ГПОУ «ДОНЕЦКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
КОНСПЕКТ
урока по русскому языку
Тема: Обобщение знаний об имени прилагательном
3-А класс
Студентка 4 курса 41 группы
Специальность 44.02.02
Преподавание в начальных классах
Латак Елена Алексеевна
2021 год
Класс: 3-А. Дата: 08.04.2021
Тема: Обобщение знаний об имени прилагательном.
Цели урока:
образовательная: обобщать знания детей об имени прилагательном;
развивающая: совершенствовать навыки каллиграфии, развивать эмоциональную сферу детей, речь, мышление, воображение, умение делать выводы; развивать внимание к слову как лексической единице речи;
воспитательная: воспитывать взаимопонимание, формировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: раздаточный материал.
Литература: Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2/ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013 – 159 с., [2] л. ил.: ил. – (Школа России)
ХРОНОМЕТРАЖ УРОКА
1.Организация начала урока 1 мин
2. Проверка домашнего задания 7 мин
3. Сообщение темы, целей и задач урока 2 мин
4. Воспроизведение и обобщение понятий и усвоение соответствующей системы знаний 15 мин
Физкультминутка 1 мин
5. Обобщение и систематизация знаний 12 мин
7. Итоги урока 1 мин
8. Сообщение домашнего задания 1 мин
Содержание урока
Организация начала урока.
- Проверьте, чтобы ничего лишнего, кроме учебника, тетради, пенала и дневника, на парте не было.
Проверка домашнего задания. Актуализация и коррекция знаний.
Минутка каллиграфии.
- Сейчас откройте тетради, отступите две линии вниз, на третьей запишите сегодняшнее число. Сегодня девятое апреля, слова «Классная работа». Обратите внимание на правописание слова «классная», там удвоенное написание буквы «эс».
-А теперь мы с вами напишем словарь №11. Слушайте внимательно. Подчеркните все орфограммы, поставьте ударение.
Сообщение темы, целей и задач урока.
- Определите тему нашего урока по стихотворению.
Я – часть речи интересная,
Широко в миру известная.
Опишу любой предмет –
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить.
- О какой части говорится в этом стихотворении?
- Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке?
- Сегодня на уроке мы повторим и обобщим всё, что знаем об этой части речи. Я буду рада вашей активной работе на уроке и вашим правильным ответам.
Воспроизведение и обобщение понятий и усвоение соответствующей системы знаний.
Упражнения в употреблении имен прилагательных в речи.
Работа с текстом.
Весна в лесу.
Хороша............................ весна в лесу! Ярко светит............................. солнце.....................облака украшают......................... небо. С пригорка зажурчал...................... ручеек.
Веселый и сказочный лес весной!
Слова для справок: ранняя, весеннее, легкие, голубое, говорливый.
- А теперь давайте проверим ваши тексты.
- Прочитайте текст без имен прилагательных. Какой текст вам нравится
больше?
– Какую роль играют имена прилагательные? (Д: Они сделали наш текст красочным, выразительным и точным).
Физкультминутка
Обобщение и систематизация знаний.
Упражнения в написании родовых окончаний прилагательных.
- Давайте вспомним, как изменяются имена прилагательные? (Прилагательные склоняются по падежам и изменяются по числам, в единственном числе изменяются также по родам.)
- Когда имена прилагательные изменяются по родам?
Чтобы определить род и число имени прилагательного, надо:
1. Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное.
2. Определить род и число имени существительного.
3. По роду и числу имени существительного определить род и число имени прилагательного.
Помни: Род имён прилагательных определяется только в единственном числе.
-От чего зависит род имен прилагательных? (Чтобы определить род прилагательного, нужно выяснить род существительного, с которым данное прилагательное согласуется – род обеих частей речи будет одинаковым.)
-Какие они имеют окончания? (Правописание окончаний прилагательных зависит от грамматических признаков слова – его рода, числа, падежа, и в некоторых случаях лексико-грамматического разряда.
Слово какой помогает определить окончание прилагательного наиболее простым способом: достаточно подобрать нужную форму вопроса к падежной форме прилагательного. Окончание вопроса будет совпадать с окончанием прилагательного (для прилагательных с твердой основой в окончаниях будут писаться гласные -ы-, -о-, -у- с мягкой основой и основой на шипящие – -и-, -е, – -ю-).).
- Посмотрите на доску, перед вами несколько словосочетаний. Ребята, а что называется словосочетанием?
-Вам надо списать эти словосочетания, дописав окончания прилагательных, указав род и число имен прилагательных, окончания выделить:
Ярк.. солнце, тёпл… лучи, нежн… цветок, ранн… весна, весёл… капель, звонк…ручеёк, молод… травка, криклив… птицы.
-Давайте проверим.
- На какой вопрос отвечают прилагательные мужского рода?
-Какие окончания они имеют?
- У каких прилагательных вы не смогли определить род?
- Почему?
Контрольный тест.
-У каждого на парте лежит лист с тестами. Вам необходимо прочитать и указать правильный ответ на вопрос.
1. Укажи имя прилагательное.
A) морозить;
Б) морозный;
В) мороз.
2.. Выбери подходящее окончание к данному имени прилагательному:
Ранн... утро.
А) - ое;
Б) - ее;
В) - ие.
3. Укажи прилагательное, противоположное по значению данному: Зелёная нить тонкая, а красная....
А) гладкая;
Б) короткая;
В) толстая.
4. Род и число имени прилагательного зависит от:
А) имени существительного;
Б) глагола;
В) местоимения.
5. Выберите верное утверждение:
А) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает подлежащим;
Б) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает сказуемым.
В) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает второстепенным членом предложения;
-Заканчиваем, по окончанию урока вы сдадите листики и узнаете свою оценку.
Итоги урока.
- Над какой темой мы сегодня с вами работали?
- Что такое имя прилагательное? (часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?)
- С какой частью речи связано? (С существительным)
- С какой целью употребляется имя прилагательное в нашей речи? (они делают нашу речь точной и выразительной)
- В каком роде стоит имя прилагательное? (в том же, что и имя сущ., с которым оно связано по смыслу)