Предмет, класс | Литературное чтение на родном языке, 2 класс | ||
УМК, автор программы | УМК «Школа России», | ||
Учитель | Лукина Н.В., учитель начальных классов МАОУ «Школа Экодолье », 2 класс | ||
Тема урока, № урока в рабочей программе | №7. Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк». | ||
Цель урока | формировать и развивать у первоклассников навык чтения, развивать речь, мышление, воспитывать интерес и любовь к самостоятельному чтению | ||
Задачи урока | обучающие | развивающие | воспитательные |
-познакомить с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк»; - обучать плавному выразительному чтению целыми словами и по ролям; - отвечать на вопросы по содержанию произведения; - учить соотносить иллюстрацию с содержанием текста; | развивать умение анализировать и сравнивать разные произведения; развивать память, мышление, речь; | воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа, к устному народному творчеству. | |
Планируемые результаты урока | Предметные знания и умения | Личностные качества, метапредметные УУД | |
учащиеся познакомятся с народной сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк»; научатся осознанно читать; осознавать авторское и собственное отношение к персонажам; находить главную мысль, сформулированную в тексте. | - личностные результаты: проявление познавательных мотивов к новому учебному материалу; стремление к приобретению новых знаний и умений; использовать адекватную самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности. - метапредметные результаты: а) Познавательные УУД: формулировать проблему с помощью учителя; выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя; строить речевое высказывание в устной форме. б) Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; работать в парах и в группе, вести диалог (отвечать на вопросы), договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. в) Регулятивные УУД:принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать себя: планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | ||
Методическое обоснование урока | Исходя из общей структуры учебной деятельности, урок построен таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность системно выполнять весь комплекс универсальных учебных действий, определенных ФГОС, сохраняя и укрепляя и при этом свое здоровье и достигая личностные, метапредметные и предметные результаты, достаточные для успешного продолжения образования в основной школе. С этой целью на уроке используется деятельностный метод обучения, основанный на методе рефлексивной самоорганизации, структура урока обусловлена этапами технологии деятельностного метода (ТДМ). Этот урок является не первым в разделе. По своей структуре он относится к уроку изучения нового материала. При постановке целей и задач урока учитывается в первую очередь особенность учебного материала и уровень подготовленности учащихся. Большая часть урока строится на основе беседы, направляющей определённым образом и ход мыслей учеников, и ход анализа стихотворений. Особое значение, кроме репродуктивного метода, имеет метод художественного чтения. | ||
ИОС урока | Учебно-методическое обеспечение | Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет) | Необходимое аппаратное и программное обеспечение(локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства) |
хрестоматия по литературному чтению | найти мультфильм в интернете и посмотреть. | мультимедийная доска, презентация, аудиозапись сказки и техническое средство для прослушивания (компьютер) |
Название этапа | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности. С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно: 1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). 2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»). | Психологический настрой на урок
Прозвенел сейчас звонок.
Начинаем мы урок.
Будем снова мы читать
Много знаний получать!
-Каким вы хотите видеть наш урок?
-Пусть этот урок принесёт нам радость общения и
наполнит наши души прекрасными чувствами.
Начинаем урок литературного чтения с дыхательной гимнастики (по методу Бутейко):
| Проверка готовности к уроку. Ответы детей. Выполняют дыхательную гимнастику. Дети читают скороговорку сначала медленно, а затем всё быстрее и быстрее. Ответы детей |
2. Актуализация и пробное учебное действие. | На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. | - Вспомните какой разделмы начали изучать? - С каким литературным жанром мы познакомились на прошлом уроке. - Для чего нужно читать сказки? - Дома вы читали сказку «Заячья избушка». Давайте вспомним всех действующих лиц этой сказки. -Отгадайте загадки. Всех зверей она хитрей, Шубка рыжая на ней. Пышный хвост – ее краса. Этот зверь лесной-… - Правильно. Съел он семерых козлят, Съесть хотел трех поросят… Стал героем «Ну, погоди!». Но к нему не подходи. Он в охоте знает толк: Кто же это? - Молодцы, верно! Скажите, а вы знаете героями каких сказок стали лиса и волк? Динамическая пауза. Физминутка. -Выполним физминутку ещё про одного жителя леса - про медведя. Мишка шел, шел, шел. Земляничку нашел. -Ах, какая ягодка! Топай, мишка, Хлопай, мишка, Приседай со мной, братишка. Лапы вверх, вперёд и вниз, Улыбайся и садись. | Ответы детей Ответы детей. Вспоминают и дополняют Ответ ребят (лиса). Ответ ребят (серый волк). Ответы детей. Выполняют физкультминутку с движениями. Снимают усталость. |
3. Выявление места и причины затруднения. | На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. | - Вспомните мой вопрос, заданный перед физминуткой. (Скажите, а вы знаете героями каких сказок стали лиса и волк?) - Сегодня мы снова отправляемся в мир сказок и познакомимся со сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк». Тема урока: сказка «Лисичка-сестричка и серый волк».(на доске запись) - Откройте учебник. Прочитайте название сказки. -Посмотрите на иллюстрации к сказке. Как выглядит лисичка? Почему ее называют лисичка-сестричка? - А есть ли автор у этой сказки? -Как называется такая сказка? -Почему мы их так называем? | Ответы детей. Называют хором тему урока. Слушают учителя, рассуждают, отвечают на вопросы. |
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. | На данном этапе учащиеся определяют цель урока - устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить. | Проблемная ситуация -Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Внимательно послушайте их разговор. (Инсценировка. Две ученицы одеты в костюмы лисичек.) Разыгрывается проблемный диалог. 1 лисичка: - Привет! 2 лисичка: - Привет! Как тебя зовут? 1 лисичка:- Меня зовут Лисичка-сестричка. А тебя как? 2 лисичка (удивлённо) - Как?! И меня зовут Лисичка-сестричка! 1 лисичка (с возмущением): - Удивительно! А где ты живёшь? 2 лисичка: - Я живу в сказке Евгения Чарушина «Теремок». А ты где? 1 лисичка: - А я живу в сказке « Лисичка-сестричка и серый волк»! 2 лисичка: (удивлённо) - Ничего не понимаю! Что же получается? Мы с тобой одинаковые героини разных сказок?!!! Тогда зачем эти сказки создатели учебника напечатали для второклассников? (уходят) - Как вы думаете, одинаковые ли сказки предлагают для изучения авторы учебника? (слушаю мнения детей). - Вот на этот вопрос мы и попробуем сегодня ответить. - Какие задачи поставим сегодня на уроке? -Что можно сравнивать? (героев, события, чему учит сказка и т. д). Работа с пословицей. – Ребята, есть такая пословица: Кашу кушай – а сказку слушай: Умом-разумом смекай, да на ус мотай. -Как понимаете смысл этой пословицы? Как вы думаете, зачем нужно есть кашу? А если сказку будешь слушать, то каким будешь? | Проблема поставлена и запланированы действия для её решения Дети определяют задачи урока. Мы будем учиться читать выразительно сказку «Лисичка-сестричка и серый волк», отвечать на вопросы по содержанию сказки. Ответы детей. |
5. Реализация построенного проекта. | На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. | -Давайте послушаем сказку.(Прослушивание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» (аудиозапись) и просмотр сказки одновременно.) -Вы должны не просто слушать, но и быть очень внимательными, чтобы запомнить действующих лиц сказки и сказать, как развиваются события в сказке? | Слушают аудиозапись сказки «Лисичка-сестричка и серый волк». |
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. | На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. | Проверка понимания прослушанного. -Вам понравилась сказка? О чём эта сказка? Назовите героев сказки. Работа в группах: -Задание для 1 группы. Докажите, что это сказка? (памятка) - Задание для 2 группы. Назовите героев сказки. - Задание для 3 группы. Охарактеризуйте лисичку. - Задание для 4 группы. Охарактеризуйте волка. - Задание для 5 группы. – Каким вам показался финал сказки: ожидаемым или неожиданным? Почему так заканчивается сказка? | Отвечают на вопросы учителя. Работают в группах. Отвечают на вопросы учителя. |
7. Самостоятель ная работа с самопроверкой по эталону. | При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. | Подготовка к чтению сказки «Лисичка-сестричка и серый волк». а) чтение трудных слов (работа в парах). -В сказке встретятся длинные и трудные для чтения слова. Давайте, почитаем эти слова в парах, сначала по слогам, а потом целыми словами.(договоритесь между собой, кто будет читать первым). про-го-ло-да-лась по-жи-вить-ся по-ти-хонь-ку при-мо-ро-зи-ло ко-ро-мыс-ло ис-ко-ло-ти-ли вы-ма-за-лась Оцените работу друг друга (наклейте смайлики) б) работа с учебником. Повторное чтение сказки«по цепочке». -При чтении интонацией выделяйте слова и предложения. Обратите внимание на знаки препинания. Постарайтесь голосом передать особенности поведения и характера действующих лиц сказки (поставили пальчики на начало сказки и приготовились читать). Зрительная гимнастика. Комплекс упражнений для глаз М.С. Норбекова: *медленно переведите взгляд вверх, стараясь смотреть через лоб, а после этого опустите глаза вниз; *рисуйте глазами большие фигуры в воздухе; *представьте, что у Вас перед глазами круглые часы, смотрите в их центр и рисуйте круги глазами, увеличивая диаметр окружностей. в) словарная работа. -В сказке встретились непонятные слова. -Где мы можем узнать значение этих слов? (в толковом словаре). Мы сегодня не будем обращаться к словарю. -Я предлагаю поработать в группах. Попытайтесь сами к словам левого столбика найти значение слов из правого столбика и соединить их стрелочкой. по-жи-вить-ся слав-ный (воротник) ро-го-жа про-рубь ко-ро-мыс-ло пус-тил-ся без огляд-ки ис-ко-ло-ти-ли еле пле-тусь Проверяем (обменялись карточками). Объясните значение слов. Договоритесь, кто из вас будет отстаивать вашу точку зрения. Оцените работу в группах (смайлики) г) игра «Найди нужный сюжет в сказке» Рассмотрите внимательно иллюстрацию, найдите нужный сюжет в тексте и зачитайте его) д) Выборочное чтение сказки «Лисичка-сестричка и серый волк». -Найдите в тексте и прочитайте: 1.Лиса выбрасывает рыбку из саней. 2.Волк сидит ночью у проруби. 3.Бабы бьют волка. 4.Лиса в избе. 5.Волк несет лису на себе. | Дети работают в парах. Чтение сказки вслух учащимися. Выполняют комплекс упражнений для глаз. Работа со словарем. Дети работают в группах. Оценка работы в группах. Дети находят в тексте нужные места, зачитывают. |
8. Включение в систему знаний и повторение. | На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. | -Давайте вспомним сказку, которую мы читали на прошлом уроке. Сравните сказки "Заячья избушка" и " Лисичка-сестричка и серый волк ". -Что можно сравнить? 1. Название. 2.Главные герои. 3.Содержание сказки; 4.Конец сказки. -Чем похожи сказки? - Чем различаются? - В любой сказке есть поучение? - Чему нас учат сказки? Оцените свою работу на данном этапе урока (смайлики). | Анализируют и дают ответы. Похожи: оба произведения – сказки – народные, главные герои – животные: зайчик, лисичка, волк. разные слова-характеристики героев; разное содержание и конец сказки. Отвечают, обосновывают свой выбор. |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). | На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности. | -Над каким произведением мы работали сегодня на уроке? -Как называется сказка? - Чему нас учит эта сказка? - Кто её автор? -Удалось ли решить поставленные задачи? Продолжите предложение: · На уроке я узнал… · Я запомнил… · Мне понравилось… - А теперь покажите, сколько смайликов вы получили за урок? - У кого весёлые смайлики? - У кого серьёзные смайлики? | Самостоятельно прокомментировать достижение цели урока. Ответы детей. Самооценка |
10. Информация о домашнем задании | Даются разноуровневые задания | 1.Нарисовать рисунок к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк». 2. Приготовить сказку на пересказ, на следующем уроке будем инсценировать её. Сделать маску лисы и волка. 3. Придумать другую концовку сказки. - Ребята, вы очень старались. Спасибо за урок! | Запись в дневник домашнего задания. |