Представляется возможность выделить несколько основных мифологических подходов, с которыми постоянно встречаются работающие женщины. К ним относятся мифы о слишком эмоциональной женщине, о неуверенной женщине, о женщине — рабочей лошади, о непрофессиональной женщине и, наконец, о суперженщине. Краткое содержание приведенных мифов сводится к следующему.
Миф о слишком эмоциональной женщине гласит, что женщины «по своей природе» чересчур эмоциональны, легко возбудимы, ранимы. Будучи во власти эмоций, они не способны рационально оценить ситуацию, принять правильное решение. У женщин страдает логическое мышление, они не способны воспринимать критику, склонны к истерикам.
Влияние этого мифа трудно переоценить. Достаточно обратить, например, внимание на то, что общество значительно более терпимо к проявлению мужчинами бурных эмоциональных реакций, это редко вредит их профессиональной карьере. Женщина в то же время должна быть все время начеку, чтобы не сорваться, не проявить свой (даже обоснованный) гнев, так как это сразу же дискредитирует ее в глазах окружающих, будет в лучшем случае рассматриваться в качестве признака ее слабости. Проявление эмоций работающей женщиной возможно в основном с глазу на глаз в личных отношениях, если таковые она устанавливает с кем-то из коллег, миф о чрезвычайной эмоциональности женщины мешает, естественно, проявлению ассертивного поведения, когда рациональная постановка вопроса, требование изменений, улучшении в организации труда, предложение новой идеи должны сопровождаться адекватной и иногда сильной эмоциональной реакцией. Миф о чрезмерной женской эмоциональности подавляет функционирование женской интуиции и снижает возможности творческого самовыражения.
Миф о неуверенной женщине проявляет свое влияние в исходном недоверии к женскому постоянству, в сформированном убеждении, что женщина всегда может подвести, что на нее нельзя полагаться в серьезных делах, что она не обладает достаточной сдержанностью. Многие женщины, находясь под давлением этих представлений, сами начинают верить в их правдивость и перестают доверять самим себе. В производственных отношениях миф способствует подозрительности к качеству работ, выполняемых женщинами, и приводит к ненужным многочисленным проверкам, контролю над деятельностью, в значительной мере снижая самостоятельность, затрудняя принятие независимых решений.
Часть 8. Миф о Дон Жуане
Мы рассмотрели одну сторону интересующей нас проблемы — проблему мифологизации женщины. Что можно сказать о другой, мужской стороне проблемы? Как обстоит дело с имиджами мужчин? Существует ли мужская мифология? Если да, то какое влияние она оказывает на общество, на сферу отношений между полами?
Попытаемся разобраться в этих, недостаточно освещенных в литературе вопросах.
Обратимся вначале к средствам массовой информации. Как изображаются «типичные» мужчины в кино и на телевидении, в прессе?
Анализ показывает, что современный мужчина изображается, как правило, поверхностно и упрощенно, несмотря на внешнее разнообразие описаний. Во многих посредственных кинофильмах и сериалах мужчин изображают лишенными черт мужественности — как недалеких, упрощенных, оторванных от действительности и к тому же неотесанных индивидуумов. В то же время в вестернах, приключенческих фильмах, детективах, фильмах ужасов мужчины изображаются безжалостными, находящимися во власти хищных инстинктов, преследующими женщин, или мужественными, всегда побеждающими суперменами. В произведениях коммерческой художественной литературы мы часто встречаемся с образом мужчины, находящегося во власти необузданных сексуальных желаний.
Упрощенный и односторонний характер изложения не может быть случайным, он всегда отражает систему представлений, основанных на мифологических образах, мифологическом мышлении. В связи с этим следует обратить внимание на одно, с нашей точки зрения, интересное обстоятельство. В литературе, касающейся вопросов мужественности и женственности, о мужчинах содержится значительно меньше сведений, чем о женщинах. Более того, казалось бы «исчерпывающие» исследования по вопросам мужской сексуальности (Kinsey et al., 1948; и др.) фиксируются в основном на вопросах сексуальной состоятельности и ее нарушениях, оставляя в стороне проблему психологии секса, интеллектуальное и эмоциональное отношение мужчин к вопросам сексуальности. Такое явление тоже не случайно, так как отражает влияние на сознание находящихся в подсознании категорических мифологически окрашенных предубеждений типа: для мужчины главное — получить сексуальное удовлетворение любой ценой, все мужчины одинаковы, они только притворяются. Подобные предубеждения действуют как на мужчин, так и на женщин.
Одним из широко распространенных мифов о мужчине является, несомненно, миф о Дон Жуане, его мужской ненасытности, стремлении вступать в сексуальную связь с каждой привлекательной женщиной, встретившейся на его пути. Этот миф поддерживается в сознании женщины начиная с раннего детского возраста: матерью, отцом, а затем в более старшем возрасте подругами. В воображении формируется образ сатира с животными низменными страстями. Как относятся мужчины к этому мифу? Исследования показывают, что такое представление может вызывать положительные, хотя и скрываемые, эмоции и льстит самолюбию. В то же время исследования Pietropinto, Simenauer, (1978) показали, что 80% мужчин не считают для себя секс наиболее важным удовольствием в жизни. Однако, находясь под властью мифа о сексуальной ненасытности, мужчины, «чувствуют себя обязанными» соответствовать этой схеме, что сопровождается постоянной сексуальной озабоченностью, мыслями о необходимости сексуальных отношений и об улучшении своей сексуальной жизни, изучении новых возможностей, применении новых вариантов отношений, сексуальных практик и др. У многих мужчин в сознании присутствует идея о необходимости иметь определенное количество сексуальных отношений, например, в неделю. Это количество совершенно не отражает биологического желания, а обусловлено представлением о сексуальной «норме» сочетается со страхом показаться недостаточно мужественным, не соответствовать «идеалу».
В результате влияния мифа мужчины подвергаются риску развития импотенции, обусловленной подсознательным страхом оказаться не на уровне предъявляемых требований. Каждая неудачная попытка может привести к несостоятельности в последующих случаях, так как усиливается страх возможной неудачи. Фиксация внимания специально на половой функции часто приводит к драматическим результатам – полному исчезновению эрекции и к серьезной психической травматизации.
Часть 9. Миф о мачо
В данном случае речь идет об особом стиле, иногда даже говорят об особой этике мачо. Она заключается в акцентировании средневекового представления о том, что женщина подчиняется во всем мужчине, который «руководит ею», добиваясь выполнения своих желаний. Согласно этике мачо все женщины — «низшие существа», которых нельзя серьезно брать в расчет при принятии каких-либо решений. Презрительное и унижающее отношение к женщинам не распространяется лишь на одну из них — собственную мать, которая возводится на пьедестал и воспринимается как святая. Мужчина с комплексом мачо может иногда переносить свое отношение к матери на женщину, обычно, когда она уже в пожилом возрасте, что не мешает ему постоянно изменять ей.
В основе этики мачо лежит как раз отношение к женщине как к сексуальному объекту, желаемому и в то же время презираемому. Отношение к женщине как к личности для мачо мало возможно лишь в случае исключения сексуальных отношений. Мачо постоянно подчеркивает свою мужественность. Для него типично «жесткое» поведение, соответствующее имиджу сильного мужчины. Он интересуется всеми атрибутами, подчеркивающими его мужские качества и достоинства, включая стиль одежды, манеру разговора, курение, употребление алкоголя. Мачо считает для себя «позорным» проявить сентиментальность, участие, сопереживание с женщиной, находящейся с ним в сексуальной связи. Он стремится как можно чаще менять сексуальных партнерш и любит демонстрировать это поведение перед своими знакомыми и друзьями.
Мужчины с комплексом мачо избегают контактов с психологами, стараются уходить от любых попыток разобраться в своих переживаниях и межличностных проблемах.
Этика мачо в настоящее время свидетельствует, как правило, о наличии серьезных психологических проблем, о выраженности комплекса ангела-проститутки, в частности, поскольку она представляет собой защитную реакцию на этот комплекс, скрывающую чувство тревоги перед осознанием содержания своих переживаний.