Яковлева Л-А., учитель истории, школа № /, г. Порховка, Псковская область
1. Ценностно-смысловое ядро воспитательной системы
1.1. В воспитательной системе «Звонница» приоритетными ценностями являются «Отечество», «долг», «честь», «труд», «память».
1.2. Целевые ориентиры системы представлены на следующей схеме:
1.3. Реализации задач воспитательной системы «Звонница» помогает следование заповедям юного краеведа:
1. Краевед всегда в пути - постоянном поиске.
2. Краевед готов поделиться своими «находками»: показать и рассказать о них.
3. Краевед уважает труд других и сам трудолюбив.
4. Краевед честен, справедлив, дружелюбен.
5. Краевед любит и бережет свой родной край и учит этому других.
1.4. Приоритетным видом деятельности в воспитательной системе «Звонница» является краеведение, которое затрагивает все направления деятельности класса. В «Звоннице» три уровня - «ступеньки», которые проходит учащийся за период обучения с пятого по одиннадцатый класс.
2. Механизм функционирования воспитательной системы
Главным системообразующим фактором является краеведение. Еще в 5-ом классе обнаружилась увлеченность детей историей своего родного края, которая в последующих классах переросла в систематические занятия в краеведческом кружке, а затем в школьном научном обществе. Таким образом, учащиеся прошли путь от «словесно-книжного краеведения» до углубленной исследовательской работы, в результате чего сформировалась индивидуальность класса, его своеобразное «лицо» в школьном сообществе.
Важную роль в организации воспитательного процесса играет ежегодно разрабатываемая тематическая программа, основное содержание которой связано с важнейшими вехами в истории России и Псковского края. Например:
* 2002/2003 учебный год - «1100-летие первого упоминания Пскова в летописях»;
* 2003/2004 учебный год - «Культура земли Псковской»;
* 2004/2005 учебный год - «60-летие Великой Победы».
В программе пять разделов - своеобразных «колокольчиков», каждый из которых призван разбудить у ребенка чувство гордости за свое Отечество, за людей, живущих в нем.
Название раздела | Основные задачи и направления | ||
Земляки | Познакомить учащихся с выдающимися людьми как прошлого, так и настоящего, жизнь которых связана с нашим краем. Важно воспитывать чувство уважения, гордости за своих земляков. Нравственные ценности знаменитых людей играют при этом большое воспитывающее значение и служат образцом для подражания | ||
Родословие | Развитие интереса к истории своей семьи, к ее традициям, к профессиональной деятельности родителей. Как следствие - понимание важности жить и трудиться на своей малой Родине | ||
Эхо войны | Изучение военной истории - наиболее героической и трагической страницы в жизни нашего края. На примерах мужества и героизма воспитание патриотических чувств | ||
Седая старина | Способствовать обогащению краеведческого кругозора, формированию чувства гордости за свой родной край, ответственности за сохранение памятников истории и культуры | ||
Времен связующая нить | Показать связь прошлого с настоящим, подвести ребенка к пониманию реального мира, содействовать успешному протеканию процесса социализации школьников | ||
Для успешной реализации функций воспитательной системы классный руководитель избрал роли «проводника по стране знаний» и «старшего товарища». Он помогает учащимся включиться в различные виды совместной деятельности, решить наиболее важные и сложные проблемы их индивидуально-личностного развития. Основным «местом жительства» класса является кабинет истории, в котором организуются временные выставки. Например, «Уголок русского быта», «Стена памяти и скорби», «На полях войны». Но воспитательная система имеет достаточно широкие внутренние и внешкольные связи (см. схему ниже). В школьной общности класс занимает ведущее место по организации и проведению гражданско-патриотических мероприятий, ему отведена роль проводника в воспитании любви к своей Родине.