1. Как доказать, что педагогика – это наука.
2. Дать определения следующим терминам, используя 3-4 учебника по педагогике: обучение, образование, воспитание, развитие, дидактика, методы обучения, методы воспитания, содержание обучения, содержание образования, социализация, содержание воспитания, педагогическая технология.
3. С какими проблемами в воспитании и обучении сталкивается современное российское общество? Как предлагается их решать?
4. В каком случае преподаватель высшей школы становится субъектом образовательного процесса, а студент – субъектом учебного процесса?
5. Заполните таблицу «Ученые, внесшие большой вклад в развитие педагогики в России».
Ф.И.О. ученого | Даты жизни | Основные идеи | Основные научные труды |
Ушинский К.Д. | |||
Каптерев П.Ф. | |||
Шацкий С.Т. | |||
Блонский П.П. | |||
Сухомлинский В.А. | |||
Занков Л.В. | |||
Скаткин М.Н. | |||
Эльконин В.В. | |||
Лернер И.Я. |
Б. Задания по психологии
1. Чем объяснить, что развитие психологии тесно связано с развитием философии, социологии, медицины, педагогики и другими науками?
2. Дать определения следующим терминам, используя 3-4 учебника по психологии: психика, сознание, бессознательное, личность, поведение, деятельность, способности, мышление, отражение, характер, становление, развитие.
3. В каком случае мышление будет являться психическим процессом, а в каком психической деятельностью?
4. Какую роль играют внешние условия и собственная активность человека в его психологическом становлении как личности?
5. Заполните таблицу «Ученые, внесшие большой вклад в развитие психологии».
Ф.И.О. ученого | Даты жизни | Основные идеи | Основные научные труды |
Бехтерев В.М. | |||
Нечаев А.П. | |||
Рубинштейн С.Л. | |||
Выготский Л.С. | |||
Лурия А.Р. | |||
Леонтьев А.Н. | |||
Запорожец А.В. | |||
Ланге Н.Н. | |||
Блонский П.П. |
Рекомендуемая литература по дисциплине
Основная литература:
1. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов/ ред., сост. А. А. Радугин, ред. Е. А. Кротков. – М.: Центр, 2003. – 256с.
2. Радугин, А. А. Психология: Учеб. пособие для высших учебных заведений / А. А. Радугин. – М.: Центр, 2003. – 400с.
3. Столяренко, А. М. Психология и педагогика: учеб. пособие для ВУЗов / А. М. Столяренко. -2-е изд., перераб. И доп.. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 312с.
4. Столяренко, Л. Д. Основы психологии: учеб. пособие для ВУЗ / Л. Д. Столяренко. -3-е изд., перераб. И доп.. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 672с.
5. Столяренко, Л. Д. Психология и педагогика в вопросах и ответах: учеб. пособие / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 576с.
6. Андреева, О. Д. Технология бизнеса: маркетинг: Учебное пособие / О. Д. Андреева: ИНФРА-М: Норма, 1997. – 224с.
Дополнительная литература:
1. Андреева, Г. М. Социальная психология: Учеб. для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 1998. -376с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология: учеб. для ВУЗ / Г. М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 2000. – 376с.
3. Андриенко, Е. В. Социальная психология: учеб. пособие для ВУЗов / Е. В. Андриенко; ред. В. А. Сластенин. -4-е изд., стер.. – М.: Академия, 2008. – 264с.
4. Леонтьев, А. А. Психология общения: учеб. пособие для ВУЗов / А. А. Леонтьев. -4-е изд.. – М.: Академия, 2007. – 368с.
5. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов / ред., сост. А. А. Радугин, ред. Е. А. Кротков. – М.: Центр, 2000. – 256с.
6. Столяренко, А. М. Психология менеджмента: учеб. пособие для ВУЗов / А. М. Столяренко, Н. Д. Амаглобели. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 608с.
Методическая литература:
1. Психология и педагогика: терминологический словарь и краткий библиографический справочник: метод. пособ./ Иркутский ин-т инженеров ж.-д. трансп.. – Иркутск: ИрИИТ, 2001. – 29с.
2. Сергеева, И. А. Биологические основы психики: учебно-методическое пособие по дисциплине «Психология и педагогика» для студентов всех форм обучения / И. А. Сергеева; Иркутский гос. Ун-т путей сообщ.. – Иркутск: ИрГУПС, 2006. – 25 с.: цв.ил.
3. Конфликтология: Программа курса и планы семинарских занятий для студентов очной и заочной форм обучения/ Иркутский ин-т инженеров ж.-д. трансп.; сост. А. Е. Кащаев. – Иркутск: ИрИИТ, 2000. – 20с.
Перечень вопросов итогового контроля по дисциплине
Психология
1. Предмет и объект психологии. Основные отрасли современной психологии.
2. Место психологии в системе наук. Задачи психологии.
3. Становление и современное состояние отечественной психологии.
4. Природа психики. Возникновение и развитие психики.
5. Структура сознания и бессознательное в психике человека.
6. Методы исследования в современной психологии.
7. Поведение и деятельность. Структура деятельности.
8. Потребности и мотивы, их психологическая характеристика.
9. Виды и развитие человеческой деятельности. Понятие о ведущей деятельности и ее влиянии на психическое развитие человека.
10.Группы и коллективы. Социально-психологическая характеристика малых групп. Формальная и неформальная группы.
11.Структура малой группы. Характеристика социальных ролей в группе. Руководство и лидерство в группе.
12.Понятие личности в психологии. Личность как целостная функционально-динамическая система психических особенностей человека.
13.Структура личности. Направленность и устойчивость личности.
14.Индивид, личность, индивидуальность. Формирование личности. Активность личности.
15.Понятие формирования личности в психологии и педагогике.
16.Понятие о темпераменте и его природа. Типы темперамента.
17.Свойства темперамента. Темперамент и личность.
18.Понятие о характере. Структура характера.
19.Закономерности формирования характера. Характер и темперамент.
20.Понятие о способностях. Классификация способностей.
21.Общая характеристика внимания. Виды внимания. Основные свойства внимания.
22.Понятие об ощущениях. Физиологическая природа ощущений. Виды ощущений.
23.Сущность восприятия, его основные свойства.
24.Эмоции и чувства в жизни человека. Функции эмоций.
25.Воля и регуляция поведения человека. Волевые качества личности и их формирование.
26.Память, ее значение в жизни и деятельности человека. Виды памяти.
27.Процессы памяти, их особенности. Условия успешного запоминания.
28.Мышление и речь. Виды мышления и мыслительные операции.
29.Формы мышления. Индивидуальные особенности мышления.
Педагогика
30.Объект, предмет, функции и задачи педагогики. Основные понятия и категории педагогики.
31.Педагогическая система и педагогическая деятельность как предмет педагогики.
32.Исторические предпосылки возникновения педагогической теории.
33.Место педагогики в системе общенаучных знаний о человеке и обществе.
34.Связь педагогики с философией, психологией, социологией, физиологией и другими науками об обществе и человеке.
35.Предмет научного исследования в педагогике. Классификация методов научного исследования в педагогике.
36.Педагогический процесс как система.
37.Подходы к определению содержания целостного педагогического процесса на современном этапе. Аксиологический и гуманистический подход.
38.Структура педагогического процесса. Основные компоненты: целевой, содержательный, операционно-деятельностный, аналитико-результативный.
39.Функции целостного педагогического процесса: образовательная, воспитывающая, развивающая.
40.Общие принципы дидактики и их реализация.
41.Дидактика как наука, изучающая сущность и закономерности процесса обучения.
42.Категории дидактики.
43.Процесс обучения как двухсторонний. Преподавание как деятельность учителя и учение – деятельность учеников.
44.Структура процесса обучения. Функциональные компоненты обучения: целевой, содержательный, операционно-деятельностный, оценочно-результативный.
45.Системы и виды обучения.
46.Научные основы определения содержания образования и воспитания.
47.Содержание общего среднего образования.
48.Учебные планы, учебники и учебные пособия. Государственный образовательный стандарт. Федеральный, региональный и школьный компоненты.
49.Сущность и особенности учебной программы. Вариативность учебных планов, программ.
50.Общие закономерности воспитания и их психолого-педагогические основы.
51.Формирование всесторонне и гармонично развитой личности как основная цель (идеал) современного воспитания и его составные части.
52.Закономерности и принципы педагогического процесса.
53.Сущность воспитательного процесса как части целостного педагогического процесса.
54.Диалектика процесса воспитания.
55.Личность воспитателя как важнейший субъективный фактор процесса.
56.Перевоспитание, его причины, технология.
57.Современные отечественные концепции воспитания: официальный подход, альтернативные системы. Личностно-ориентированное воспитание.
58.Зарубежные модели воспитания.
59.Содержание воспитания. Земля, Отечество, Семья, Труд, Знание, Культура, Мир, Человек – универсальные ориентиры воспитания и самовоспитания, оценки и самооценки.
60.Умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, экономическое и правовое воспитание.
61.Подходы к классификации методов воспитания и обучения. Методы самовоспитания и самообразования
62.Понятие о формах организации педагогического процесса. Классификация форм обучения.
63.Классно-урочная форма организации обучения и ее особенности.