Современные концепции социального развития и управления социальной сферой.




Тема 1. Социальная сфера как объект государственного управления

Введение

Понятие и структура социальной сферы.

Современные концепции социального развития и управления

Социальной сферой.

Введение

Социальная политика государства реализуется через определенную систему социальных институтов, финансовых и правовых механизмов, управленческих структур, представляющих особую социальную сферу общества и включающих совокупность отраслей социального комплекса.

Социальная сфера включает в себя все, что непосредственно касается человека в процессе его жизнедеятельности в социуме - вопросы его положения в обществе, характер условий и особенности образа его жизни, процессы формирования и реализации его жизненных потребностей, развития способностей и самореализации его личности.

1.1 Понятие и структура социальной сферы.

Социальная сфера – это совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние; потребление.

Социальная сфера является сложной системой связей и отношений между различными социальными группами по поводу их социального статуса, равенства или неравенства в обществе.

Социальная структура общества как важнейший элемент социальной сферы является сложной, динамично развивающейся и, в то же время, противоречивой совокупностью людей с различными социальными признаками, а также человеческие общности с многовариантной системой взаимоотношений между ними.

Важным элементом социальной сферы являются условия жизнедеятельности людей и социальных общностей, которые создают для них разнообразные объективные возможности

формирования деятельности по удовлетворению своих жизненных потребностей.

Социальные отношения наиболее значимо проявляются именно в данных отраслях народного хозяйства и сферах общественной жизни.

Понятие “социальная сфера” можно трактовать с двух точек зрения:

1 как определенную сферу общественной системы,

2 как совокупность отраслей народного хозяйства (социальное хозяйство), а также отраслей государственного и муниципального управления.

Социальное хозяйство представляет собою комплекс отраслей народного хозяйства страны, сектор реальной экономики, производящий вещные блага и услуги, предназначенные для жизнеобеспечения населения как народа с собственной культурой трудовой, семейно-бытовой, досуговой жизнедеятельности, привычным уровнем и образом жизни, идеалами, психологией и ценностями. Данные отрасли часто именуют непроизводственной или социальной сферой. К ней относят, прежде всего, сферу социально ориентированной деятельности и важных для повседневной жизни людей услуг (просвещение и образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, физическую культуру и спорт, общественное питание, жилищное и коммунальное хозяйство, санаторно-курортный, оздоровительный и туристический комплекс, пассажирский транспорт и связь). Эти отрасли включают организации и социальные институты, деятельность которых обеспечивает решение важных социальных проблем населения по следующим направлениям:

- социальная защита различных групп населения (социальное обслуживание, социальная помощь, обеспечение инвалидов, поддержка семей, занятость, помощь безработным, миграционная политика, уровень и качество социальной жизни и т. д.);

- молодежная политика государства и работа с молодежью, как наиболее перспективной и социально неуязвимой частью населения.

Цель функционирования социальной сферы – социальное развитие регионов, улучшение благосостояния, развития структуры потребностей и форм жизнедеятельности населения в постоянно меняющейся социальной и экономической среде.

Объектом социального развития является население региона.

Описание социальной сферы региона в виде взаимосвязей основных отраслей или подсистем социальной сферы (социальная защита, здравоохранение, образование, ЖКХ и т.д.), позволяет более эффективно анализироватьдеятельность, их направленную на развитие человеческого потенциала и улучшение качества жизни населения региона.

Основным субъектом деятельности по управлению социальной сферой региона является государство в лице региональных органов власти.

Также к субъектам управления социальной сферой относятся хозяйствующие субъекты (бизнес-структуры), выполняющие социальные функции, общественные организации, реализующие социальные программы, выполняющие функции независимых наблюдателей и контроля.

Необходимо учитывать влияние различных факторов на функционирование социальной сферы региона как системы. К таким факторам можно отнести:

- уровень и возможности экономического развития региона;

- социально-политические процессы региона, государства;

- демографические процессы;

- состояние природной среды и ресурсный потенциал;

- этно-национальные и социокультурные особенности региона.

Можно выделить самостоятельные компоненты социальной

сферы региона, определяющие различные стороны его развития:

1. относящиеся к потреблению (доходу) и характеризующие человеческий капитал (образование, здоровье населения),

2. характеризующие уровень и доступ к базовым благам и услугам.

Их приоритет во многом зависит от особенностей и стратегии социального развития региона и от уровня его экономического развития.

Так в развитых странах при высоком уровне дохода населения на первое место выходят компоненты, характеризующие уровень развития среды, качество населения (человеческий капитал), а также социальные (нематериальные) блага. Для развивающихся стран главную роль играют потребление (доход) и доступ к базовым материальным благам и услугам (чистой

воде и санитарии, первичной медицинской помощи, образованию начального уровня). Социальное развитие стран с переходной экономикой определяется возможностями самообеспечения населения (доход и занятость), качеством человеческого капитала и эволюцией социальных институтов и социальных функций государства.

К основным задачам управления социальной сферой относятся:

- поддержка и развитие образовательных учреждений;

- разработка программ общественной занятости и развитие сети общественных работ;

- распределение социальной помощи малоимущим и инвалидам;

- оказание медицинских услуг населению через механизм социального страхования и создание

сети муниципальных медицинских учреждений (стационаров, поликлиник, больниц и профилакториев);

- подготовка и проведение культмассовых мероприятий, праздников и карнавалов;

- проведение мероприятий санитарно-гигиенического, экологического назначения и пр.

Статья 7 Конституции РФ определяет, что «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Признаками социального государства являются не только декларируемые права на труд, отдых, социальное обеспечение, жилище, охрану здоровья, образование и т.д., сколько их реализация, реальная доступность социальных благ абсолютному большинству населения.

К наиболее эффективным механизмам реализации социальной политики государства относится модель, позволяющая осуществлять социальное управление не только через предоставление дотаций нуждающимся, но и через выработку организационных, правовых

условий для повышения качества жизни населения. Развитие социальной сферы является важнейшим направлением внутренней политики государства, непременным условием обеспечения благополучия и всестороннего развития граждан.

Обобщающим показателем развития социальной сферы служат параметры повышения уровня жизни, роста денежных доходов населения, оптимальное соотношение в доходах между богатыми и малообеспеченными. Эти показатели также оказывают влияние и на экономику, способствуют расширению внутреннего спроса, благоприятствуют производству продукции

отечественных предприятий.

Социальное обеспечение, согласно определению Международной организации труда, включает:

- стимулирование стабильной, оплачиваемой трудовой деятельности;

- предотвращение социальных рисков и компенсацию доходов с помощью механизмов социального страхования;

- предоставление социальной помощи уязвимым группам населения, не являющимися участниками системы страхования;

- обеспечение доступа граждан к образованию и медицинской помощи.

Для экономически активного населения важны экономические условия, позволяющие гражданам обеспечивать более высокий уровень социального потребления за счет собственных доходов. К ним относится эффективная занятость, баланс спроса и предложения

на рынках труда, в том числе на основе повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы, оперативного регулирования миграционных процессов.

Поддержание занятости является производной проведения эффективной кадровой политики,

возможностей обеспечения гражданам свободы выбора места жительства и возможности продуктивно трудиться, результатов стимулирования организации современных производств и рабочих мест, осуществления защиты трудовых прав и интересов работников в рамках социального партнерства; содействия общественно полезному и эффективному предпринимательству, стимулирования экономической активности и более адекватного отражения ее фактической результативности в доходах разных групп населения, в том числе работников бюджетной сферы; выравнивания экономических возможностей.

Осуществление политики роста доходов предусматривает установление государственных гарантий в сфере оплаты труда, обеспечение расширенного воспроизводства рабочей силы, формирование эффективной системы налогообложения, организации контроля за уровнем инфляции.

Улучшение жизнеобеспечения населения, прежде всего, сводится к постоянному мониторингу, поддержанию и развитию коммунальной инфраструктуры, транспорта и связи,

охране окружающей среды.

Совершенствование системы социальной защиты граждан включает разработку и реализацию

государственных программ борьбы с бедностью, комплексной защиты населения, в первую очередь слабозащищенных категорий, от социальных рисков; развитие и оптимизацию системы социального страхования, в том числе пенсионного и медицинского.

Современные концепции социального развития и управления социальной сферой.

Среди теорий и концепций социального развития, применяемых в социальном управлении, можно выделить:

- теорию человеческого капитала;

- концепцию базовых нужд;

- концепцию качества жизни;

- концепцию развития человеческого потенциала.

К наиболее известным современным концепциям социального развития государства и региона относится теория человеческого капитала, разработанная в работах Т. Шульца, Г. Беккера, Х. Джонсона, Э. Денисона и др.

Под человеческим капиталом понимается мера воплощенной в человеке способности приносить доход (совокупность знаний, квалификации, здоровья работников, позволяющих повышать производительность труда).

Фактор человеческого капитала стал важным источником экономического роста, он обосновывает экономическую роль образования, науки, здравоохранения, воспринимавшиеся ранее как потребляющие и непроизводительные сферы.

Теория человеческого капитала описывает различные формы его накопления - развитие способностей и навыков во время обучения, их приобретение в ходе профессиональной деятельности, забота о здоровье людей, получение необходимой информации и формы, обеспечивающие развитие интеллектуальных и физических способностей человека с целью повышения эффективности его труда. Осознание ценности человеческого капитала привело к трансформации отношения к образованию, здравоохранению, культуре и другим отраслям социальной сферы, в том числе с позиций их ресурсного обеспечения. Властями многих государств увеличение расходов на образование воспринимается как фактор, способствующий экономическому росту, а предприниматели видят в нем фактор повышения производительности труда.

Сегодня образование рассматривается как экономически рациональная деятельность человека на протяжении всей его жизни. Ресурсное обеспечение образования последнее время значительно возросло, причем не только за счет средств государственного бюджета, но и путем диверсификации источников. Так в США, благодаря такому подходу, доля расходов на образование в ВВП за треть века почти удвоилась. В странах с развитой рыночной экономикой развитие человеческого капитала в последнее время является общей тенденцией, порожденной необходимостью конкурировать в высокотехнологичных сферах экономики. Развитие работника становится главным источником накопления богатства. По данным Всемирного банка (1995) в ФРГ, Японии, Швейцарии на долю человеческого капитала приходится 80% общего объема капитала. В странах с переходной экономикой уровень бюджетных расходов на эти цели явно недостаточен. Кроме того, во всех постсоветских странах отмечалось сокращение накопленного в советский период человеческого капитала в кризисные 90-е годы. В социологических исследованиях понятие социальный капитал используется также как мера гражданской активности, социальной мотивации людей и эффективности социальных институтов. Концепция человеческого капитала дополняется понятием качество населения, заимствованное из демографии, где оно используется для расширительной оценки репродуктивных характеристик, включая здоровье, с акцентом на физическое воспроизводство. Под качеством населения понимают «целый комплекс медико-генетических и социально-психологических характеристик жизни людей – их физическое здоровье, уровень развития интеллектуальных способностей, механизмы воспроизводства интеллектуального потенциала и т.п.». Данное понятие применяется и в социологии, в него включается не только мера способностей к производительному труду при достигнутом уровне здоровья и образования населения, но и степень инновативности и социальной мобильности людей. Базовой для Международной организации труда стала концепция базовых нужд, в которой предусматривается обязательное удовлетворение базовых минимальных потребностей и улучшение общественных услуг, соблюдение прав человека и «развитие через участие» людей в принятии решений и их реализации. К базовым нуждам отнесено ограниченное их число: из индивидуальных нужд выделены минимальные потребности в пище, одежде, жилище и его оборудовании; из общественных услуг – обеспечение питьевой водой, санитарная очистка мест проживания, услуги общественного транспорта, наличие здравоохранения и образования. Они отражают физиологические потребности беднейших групп населения. Позднее в западной, а затем и в отечественной науке появилось понятие «качество жизни». Принципиальное отличие концепции качества жизни – в расширении числа компонентов, обеспечивающих благосостояние не только в экономическом смысле, но и в широком социальном. В этом ее преимущество в сравнении с концепцией базовых нужд, которой рассматривает благосостояние как удовлетворение первичных потребностей населения. Концепция качества жизни понимает под благосостоянием способность индивида использовать различные ресурсы (денежные, здоровье, образование, семейные и социальные связи, гражданские права и др.) для управления и распоряжения собственной жизнью, расширения возможностей жизненного выбора и возможных действий. Это определение отражает так называемую «ресурсную концепцию» как один из существующих подходов к оценке благосостояния. Такая концепция характерна для исследований уровня жизни в скандинавских странах и основана на объективных показателях благосостояния человека. Англо-американская концепция качества жизни определяет данное понятие исходя из субъективных оценок людей – степени удовлетворения их потребностей, которая может быть оценена только самим индивидуумом. Для описания качества жизни в этих подходах часто используют термины «благополучие», «удовлетворение» и «счастье», значение которых размыто. Сегодня наиболее распространена точка зрения, что объективные и субъективные показатели следует рассматривать как равнозначные, а показатели качества жизни определяются как комбинация объективных условий жизни и субъективного восприятия благосостояния. Концепция развития человеческого потенциала основана на идее о том, что подлинное богатство любого общества - это ее население. Человеческий потенциал государства — это совокупность физических и духовных сил его граждан, которые могут быть использованы для достижения индивидуальных и общественных целей — как инструментальных, связанных с обеспечением необходимых условий жизнедеятельности, так и экзистенциальных, включающих расширение самих потенций человека и возможностей его самореализации. Человеческий потенциал является качественной характеристикой населения и определяется такими факторами, как уровень физического и психического здоровья, продолжительностьжизни, уровень образованности, трудовой мотивации, материальных и духовных потребностей, социальной активности людей. Основой человеческого потенциала государства и общества является демографический потенциал, определяемый количественными показателями населения и их динамикой. В зависимости от аналитического подхода, человеческий потенциал может восприниматься в различных контекстах:

- в социально-организационном ключе — как человеческий ресурс;

- с точки зрения экономики — как человеческий капитал;

- в технологическом плане — как интеллектуальный потенциал;

- в духовном, психологическом контексте — как личностный потенциал.

Развитию концепции человеческого потенциала во многом способствовало то, что, начиная с 1990 г. Программа развития ООН (ПРООН) издает ежегодные всемирные «Доклады о человеческом развитии». В целях сравнительного анализа был разработан так называемый Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), характеризующийся тремя показателями:

здоровье и долголетие, определяемые ожидаемой продолжительностью жизни; образование, определяемое комбинацией двух показателей — грамотности взрослого населения и охвата населения тремя ступенями образования (начальным, средним и высшим); материальный уровень жизни, определяемый величиной реального ВВП на душу населения, то есть величиной, переведенной в доллары с помощью паритета покупательной способности.

Достижения в каждой из этих трех областей вначале оцениваются в процентах от некой идеальной ситуации, которая еще ни одной страной не достигнута:

- ожидаемой продолжительности жизни, равной 85 годам;

- грамотности и охвата населения образованием всех трех ступеней на уровне 100%;

- реального ВВП на душу населения на уровне 40 000 долларов в год.

Затем вычисляется простое среднее из этих трех индексов. Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) отражает средний уровень достижения страной уровня базового человеческого потенциала и свидетельствует о том, сколько еще предстоит сделать стране в этом направлении.

Как показатель социального развития ИРЧП подвергается критике за упрощение понятия человеческого потенциала. При этом, его несомненным достоинством является операционализация данного понятия. Это дает возможность оценивать эффективность усилий социальной политики любого государства, а также в дальнейшем корректировать эту политику. Отечественные исследователи предлагают корректировать базовые принципы и методики исследования человеческого развития, предложенные ООН при применении методики расчета ИРЧП в России. Еще в 1980-х российская наука заложила определенные традиции при формировании подходов к оценке данного показателя. Концепция человеческого потенциала до 2004 года разрабатывалась в Институте человека РАН, а также в Институте социально-экономических проблем народонаселения (ИСЭПН) РАН. Для оценок человеческого потенциала было предложено использовать три основные компоненты:

-физическое, психическое и социальное здоровье, воздействующее не только на физическую дееспособность граждан, но и на характер процессов демографического воспроизводства и на

само существование населения;

- профессионально-образовательный ресурс и интеллектуальный потенциал, включая подготовку специалистов высшей квалификации, а также основу творческой и инновационной

деятельности, формирующейся в недрах науки;

- социокультурная активность граждан и их духовно- нравственные ценности, глубина их внутреннего усвоения, от которой в значительной степени зависит, как будут использованы другие качественные характеристики.

Две из трех перечисленных компонент коррелируют с основными показателями ИРЧП. Введение в первую компоненту факторов воспроизводства населения является вполне перспективным шагом. Показатели человеческого потенциала являются интегральным показателем качества населения страны. При этом количественной базой человеческого потенциала выступают демографические показатели населения, показатели здоровья нации, а также показатели уровня и качества образования. Качество жизни как социально-экономическая категория характеризует структуру потребностей человека и возможности их удовлетворения.

Существует два противоположных подхода при определении понятия качество жизни". Одни исследователи преобладающее внимание концентрируют на экономической стороне, материальной обеспеченности жизни населения. Противоположная точка зрения определяет качество жизни как максимально интегрированный социальный показатель. Качество жизни населения — это степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей человека. Ведь человек страдает от низкого качества и испытывает удовлетворение от высокого качества жизни, постоянно стремится улучшить качество своей жизни, для этого он получает образование, трудится на работе, стремится «сделать карьеру», добивается признания в обществе. Существуют разные подходы и системы показателей качества жизни населения. Основные показатели качества жизни населения можно свести в несколько групп:

1 Показатели доходов населения: среднедушевые номинальные и реальные доходы, доходы от трудовой и экономической деятельности домашних хозяйств, показатели дифференциации доходов, номинальная и реальная начисленная средняя заработная плата, средний и реальный размер назначенной пенсии, доля населения с доходами ниже прожиточного уровня, минимальный размер оплаты труда; минимальный размер пенсии; располагаемые ресурсы домашних хозяйств; децильный коэффициент дифференциации; коэффициент концентрации доходов (коэффициент Джини);

2 Показатели сбережений населения: доля вкладов в расходах населения; покупка валюты; приобретение ценных бумаг; покупка и наличие недвижимости; покупка и наличие земли в личном пользовании; наличие легковых автомобилей на 100 семей;

3 Показатели расходов населения: величина прожиточного минимума; расходы на конечное потребление; минимальный потребительский бюджет; соотношение долей расходов на питание для различных квантильны х групп населения; стоимость жизни; индексы цен на потребительские товары; стоимость всех видов услуг, включая бытовые, ЖКХ и услуги отраслей социальный сферы;

4 Интегральные показатели жизни населения: соотношение доходов и расходов; соотношение

среднедушевого дохода и прожиточного минимума; величина условно-свободной части располагаемого дохода; уровень бедности: черта бедности; численность населения с доходами

ниже прожиточного минимума;

5 Показатели качества населения: состояние здоровья; продолжительность жизни; интеллектуально-культурное развитие населения и т.п.

6 Качество питания: потребление основных продуктов питания; состав продуктов; калорийность, энергетическая ценность продуктов; пищевая ценность и качество продуктов;

7 Качество и модность одежды;

8 Комфорт жилища (общая площадь занимаемого жилья на

одного жителя);

9 Федеральная и региональная политика: законотворческая деятельность; учет национально-культурных особенностей и т.п.;

10 Уровень развития отраслей материального производства и

инфраструктуры;

11 Качество здравоохранения (число больничных коек на 1000 жителей);

12 Качество социальных услуг (отдых и сфера услуг);

13 Качество образования (число вузов и средних специальных учебных заведений, удельная доля студентов в численности населения); безработного населения и т.п.;

15 Качество культуры (издание книг, брошюр, журналов, развитие учреждений культуры);

16 Качество сферы обслуживания;

17 Качество окружающей среды;

18 Структура досуга;

19 Безопасность: число зарегистрированных преступлений; безопасность населения на производстве и на дорогах и др.;

20 Обеспечение и охват населения объектами инфраструктуры техническими средствами отраслевой социальной сферы несомненно влияет на качество жизни: численность предприятий бытовых услуг; численность учебных заведений; численность учащихся; численность медицинского персонала; численность учреждений культуры и организации отдыха.

Результатом сформировавшегося в стране качества жизни можно считать демографические параметры населения: численность постоянного населения;половозрастной состав населения; общий коэффициент рождаемости; ожидаемая продолжительность жизни при рождении; общий коэффициент смертности; коэффициент брачности; коэффициент разводимости; число домашних хозяйств.

Таким образом, на качество жизни оказывают влияние многие факторы, в том числе, национальное богатство, которое является из основных условий развития социально-экономических отношений. Его составляют природные ресурсы, аккумулированный капитал и накопленное имущество, а также трудовой потенциал, интеллектуальное могущество, искусство управления (человеческий потенциал). Такая расширенная трактовка категории «качество жизни» отражается и в системе показателей. Специалисты предлагают объединить

показатели, характеризующие и обусловливающие качество жизни населения, в 6 групп.

1 Для оценки производства – показатели национального дохода страны, валового внутреннего продукта, их использование.

2 Для обобщения оценки потребностей – показатели доходов и расходов населения, состава и объема «продовольственной корзины».

3 Для оценки уровня потребления – показатели потребления населения материальных благ и услуг, в том числе обеспеченности жильем.

4 Для оценки культурно-бытовых условий жизни – показатели образования и культуры.

5 Для оценки социальных условий жизни – показатели занятости населения и бюджета располагаемого времени для отдыха.

6 Для оценки демографических последствий роста уровня жизни – показатели численности, состава и воспроизводства населения (рождаемость, смертность, продолжительность жизни).

В отечественной науке в последние годы применяется система обобщающих показателей, которые комбинируются из нескольких элементов, отражающих различные сферы жизнедеятельности населения. Использование обобщающих показателей позволяет проводить сравнительно-типологический анализ, то есть оценивать социально-экономическое положение и уровень жизни населения в разных странах и т.д. К таким обобщающим показателям специалисты относят индекс человеческого развития, индекс интеллектуального потенциала

человечества, человеческий капитал на душу населения, коэффициент жизнеспособности населения. Такой комбинированный подход к определению индивидуального человеческого и общественного потенциала их развития является наиболее объективным и продуманным, поэтому ООН приняла его в качестве основного методологического инструмента. Диапазон операций при расчете индекса человеческого развития широк и охватывает пространство от ожидаемой продолжительности жизни до уровня образования и ВВП на душу населения. Данные о величине ИЧР по 175 странам, входящих в ООН публикуются с 1990 г. Советский Союз по основным его показателям занимал первые или ведущие места в мире. Однако после разрушения СССР в корне изменился и уровень жизни населения. В соответствии с официальной информацией, в 2001 г. для России он составил 0,779, то есть наша страна по данному показателю находится на 63 месте среди стран со средним уровнем развития человеческого потенциала. ИЧР 2015 года охватывает 188 стран и территорий, ещё 7 стран не включены в рейтинг из-за отсутствия достоверных статистических данных. В 2015 году рейтинг возглавляет Норвегия (ИЧР - 0,944), что подтверждается ее показателями - уровень продолжительности жизни — 81,6 лет, среднегодовой доход на душу населения — $ 64 992, бедных граждан здесь практически нет, а так называемые «классовые» различия

выражены очень слабо). В десятку лидеров рейтинга — стран с очень высоким уровнем развития — также вошли: Австралия, Швейцария, Дания, Нидерланды, Германия, Ирландия,

Соединённые Штаты Америки, Канада и Новая Зеландия.

Российская Федерация в рейтинге 2015 года поднялась на семь позиций по сравнению с предыдущим годом и занимала 50 место (ИЧР - 0.798), разделив это место с Республикой Беларусь. Основные показатели России: средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении — 70,1 лет; средняя продолжительность получения образования — 14,7 лет; валовой национальный доход на душу населения — $ 22 352 в год. Негативное влияние на показатели России оказывают социально-экономическое неравенство среди населения, экологические проблемы, относительно низкая продолжительность жизни (особенно среди мужчин, свойственная скорее неблагополучным странам). Кроме того, эти показатели рассчитаны по итогам относительно благополучных 2013–2014 годов. В 2015 году к негативным факторам прибавились значительные экономические проблемы, которые оказывают существенное негативное влияние на развитие государства и благополучие его населения. Россия пока опережает в рейтинге своих соседей по группе крупнейших государств с быстрорастущей экономикой (БРИКС): Бразилия - 75 место, Китай — 90, Южная Африка — 116, Индия — 130. Из государств бывшего СССР в группе стран с высоким уровнем ИЧР, наряду с Россией, находятся: Беларусь — 50 место, Казахстан — 56, Грузия — 76, Азербайджан — 78, Украина — 81 и Армения — 85. Другие постсоветские государства входят в группу стран со средним уровнем развития: Молдова — 107 место (худший показатель в Европе), Туркменистан — 109, Узбекистан — 114, Кыргызстан — 120 и Таджикистан — 129. Только страны Балтии из государств бывшего СССР вошли в первую группу государств с очень высоким уровнем человеческого развития: Эстония — 30 место, Литва — 37, Латвия — 46 Внизу рейтинга находятся неблагополучные государства с самым низким уровнем развития, все они расположены в Африке к югу от Сахары: Бурунди, Чад, Эритрея, Центрально- Африканская Республика и Нигер (ИЧР – 0.348). Такой оценке соответствуют показатели: чрезвычайно низкая продолжительность жизни — от 40 до 50 лет, крайне неблагоприятная социально-экономическая среда, низкая грамотность населения — не более 30% жителей, доход на душу населения — менее $ 1 000 на человека в год[1].

 

 

.


[1] Доклад о человеческом развитии 2015 года (Human Development Report 2015), подготовленный Программой развития Организации Объединённых Наций (ПРООН).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: