Инструкция к итоговому проекту: «Развитие класса инженерных устройств во времени (XV-XX вв., Ранее Новое время – Новейшее время)»
Итоговый учебный проект это оценка способности студентов анализировать историю развития инженерных устройств/технологий. Для этого сначала студентам необходимо выбрать класс инженерных устройств/технологий:
1. Технология выплавка чугуна на коксе (XVIII-XIX вв.).
2. Технология производства легированной стали (XVIII в.- нач. XX в.).
3. Устройства, использующие энергию воды: водяное колесо, водяная турбина (XIV в.- сер. XIX вв.).
4. Паровозы (XVI в.- нач. XX в.).
5. Корабли: от парусных к паровым (XVI-XIX вв.).
6. Летательные аппараты (XIX в.- сер. XX в.).
7. Военная техника: танки (XVI в.- сер. XX вв.).
8. Автомобильный двигатель (XIX в. – XXI в.).
9. Паровой двигатель в производстве, горном деле (XVIII в. - XIX вв.).
10. Текстильная промышленность времен Промышленной революции (сер. XVIII в. – сер.XIX в).
11. Электрический телеграф (XIX вв.).
Под классом понимаются устройства/технологии, которые можно выстроить в последовательности, например:
Крупномасштабные (изменения, которые простилаются на тысячелетия)
Колесницы (∼ 5000 до н.э.) → Повозки (∼ 3000 до н.э.) → Поезда (∼ 1800) → Автомобили (∼ 1800) → …
Солнечные часы (∼ 6000 до н.э.) → водяные часы (∼2500 до н.э.) → часы, приводимые в движение с помощью веса (∼ 1300) → маятниковые часы (∼1700) → …
Среднемасштабные (изменения, которые простилаются на века)
Мелкомасштабные (изменения, которые простилаются на десятилетия)
После того, как студенты выбирают один из классов инженерных устройств/технологий, им необходимо следовать следующей структуре учебного проекта:
1) Нужно представить развитие класса инженерных устройств/технологий в виде последовательности: A(t0) → B(t1) → C(t2) → D(t3) → E(t4) →… (t – это время появление устройства/технологии). Каждый выделенный этап необходимо проанализировать в соответствии с пунктом 2,3,4.
2) Почему? Инженеры прошлого пытались что-то изменить или что-то улучшить в своем настоящем.
Необходимо начать с анализа того, какая существовала необходимость в создании инженерного устройства/технологии и где такая необходимость существовала (социальные нужды и потребности) [1]. Необходимо в терминах инженерии определить техническую проблему (их может быть несколько) и ее различные аспекты, которые нужно было решить инженеру(-ам)[2]. Определить препятствия и ограничения при решении технической проблемы в конкретной исторической и социальной ситуации.
3) Как? Инженеры прошлого находили способ решения технической проблемы.
Описать способы того, каким образом инженер(-ы) искали и находили способы решения технической проблемы(-м), учитывая препятствия и ограничения (в терминах жизненного цикла инженерной деятельности это этапы от планирования до создания продукта).
4) Что? Инженеры прошлого создавали полезные устройства/технологии.
Описать устройство, характеристик и особенностей (достоинства и недостатки) конечного инженерного продукта. В каких отраслях и как долго конечный инженерный продукт использовался, какое значение имело создание данного продукта.
Порядок и структура выступления
К практическому занятию необходимо приготовить устное выступление с презентацией (или инфографикой), которая иллюстрирует основные положения учебного проекта, соответствует вышеизложенной структуре. Презентация/инфографика может содержать необходимые схемы, рисунки, выводы и так далее.
Программы, а которых можно выполнить учебный проект:
Power Point
Prezi (презентация): https://prezi.com/
Piktochart (инфографика): https://create.piktochart.com/
Ease.ly (инфографика): https://www.easel.ly/
Регламент выступления: доклад – не более 10 минут, ответы на вопросы – не более 5 минут.
Критерии оценки
Содержание – выступление соответствует структуре учебного проекта (пункты 1-4), выступающие способны описать последовательность развития класса инженерного устройства/технологии, выделить его этапы.
Качество выступления – выступающий способен самостоятельно (без внешней помощи: книги, распечатки, электронных устройств) представить содержание учебного проекта. Цели и задачи выступления четко определены.
[1] Обращаем внимание на то, что зачастую в истории инженерии трудно определить, какие социальные нужны, предшествовали изобретению. В некоторых случаях, решение известной проблемы находятся изобретателями случайно, например, в ходе решения совсем других задач. Тем не менее студентам должны иметь представления о том, в какой ситуации создавалось то или иное устройство/технология/изобретение. Как пишет Мокир: «Тем не менее очевидно, что во многих случаях действительно не имеется никаких серьезных причин для того, чтобы данное изобретение было сделано в конкретный момент времени, а не столетиями ранее. Напрашивается заманчивый ответ о том, что все дело в отсутствии соответствующей осознанной потребности или спроса, но также возможно и то, что конкретная инновация прежде просто никому не приходила в голову. В эту категорию можно занести ряд очень полезных и простых средневековых изобретений — таких как тачка или стремя» (Мокир Дж. Рычаг богатства. Технологическая креативность и экономический прогресс. М.: Изд-во Института Гайдара, 2014. С. 28).
[2] Технические проблемы могут быть связаны с уже существующими устройствами/технологиями или с предшествующими неудовлетворительными решениями этой проблемы.