Как работать в тональности.
· возле КАЖДОГО ключа ВСЕГДА ставить ключевые знаки;
· записать гаммы (натуральный и гармонический вид ТОЛЬКО в восходящем движении, мелодический вид - и вверх, и вниз; устойчивые звуки белыми нотами, неустойчивые - закрашенными), подписать ступени; указывать все случайные знаки (изменения ступеней и отмена изменений);
· ВСЕ тритоны, характерные интервалы и указанные аккорды записывать
С РАЗРЕШЕНИЕМ (разрешать с правильным голосоведением, не забывать об удвоениях);
· в интервалах и аккордах не забывать о знаках возле изменённых нот гармонического вида;
· последовательности ступеней ИГРАТЬ и ПЕТЬ, глядя на записанные гаммы; заботиться о плавном движении, скачки вверх или вниз указаны стрелочками;
· последовательности интервалов и аккордов записывать ГАРМОНИЧЕСКИ (то есть - как обычно, нота над нотой), играть и петь ВСЕМИ СПОСОБАМИ:
§ играть гармонически (звуки интервала или аккорда звучат ОДНОВРЕМЕННО), петь мелодически (нота за нотой снизу вверх)
§ играть гармонически, петь один из голосов (нижний или верхний в интервалах, нижний, верхний или средний в аккордах)
§ играть один голос, петь другой (в интервалах)
§ петь снизу вверх без подыгрывания, хорошо настроившись в тональности
· в аккордовых последовательностях в аккордах разрешения (тоника после доминантсептакккорда и его обращений, после вводного септаккорда) не забывать об удвоениях (все звуки неустойчивого аккорда должны быть разрешены)
· всё, записанное в тональности, ОБЯЗАТЕЛЬНО ИГРАТЬ, ПЕТЬ И СЛУШАТЬ.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫВ ТОНАЛЬНОСТИ
- Последовательности ступеней:
в мажоре:
в миноре:
2. Последовательности интервалов:
в мажоре: в миноре:
3. Последовательности аккордов:
в мажоре:
в миноре:
ПОСТРОЕНИЯ В МАЖОРЕ Тональность ___________
Натуральный вид гармонический вид
Последовательности интервалов:
Последовательности аккордов:
ПОСТРОЕНИЯ В МИНОРЕ Тональность ___________
Натуральный вид гармонический вид
Мелодический вид
Последовательности интервалов:
Последовательности аккордов:
СЕПТАККОРД II СТУПЕНИ – SII7.
Этот септаккорд являеся представителем субдоминантовой группы. Встречается в натуральных и гармонических видах мажора и минора. Сокращённое обозначение: II7.
Он бывает двух видов. В натуральном мажоре – это малый мажорный септаккорд, в миноре и гармоническом мажоре – малый уменьшённый септаккорд.
Разрешается в тонический секстаккорд с удвоением терции (III ступень тональности). Еще один способ разрешения – через D43 с последующим разрешением в развернутое Т53:
1. В мажорных и минорных тональностях с тремя знаками играй и пой SII7 с разрешением двумя способами.
2. Проанализируй мелодию:
- определи тональность, вид лада; запиши тональный план:
___________________________________________________________________________________________________________________________
- в мелодии выдели и подпиши движение по звукам аккордов.
Транспонируй мелодию на м.3â, пой с дирижированием в новой тональности:
«СПОКОЙНО СПИ» из цикла «Зимний путь»
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПИСЬМЕННОЙ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЕ V
1. Определить лад, тональность:
2. Отметить в мелодии фразы, предложения:
3. Найти тритоны, характерные интервалы:
4. Найти движение по аккордам:
Польская нар. песня
5. Вписать аккорды:
.
6. Записать гамму А-dur гармонический
Записать гамму g-moll мелодический
7. Определить жанры:
а)
б) Ф. Шопен
8. Найти хроматизмы, подписать:
9. Сгруппировать длительности и расставить тактовые черты.
Русская нар. песня
10. Транспонировать мелодию ↑ на м 3.