Организация, задачи и методы исследования
Объект исследования - уровень агрессивности
Предметом исследования являются анализ уровня агрессивности у мальчиков из полных и неполных семей.
Цель исследования – провести сравнительный анализ уровня агрессивности у мальчиков из полных и неполных семей.
Задача:
1) изучение психолого-педагогической литературы по данной проблеме;
2) выявление детей с высоким уровнем агрессивного поведения.
3) сравнительный анализ уровня агрессивности у мальчиков из полных и неполных семей.
Использовались следующие методы исследования:
- диагностика эмоционального состояния (проективная методика «Несуществующее животное»).
- наблюдение за детьми.
Гипотеза исследования: предполагается, что на уровень агрессивного поведения мальчиков существенное значение оказывает то, в какой семье воспитывается ребенок (полная и неполная семья).
Исследование проводилось на базе СШ №2 города Могилева, в 1 «Б» классе.
Было обследовано 15 мальчиков младшего школьного возраста. 4 Мальчика, воспитываются в неполной семье, 11 мальчиков в полной.
Для изучения предрасположенности к агрессии может быть использован проективный тест «Несуществующее животное». Этот метод исследования построен на теории психомоторной связи. По И.М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением.
Если реальное движение по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определённое напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения (на представление – мысль). Так, например, образы и мысли – представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук – ударить, заслониться. При выполнении рисунка лист бумаги представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству. Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью. Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. Левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона - с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.
Для работы потребуется лист бумаги, простой мягкий карандаш и резинка. Лист бумаги стандартного размера А-4.
Инструкция. Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим именем. Опишите образ жизни этого животного, его характер, с кем он общается, чем питается, есть ли у него дом, друзья, враги.
Наблюдение за детьми проводилось с целью изучения проявлений агрессивного поведения у младших школьников из полных и не полных семей. В процессе наблюдения оценивалось проявление таких агрессивных качеств как:
1) Раздражительность, 2) Безразличие, отчужденность, 3) Ненависть, 4) Презрение, 5) Страх, 6) Конфликтность, 7) негативизм, 8) упрямство, 9) импульсивность, 10) эгоизм, 11) слабоволие, 12) несдержанность, 13) агрессия к одноклассникам, 14) аффективность.
Знаком:
«+» обозначался высокий уровень агрессивности детей (качества проявляются часто);
«±» - средний уровень (качества проявляются иногда);
«-» - низкой уровень агрессии младших школьников (качества не проявляются).
Анализ результатов
Данные исследования агрессивного поведения младших школьников заносились в таблицу 1.
ИФ | Несуществующее животное | Наблюдение | Уровень агрессивности |
Егор К. | + | + | Высокий |
Никита Д. | ± | ± | Средний |
Владислав Г. | ± | ± | Средний |
Николай К. | + | + | Высокий |
Богдан Ш. | ± | ± | Средний |
Петр М. | + | + | Высокий |
Андрей К. | - | - | Низкий |
Илья Д. | - | - | Низкий |
Антон П. | + | + | Высокий |
Артур К. | ± | ± | Средний |
Егор Б. | - | - | Низкий |
Никита Л. | ± | ± | Средний |
Олег А. | - | - | Низкий |
Павел Г. | ± | - | Средний |
Руслан В. | ± | - | Низкий |
Проанализировав данные исследований, мы видим, что в 1 «Б» классе:
27% учащихся имеют высокий уровень агрессивности;
40% - средний уровень;
33% - низкий уровень агрессии.
Далее, перед нами стояла задача сравнить уровень агрессивности детей в полной и неполной семье.
Побеседовав с классным руководителем 1 «Б» класса, мы выяснили социальное положение семьи, в которых воспитываются мальчики данного класса. Результаты беседы и уровень агрессивности детей мы представили в таблице 2.
ИФ | Уровень агрессивности | Социальное положение семьи воспитанников |
Егор К. | Высокий | Неполная семья, воспитывает мать |
Никита Д. | Средний | Полная |
Владислав Г. | Средний | Полная |
Николай К. | Высокий | Неполная семья, воспитывает бабушка |
Богдан Ш. | Средний | Полная |
Петр М. | Высокий | Неполная, воспитывает мать |
Андрей К. | Низкий | Полная |
Илья Д. | Низкий | Полная |
Антон П. | Высокий | Неполная, воспитывает отец |
Артур К. | Средний | Полная |
Егор Б. | Низкий | Полная |
Никита Л. | Средний | Полная |
Олег А. | Низкий | Полная |
Павел Г. | Средний | Полная |
Руслан В. | Низкий | Полная |
Результаты сравнительного анализа представили в таблице 3, в процентном соотношении.
Социальное положение семьи | Уровень агрессивности | ||
Низкий | Средний | Высокий | |
Неполная семья | 27% | ||
Полная семья | 33% | 40% |
Рис. 1 – Сравнительный анализ уровня агрессивности у мальчиков из полных и неполных семей
Проанализировав данные таблицы 3 и рисунок 1, мы видим, что мальчики из неполной семьи имеют высокий уровень агрессивности (27%), в то время как у мальчиков из полных семей: 33% - низкий уровень агрессивности, 40% - средний уровень. Высокого уровня агрессивности у детей из полных семей не наблюдается.
Вывод:
1. Анализ психолого-педагогической литературы и собственное исследование показало, что мальчики из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, имеют более высокий уровень агрессивности, низкую школьную успеваемость, более склонны к невротическим нарушениям и противоправному поведению.
2. Детям из неполной семьи свойственны такие проявления агрессии как: раздражительность, безразличие, отчужденность, ненависть, презрение, страх, конфликтность, негативизм, упрямство, импульсивность, эгоизм, слабоволие, несдержанность, агрессия к одноклассникам, аффективность. Данные проявления свидетельствуют о том, что мальчикам из неполных семей для их полноценного психического развития не хватает своевременной эмоциональной поддержки и понимания взрослыми своеобразия формирования их характера, признания в семье или среди сверстников; непосредственности в выражении чувств (когда дети становятся скованными, напряженными, чрезмерно серьезными, воспринимают все слишком буквально, теряют способность понимать шутку и юмор); жизненного тонуса, бодрости, душевного подъема, воодушевления; уверенности в себе и решительности в действиях и поступках; способности легко устанавливать контакты и длительно поддерживать их на взаимоприемлемом уровне; гибкости и непринужденности в отношениях, умения принимать и играть роли.
3. Исследование уровня агрессивности у мальчиков из полной и неполной семьи показало, что существует прямая взаимосвязь агрессивного поведения детей и социального положения семьи, в которой они воспитываются.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, гипотеза подтвердилась.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение и анализ научной литературы позволяют утверждать, что:
- неоднозначное отношение общественного мнения к неполным семьям заставляет членов этих семей скрывать свои трудности, делает их проблемы более «закрытыми»;
- «закрытость» неполных семей усугубляет проблемы осознания внутрисемейных сложностей, их травмирующих последствий, необходимости «лечения» и подключения к реабилитационным мерам родственников и специалистов;
- нахождение неполной семьи в длительной стрессовой ситуации, которая может начинать развиваться задолго до образования такой семьи (предразводная ситуация, беременность и др.), приводит к дезадаптации ее членов, задерживает развитие личности детей и родителей, затрудняет адаптацию их в постстрессовом периоде;
- неполная семья - «особая» и требует к себе особого отношения со стороны социальных служб, интегрирующих работу по поводу семьи из стрессовой ситуации.
Проблемы неполной семьи приобретают глобальный характер и требуют к себе пристального внимания со стороны государства. В последнее время все более возникает необходимость разработки комплексных мер по «профилактике» нарушений традиционных семейных отношений, какими и являются неполные семьи.
Таким образом, мы можем предложить, что именно неполная семья обладает всеми признаками не только «дисфункциональности», но и более серьезного «заболевания», последствия которого плохо осознаются всеми участниками взаимодействия и поэтому трудно прогнозируемы. Неполной семье необходим не только социальный патронаж или психологическое сопровождение, а именно «лечение», которое можно было бы назвать «социальной терапией». Этот процесс, по нашему мнению, может включать такие направления работы, как:
- «присоединение» к жизни семьи, как при непосредственном обращении, так и в превентивном порядке, вовлекая их в этот процесс через психолого-педагогические службы системы образования, социальной защиты и общественные формирования;
- Изучение «глубинных» личностных и социальных причин, приведших к сложившемуся положению;
- Организация сети социального взаимодействия, привлечение родственников, специалистов и самих членов семьи к процессу выхода из стресса;
- Социальную реабилитацию с использованием групповых форм работы (клубные формы, тренинги в режиме дебрифинга).
Организовав именно такой процесс, можно более глубоко и системно изучить последствия воспитания детей в неполной семье; состояние личности в постстрессовом периоде и последствия для ее развития при длительном пребывании в стрессовой ситуации; разработать комплекс мер по выводу членов неполной семей из стресса.
Исследование уровня агрессивности у мальчиков из полной и неполной семьи показало, что существует прямая взаимосвязь агрессивного поведения детей и социального положения семьи, в которой они воспитываются. Дети из неполной семьи имеют высокий уровень агрессивности.
Особенности семей агрессивных детей следующие:
1. В семьях агрессивных детей разрушены эмоциональные привязанности между родителями и детьми, особенно между отцами и сыновьями. Родители испытывают скорее враждебные чувства по отношению друг к другу; не разделяют ценности и интересы друг друга.
2. У родителей агрессивных детей модели воспитания и собственного поведения часто противоречат друг другу, и к ребенку предъявляются взаимоисключающие требования. Как правило, очень жесткий отец (не живущий с семьей) и попустительская мать. В результате у ребенка формируется модель вызывающего, оппозиционного поведения, которая переносится на окружающий мир.
Основные воспитательные средства, к которым всегда прибегают родители агрессивных детей, - это:
- физические наказания;
- угрозы;
- лишение привилегий;
- введение ограничений и отсутствие поощрений;
- частые изоляции детей;
- сознательное лишение любви и заботы в случае проступка.
Причем сами родители никогда не испытывают чувства вины при использовании того или иного метода наказания.
Анализ психолого-педагогической литературы и собственное исследование показало, что мальчики из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, имеют более высокий уровень агрессивности, низкую школьную успеваемость, более склонны к невротическим нарушениям и противоправному поведению.
Мальчикам из неполной семьи свойственны такие проявления агрессии как: раздражительность, безразличие, отчужденность, ненависть, презрение, страх, конфликтность, негативизм, упрямство, импульсивность, эгоизм, слабоволие, несдержанность, агрессия к одноклассникам, аффективность. Данные проявления свидетельствуют о том, что мальчикам из неполных семей для их полноценного психического развития не хватает своевременной эмоциональной поддержки и понимания взрослыми своеобразия формирования их характера, признания в семье или среди сверстников; непосредственности в выражении чувств (когда дети становятся скованными, напряженными, чрезмерно серьезными, воспринимают все слишком буквально, теряют способность понимать шутку и юмор); жизненного тонуса, бодрости, душевного подъема, воодушевления; уверенности в себе и решительности в действиях и поступках; способности легко устанавливать контакты и длительно поддерживать их на взаимоприемлемом уровне; гибкости и непринужденности в отношениях, умения принимать и играть роли.
Исследование уровня агрессивности у мальчиков из полной и неполной семьи показало, что существует прямая взаимосвязь агрессивного поведения детей и социального положения семьи, в которой они воспитываются.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, гипотеза подтвердилась.