Внеурочноезанятие (тема,название) | Формыорганизациивнеурочнойдеятельности | Формируемыеумения |
1 -3.Пейзаж роднойземли.Гармония жилья и природы.Деревня – деревянныймир. Комплектованиегрупп. | Беседа, вхождение вконтекст проблемученика,презентация. | Уметь находитьинформационно–справочный материал по теме и пользоватьсяим. Отличать русскую избу от другихстроений,знатьеёустройство,украшение.Уметьсоздаватьобразизбы(коллективнаяработа). |
4-6.Образкрасотычеловека. Комплектованиегрупп. | Беседа, вхождение вконтекст проблемученика,презентация. | Иметь представление о красоте русскогочеловека,традиционнойнароднойодежде. Уметь создавать женский, мужской,народныйобраз.Знатьособенностихарактера сельского труда, образы, связанные с ним,рольголовного уборавнародномкостюме. Учитьизображать сценутрудавкрестьянскойжизни. |
7 – 8.Народныепраздники. | Беседа, вхождение вконтекст проблемученика,презентация. | Иметь представление о своеобразии русскойприроды,деревенскойместности,еёжителях,спецификеихтруда.Уметьнаходитьинформационно–справочныйматериалпотеме и пользоваться им. Уметь применятьвыразительныесредствадляреализациисвоегозамысла. |
9 – 10.Древнерусскийгород – крепость и егожители. | Упражнения, лекция,диалог,презентация. | Уметь изображать крепостные башни,ворота.Иметьпредставлениеотом,как выбиралось место для постройки крепостнойстены,башни,ворот.Знатьпонятиявертикаль, горизонталь.Учитьизображатьгород–крепостьнафонепейзажа. |
11 -12Древниесоборы. | Упражнения, лекция,диалог,презентация. | Уметьобъяснять,почемусоборявляетсясмысловымцентромгорода;лепитьиз пластилинамакетхрама(вгруппе).Различатьконструкцию, символику частей храма,украшения храма. Уметь выполнятьгрупповуюработу,знать особенности соборнойархитектуры,пропорциисоборов. |
13 -14.Древнерусскиевоины–защитники. | Упражнения, лекция,беседа, вхождение вконтекст проблемученика,диалог. | Уметь находитьинформационно–справочный материал по теме и пользоватьсяим.Иметь представление,какжиликнязьяиеголюди,какодевались.Уметьизображатьдревнерусскихвоинов. |
15.Города русскойземли (виртуальнаяэкскурсия). | Диалог,рассказ,презентация. | Знатьстаринныерусскиегорода:Москва,Новгород, Владимир, Суздаль, РостовВеликий.Уметь отличатьэтигорода.Находитьконкретныйобразиобликкаждогоизэтихгородов. |
16 – 17.Страна восходящегосолнца (Япония). | Упражнения,лекция, беседа, вхождениев контекст проблемученика, диалог,презентация. | Познакомитьсособенностямилегкихпостроек и конструкций Японии. Иметьпредставлениеобособенностяхяпонскойкультуры:графичность,хрупкость.Уметьсравнивать бытовуюпостройкуихрам–пагоду.Уметьизображатьприродучерездетали(ветка, трава). |
18 -19.Образхудожественной культурыДревнейГреции. | Упражнения, лекция,беседа, вхождение вконтекст проблемученика, диалог,презентация. | Уметь находитьинформационно–справочный материал по теме ипользоваться им.Уметь находить иизображать греческий храм. ОпределятьзначениеискусстваДревнейГреции,образгреческойприроды,Акрополь. |
20 -21.Образхудожественнойкультуры средневековой ЗападнойЕвропы. | Упражнения, лекция,беседа, вхождение вконтекст проблемученика, диалог,презентация. | Иметьпредставлениеобобразахготическихгородов средневековой Европы, готическиевитражи. Уметь цветом передаватьпространственные планы; конструироватьобъемныеформы. Уметьразличатьсословноеразделениелюдей,средневековыеготическиекостюмы(вертикальныелинии,удлиненные пропорции). Учитьконструировать объемныеформы, усложняяихдекоративнымидеталями. |
22-23.Всенародывоспеваютматеринство. | Упражнения, лекция,беседа, вхождение вконтекст проблемученика, диалог,презентация. | Иметьпредставлениеотом,чтовискусствевсехнародовесть тема воспеванияматеринства.Учитьизображатьматьидитя. |
24 -25.Все народывоспеваютмудростьстарости. | Упражнения, лекция,беседа, вхождение вконтекст проблемученика, диалог,презентация. | Познакомитьстем,чтокрасота–это эстетическая и духовная категория;лучшие черты характера бабушки и дедушки.Уметь найти хорошее в повседневной жизнистариков,изображать любимыхбабушекидедушек. |
26-27. Сопереживание –великая темаискусства. | Упражнения, лекция,беседа, вхождение вконтекст проблемученика, диалог,презентация. | Понимать, что искусство способно выражатьчеловеческуюскорбь,отчаяние,чтоунижение,угнетение человека следует понимать какнарушениегармониии красотыжизничеловека.Знать,чтогероическаятемавискусствеимеетбольшоеместо.Уметьизображатьрисуноксдраматическимсюжетом. |
28 -29.Герои, борцы,защитники. | Упражнения, лекция,беседа, вхождение вконтекст проблемученика, диалог,презентация. | Иметьпредставлениеобосновныхпамятныхсобытиях: война 1812 года, Сталинградскаябитва.Уметь выполнятьколлективнуюработунавоеннуютему. Знатьгероеввойны1812 года, Сталинградской битвы. Уметьнаходитьинформационно–справочныйматериалпотемеипользоватьсяим. |
30 -31.Юность инадежды. Искусствонародовмира. | Упражнения, лекция,беседа, вхождение вконтекст проблемученика, диалог,презентация. | Знатьовоплощениитемыдетстваиюностивискусствевсехнародов. Иметь представлениеобосновныхсюжетахитемахдетства, юности. Уметь выполнятьколлективный коллаж., самостоятельноподбирать егосюжет.Учитьизображать радостьдетства. |
32 -33. Праздникискусства.Заочное посещениемузеев мира. | Упражнения, лекция,беседа, вхождениев контекстпроблем ученика,диалог,презентация. | Уметьнаходитьинформационно–справочный материал по теме ипользоваться им. Учить анализироватьсодержание, образный язык произведенийразныхвидовижанровизобразительногоискусства. |
34.Здравствуй,лето! Экскурсияв художественныймузей | Упражнения, лекция,беседа, вхождение вконтекст проблемученика,диалог | Уметьиспользоватьвработевсеполученныезнания. Уметь использовать художественныематериалы (бумага, краска); применятьосновные средства художественнойвыразительности в работах. Умение вступатьвобщениедругсдругом, вести диалог, договариватьсядругсдругом. |
IV. Содержание изучаемого курса
|
|
|
1. Живопись. Дать начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.
Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, портретов, натюрмортов, бытовых сцен, сказочных животных, птиц, растений, трав.
2. Графика. Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.
Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.
3. Скульптура. Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки – глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.
Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, сладостей.
4. Аппликация. Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами: с засушенными цветами, травинками. Что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с необычными материалами, например, с фантиками, обёртками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.
Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций).
5. Бумажная пластика. Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.
Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и т.д.
6. Работа с природными материалами. В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы, полученные из бумаги.
Практическая работа: изображение уголков природы.
7. Организация и обсуждение выставки детских работ. Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержанием учебных задач.