экзаменов с целью присвоения обучающемуся квалификационных разрядов по профессии.
Виды, типы и формы практики
3.3.1. Основными видами практики обучающихся УрГПУ по ОПОП ВО, являются:
- по направлениям бакалавриата – учебная и производственная, в том числе преддипломная;
- по направлениям магистратуры – учебная и производственная, в том числе и преддипломная;
- по направлениям аспирантуры – педагогическая, профессионально-ориентированная.
3.3.2. Учебная практика, направленная на приобретение первичных умений и навыков профессиональной деятельности, отработку профессиональных знаний и умений по профилю направления может иметь несколько типов: архивная, археологическая, волонтерская, диалектологическая, инструктивно-методическая, музейная, полевая, технологическая, фольклорная, художественно-оформительская, культурно-просветительская, практика, предполагающая участие студентов в качестве организаторов или общественных наблюдателей на всех этапах государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования.
Производственная практика может иметь следующие типы (в зависимости от специфики содержания ОПОП ВО): педагогическая, учебно-воспитательная, учебно-методическая, стажерская, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа, научно-педагогическая, преддипломная практика, профессионально-ориентированная, практика, предполагающая участие студентов в качестве организаторов или общественных наблюдателей на всех этапах государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования.
3.3.3. Производственная практика должна проводиться в условиях, максимально приближенных к условиям профессиональной деятельности, в которых обучающийся, самостоятельно выполняет реальные профессиональные задачи, определенные программой практики.
3.3.4. Преддипломная практика проводится обязательно.
3.3.5. Практика проводится в следующих формах:
а) непрерывно – путем выделения в календарном учебном графике непрерывного периода учебного времени для проведения всех видов практики ОПОП ВО;
б) дискретно:
- по видам практик – путем выделения в календарном учебном графике непрерывного периода учебного времени для проведения каждого вида (совокупности видов) практики;
- по периодам проведения практик – путем чередования в календарном учебном графике периодов учебного времени для проведения практик с периодами учебного времени для проведения теоретических занятий.
Возможно сочетание дискретного проведения практик по их видам и по периодам их проведения.
Организация практики
3.4.1. Проведение практики, предусмотренной ОПОП ВО, осуществляется организациями на основе договоров с организациями, деятельность которых соответствует профессиональным компетенциям, осваиваемых в рамках ОПОП ВО (далее – профильная организация).
3.4.2. Сроки проведения практики устанавливаются учебными подразделениями с учетом теоретической подготовленности обучающихся, возможностей учебно-производственной базы УрГПУ и профильных организаций в соответствии с годовым календарным графиком учебного процесса направления подготовки и учебным планом.
Учебная и производственная практики могут проводиться как непрерывным циклом, так и путем чередования с теоретическими занятиями по дням (неделям) при условии обеспечения связи между теоретическим обучением и содержанием практики.
3.4.3. Способы организации практики:
- стационарная практика проводится в УрГПУ либо в профильной организации расположенной на территории населенного пункта, в котором расположен УрГПУ;
- выездная практика проводится вне населенного пункта, в котором расположен УрГПУ. Выездная практика может проводится в форме полевой в случае необходимости создания специальных условий для ее проведения.
Конкретный способ проведения практики, предусмотренный ОПОП ВО, разработанной на основе ФГОС ВО, устанавливается учебными подразделениями самостоятельно с учетом требований ФГОС ВО.
Организация всех типов выездной практики возможна только при наличии утвержденной сметы.
3.4.4. Продолжительность рабочего дня при прохождении практики в организациях составляет для обучающихся в возрасте от 16 до 18 лет не более 36 часов в неделю (ст. 92 Трудового кодекса РФ); для обучающихся в возрасте от 18 лет и старше – не более 40 часов в неделю (ст. 91 Трудового кодекса РФ). В том случае, если обучающимся УрГПУ является лицо в возрасте от 15 до 16 лет, то продолжительность рабочего дня при прохождении практики составляет не более 24 часов в неделю (ст. 91 Трудового кодекса РФ).
На обучающихся, распределенных по рабочим местам, с момента начала практики распространяются правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие в профильных организациях.
3.4.5. Распределение обучающихся на практику оформляется приказом по УрГПУ с указанием: закрепления каждого обучающегося за организацией или профильной организацией, а также с указанием вида и срока прохождения практики.
3.4.6. Допускается проведение практики в составе специализированных сезонных или студенческих отрядов по утвержденному Ученым советом подразделения индивидуальному графику под руководством специалистов, имеющих соответствующую квалификацию.
3.4.7. В исключительных случаях разрешается прохождение практики по месту жительства обучающегося (целевой набор, ходатайство от организации, дальнейшее трудоустройство и др.).
3.4.8. Для руководства практикой обучающихся приказом по УрГПУ назначают руководителя практики от УрГПУ из числа лиц относящихся к профессорско-преподавательскому составу.
Для руководства практикой, проводимой в профильной организации, назначают руководителя из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу УрГПУ, организующего проведение практики, и руководитель практики из числа работников профильной организации.
3.4.9. Обучающимся, имеющим стаж практической работы по направлению подготовки, по решению соответствующих кафедр на основе промежуточной аттестации может быть зачтена учебная и производственная (за исключением преддипломной) практики. На преддипломную практику они направляются в установленном порядке.
3.4.10. Обучающиеся, совмещающие обучение с трудовой деятельностью, вправе проходить учебную, производственную, в том числе преддипломную практики по месту трудовой деятельности в случаях, если профессиональная деятельность, осуществляемая ими, соответствует требованиям к содержанию практики.
3.4.11. Формы аттестации результатов практики устанавливаются учебными подразделениями УрГПУ в соответствии с требованиями ФГОС ВО и составленными на их основе учебными планами направлений подготовки ОПОП ВО.
3.4.12. Практика, предполагающая участие обучающихся в качестве организаторов или общественных наблюдателей на всех этапах ГИА по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, предоставляет возможности по апробации различных трудовых действий в соответствии с требованиями профессионального стандарта и принимается равной 1-3 зачетные единицы в зависимости от продолжительности участия обучающегося в проведении ГИА.
3.4.13. Результаты прохождения практики оцениваются и учитываются в порядке, установленном программой практики.
Результаты прохождения практики, предполагающей участие обучающихся в качестве организаторов или общественных наблюдателей ГИА, оцениваются на основе предоставления подтверждающих документов.
3.4.14. Обучающиеся, не выполнившие программу практики по уважительным причинам, направляются на практику повторно в свободное от учебы время.
3.4.15. Обучающиеся, не выполнившие программу практики без уважительных причин или не аттестованные по итогам практики, могут быть отчислены как имеющие академическую задолженность в соответствии с положением о промежуточной аттестации.
3.4.16. Практика для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов проводится с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
3.4.17. При прохождении практик, предусматривающих выполнение работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), обучающиеся проходят соответствующие медицинские осмотры (обследования) в соответствии с Порядком проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011г. № 302н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 октября 2011г., регистрированный №22111), с изменениями внесенными приказом Министерства здравоохранения от15 мая 2013г. №296н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 июля 2013г., регистрированный №28970), и от 5 декабря 2014г. №801н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2015г., регистрированный №35848),
3.4.18. При определении мест прохождения практики обучающимися с ОВЗ и инвалидами учитываются рекомендации, содержащиеся в заключении психолого-медико-педагогической комиссии, или рекомендации медико-социальной экспертизы, содержащиеся в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда. При необходимости для прохождения практики создаются специальные рабочие места в соответствии с характером ограничений здоровья, а также с учетом характера труда и выполняемых трудовых функций. Формы проведения практики для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть установлены с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.