1. Предприятие: понятие, задачи, принципы действия.
2. Организационно-правовые формы хозяйствования.
3. Порядок образования, регистрации и ликвидации предприятия.
=1=
Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица, который на основе использования руководителем и трудовым коллективом обособленного имущественного комплекса производит и реализует продукцию, выполняет работу и оказывает услуги.
Предприятие функционирует на территории Республики Беларусь в соответствии с нормативной базой, изложенной в двух основных документах:
- Законе Республики Беларусь «О предприятиях в Республике Беларусь»;
- Гражданском кодексе.
Закон Республики Беларусь «О предприятиях в Республике Беларусь» определяет правовые, экономические и социальные основы деятельности предприятий всех форм собственности. Он направлен на обеспечение самостоятельности предприятия, определяет права и ответственность предприятия, регулирует взаимоотношения предприятия друг с другом, а также с органами республиканского и местного управления.
Основными предметами деятельности предприятия являются:
Производство и реализация продукции;
Фирменная торговля;
Осуществление посреднической коммерческой деятельности, бартерных и брокерских сделок;
Проведение консультативной деятельности;
Оказание услуг другим предприятиям и платных услуг населению;
Лизинговые и складские операции;
Ведение подсобного хозяйства и другие.
Основные задачи предприятия:
1. Производство продукции, выполнение работ и оказание услуг в соответствии с уставом и спросом на них.
2. Удовлетворение социальных и экономических интересов лиц, работающих на предприятии, и собственника имущества.
3. Своевременная уплата налогов и отчислений в республиканский и местный бюджеты.
Основные принципы деятельности предприятия:
Экономическая свобода. Предприятие по собственной инициативе принимает любые решения, не противоречащие закону, самостоятельно планирует свою деятельность, определяет структуру управления, виды деятельности, продукции, формы, системы и размеры оплаты труда, направления использования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Самоокупаемость и самофинансирование. Самоокупаемость характеризует безубыточную работу, при которой выручка от реализации продукции, услуг покрывает затраты на их производство. Главный признак самофинансирования - наличие прибыли, которую предприятие использует на техническое перевооружение, пополнение оборотных средств, стимулирование работающих и социальное развитие.
Использование хозяйственных договоров, как правовой основы экономических отношений по поставкам всех видов материально-технических ресурсов, реализации готовой продукции, выполнению работ и оказанию услуг.
Ответственность за соблюдение договорных обязательств. В случае несоблюдения договорных обязательств предприятие возмещает ущерб другой стороне. В конфликтных ситуациях спор решает суд.
Материальное стимулирование труда работающих. Осуществляется на основе личного трудового вклада работника с учетом конечных результатов работы предприятия.
=2=
Вести хозяйственную деятельность на территории Республики Беларусь можно без образования юридического лица (индивидуальное предпринимательство) и с образованием юридического лица.
Согласно ст. 44 Гражданского кодекса Республики Беларусь, юридическое лицо – это лицо, которое имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, а также должно иметь самостоятельный баланс или смету.
Статус юридического лица закрепляется за создаваемой организацией, которая в зависимости от своей основной цели относится либо к коммерческим, либо к некоммерческим организациям. Основная цель коммерческой организации – получение прибыли, некоммерческие организации преследуют политические, социальные, благотворительные и др. цели.
Юридическое лицо в Республике Беларусь может создавать представительства и филиалы. Представительство – обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, осуществляющее защиту и представительство интересов юридического лица, совершающее от его имени сделки и иные юридические действия. Филиалом же является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций, в том числе функции представительства
Организационно-правовая форма предприятия – это форма юридической регистрации, которая создает предприятию определенный правовой статус.
В соответствии с законодательством (Гражданский кодекс РБ) могут функционировать субъекты хозяйствования следующих организационно-правовых форм:
1. Полное товарищество
2. Коммандитное товарищество
3. Открытое акционерное общество (ОАО)
4. Закрытое акционерное общество (ЗАО)
5. Общество с ограниченной ответственностью (ООО)
6. Общество с дополнительной ответственностью (ОДО)
7. Сельскохозяйственный производственный кооператив (СПК)
8. Унитарное предприятие (УП)
9. Крестьянское (фермерское) хозяйство
10. Потребительский кооператив
Полное товарищество – это коммерческая организация, которая действует в соответствии с заключенным её участниками (полными товарищами) договором и осуществляет предпринимательскую деятельность под их полную ответственность своим имуществом. Учредители – индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации, минимальное количество – два. Учредительным документом является учредительный договор. Ответственность участников по обязательствам – полная субсидиарная. Орган управления – участники.
Коммандитное товарищество – это коммерческая организация, в которой наряду с полными товарищами имеется один или несколько участников-вкладчиков, которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества в пределах сумм, внесенных ими вкладов. Участники – вкладчики, называются коммандитами. Учредители – полные товарищи и вкладчики (коммандиты). Полным товарищем может быть лицо только в одном коммандитном товариществе. Учредительный документ – учредительный договор. Ответственность: полные товарищи – полная субсидиарная; коммандиты – в сумме вклада. Орган управления – полные товарищи.
Открытое акционерное общество (ОАО) – это коммерческая организация, уставный фонд которой разделен на определенное число акций, а акционеры имеют право свободно отчуждать свои акции неограниченному кругу лиц. ОАО имеет право на открытую подписку выпускаемых акций и свободную их продажу. Учредители (участники) – физические и (или) юридические лица (акционеры). Учредительный документ – устав. Органы управления – общее собрание акционеров, Совет директоров, Правление и Генеральный директор.
Закрытое акционерное общество (ЗАО) – это коммерческая организация, уставный фонд которой разделен на определенное количество акций, отчуждение которых может иметь место только с согласия всех акционеров, либо ограниченному кругу лиц. Учредители – физические и (или) юридические лица, минимальное количество – два человека. Учредительный документ – устав. Органы управления – общее собрание акционеров, Совет директоров, Правление и Генеральный директор.
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – это коммерческая организация, уставный фонд которой разделен на доли между участниками. Участники не отвечают по обязательствам общества, а риск по убыткам общества несут в пределах стоимости внесенных в уставный фонд вкладов. Учредители – физические и (или) юридические лица, минимальное количество – два человека. Учредительные документы – устав и учредительный договор. Органы управления – общее собрание участников, Правление и Генеральный директор.
Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) – это коммерческая организация, уставный фонд которой разделен на доли между участниками, определенные учредительными документами. Участники несут субсидиарную ответственность по обязательствам общества в пределах, определенных учредительными документами (не менее суммы, эквивалентной 1200 евро). Учредители – физические и (или) юридические лица, минимальное количество – два. Учредительные документы – устав и учредительный договор. Органы управления – общее собрание участников, Правление и Генеральный директор.
Сельскохозяйственный производственный кооператив (СПК) – коммерческая организация, основанная на имущественных паевых взносах участников, их личном трудовом участии и субсидиарной ответственности по обязательствам кооператива (не менее годового дохода). Учредители – физические лица, минимальное количество – три человека. Учредительный документ – устав. Органы управления – общее собрание участников, Правление и (или) Председатель.
Унитарное предприятие (УП) – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество, у которой есть один собственник – физическое или юридическое лицо. Разновидность УП – казенное УП – основано на праве оперативного управления имуществом, находящегося в собственности РБ, создаются по решению правительства РБ. Учредитель – собственник (частное лицо или государство). Учредительный документ – устав. Органы управления – Руководитель.
В зависимости от формы собственности унитарные предприятия могут быть государственными и частными (ЧУП). В свою очередь государственные унитарные предприятия, исходя из уровня собственности, подразделяются на республиканские (РУП) и коммунальные (КУП).
Крестьянское (фермерское) хозяйство – это самостоятельный хозяйственный комплекс, деятельность которого основана преимущественно на личном труде членов одной семьи, совместно ведущих товарное производство сельскохозяйственной продукции. Учредители – супруги, их дети, родители, родственники. Учредительный документ – устав. Органы управления – глава крестьянского (фермерского) хозяйства.
Потребительский кооператив – добровольное некоммерческое объединение граждан и (или) юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных или иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных взносов. Учредители – физические и (или) юридические лица, минимальное количество – три. Учредительный документ – устав. Органы управления – общее собрание участников, Правление или Председатель.
В зависимости от участвующих капиталов предприятия подразделяются на иностранные и совместные.
Иностранное предприятие – предприятие, в котором иностранные инвестиции составляют 100% уставного фонда.
Совместные предприятия (СП) – это предприятия, созданные на основе сложения капитала отечественных и иностранных партнеров и совместно осуществляющие хозяйственную деятельность, управление и распределение прибыли. Цель создания СП на территории РБ – привлечение в экономику совместного оборудования и технологий, материальных и финансовых ресурсов, а также управленческого опыта. Основные требования к деятельности современного предприятия - валютная самоокупаемость. Это предполагает его ориентацию на экспорт собственной продукции.
В зависимости от численности и удельного веса прав предприятия подразделяются на малые и дочерние.
Малое предприятие (МП) – предприятие любой формы собственности, созданное гражданами или юридическими лицами, государственными органами, уполномоченными управлять государственным имуществом; совместно лицами и органами, перечисленными выше.
Основным критерием отнесения предприятия к малому является численность работающих. К малым предприятиям относятся предприятия со среднесписочной численностью:
в промышленности и транспорте – до 100 человек;
в сельском хозяйстве и научно-производственной сфере – до 60 человек;
строительстве и оптовой торговле – до 50 человек;
в общественном питании и бытовом обслуживании, розничной торговле – до 30 человек;
в других отраслях непромышленной сферы – до 25 человек.
Малое предприятие может быть создано в результате выделения его из состава действующих предприятий. Оно обладает самостоятельностью в осуществлении хозяйственной деятельности, распоряжении выпускаемой продукции и прибылью, остающейся после уплаты налогов.
Дочернее предприятие (ДП)– предприятие, которое имеет в собственном хозяйственном ведении или оперативном управлении имущество, переданное ему головным предприятием.
=3=
Учредителями предприятия могут быть физические и юридические лица. При образовании предприятия разрабатывается пакет учредительных документов. Основными учредительными документами являются: устав, учредительный договор, протокол собрания участников будущего предприятия или приказ учредителя.
Устав и учредительный договор разрабатывает инициативная группа граждан, создающих предприятие. В уставе называются члены будущего предприятия, указывается местонахождение предприятия, оговариваются цели и определяются виды будущей деятельности, в том числе те, на которые требуется получение лицензии. Затем рассчитывается размер уставного капитала, требующийся для начала хозяйственной деятельности.
Минимальный размер уставного фонда устанавливается в сумме, эквивалентной:
150 евро – для крестьянских (фермерских) хозяйств;
400 евро – для обществ с дополнительной ответственностью, хозяйственных товариществ, производственных кооперативов, в том числе сельскохозяйственных производственных кооперативов, и казенных предприятий;
800 евро – для унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения;
1600 евро – для обществ с ограниченной ответственностью;
3000 евро – для закрытых акционерных обществ;
12500 евро – для открытия акционерных обществ.
Кроме того, в уставе определяется высший орган управления предприятия, в качестве которого может выступать собрание или конференция участников, порядок и сроки проведения, компетенция этого органа. Одновременно устанавливаются праваи обязанности директора, его заместителя и всех участников предприятия, оговаривается порядок формирования ревизионной комиссии предприятия и ее функции, в составе которой не могут быть члены дирекции предприятия. В уставе определяется порядок реорганизации, ликвидации предприятия и распределения имущества среди участников.
Учредительный договор регламентирует цели, задачи и пути осуществления будущей хозяйственной деятельности, состав участников. Данный документ определяет долю внесения средств каждым участником. Кроме того, в учредительном договоре определяются права и обязанности участников предприятия, порядок распределения прибыли, избрания или назначения должностных лиц и другие вопросы, которые создатели предприятия считают необходимым внести в учредительный договор.
По окончании разработки этих документов проводится общее собрание, о чем составляется соответствующий протокол.
Учредительный договор, протокол собрания, устав, заявление и другие документы представляются в местный орган государственной власти, который принимает решение о регистрации предприятия.
Порядок государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования, а также права и обязанности государственных и иных органов, осуществляющих государственную регистрацию субъектов хозяйствования, устанавливается Положением о государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16.03.1999 № 11 (в редакции Декрета Президента Республики Беларусь 17.12.2002 №29).
В соответствии с этим положением государственной регистрации подлежат:
1) создаваемые (реорганизуемые) юридические лица:
- хозяйственные товарищества и общества, унитарные предприятия, производственные кооперативы, в том числе сельскохозяйственные производственные кооперативы, и крестьянские (фермерские) хозяйства (далее – коммерческие организации);
- ассоциации (союзы) – объединения коммерческих организаций, объединения некоммерческих организаций, объединения коммерческих и некоммерческих организаций, потребительские кооперативы, учреждения, товарищества собственников, фонды (далее – некоммерческие организации);
2) граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее – индивидуальные предприниматели);
3) изменения и дополнения, вносимые в учредительные документы коммерческих и некоммерческих организаций, а также в свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей.
Государственная регистрация субъектов хозяйствования производится по месту их нахождения следующими регистрирующими органами:
- облисполкомами, Брестским, Витебским, Гомельским, Гродненским, Минским, Могилевским горисполкомами – коммерческих и некоммерческих организаций;
- Национальным банком – банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;
- Министерством финансов – страховых организаций, включая страховые организации с иностранными инвестициями;
- администрациями СЭЗ – коммерческих организаций, в том числе коммерческих организаций с иностранными инвестициями, некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей в СЭЗ, за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций;
Для государственной регистрации коммерческих и некоммерческих организаций учредители представляют в регистрирующий орган:
- заявление, оформленное в установленном порядке;
- анкету установленного образца на каждого учредителя – физическое лицо;
- копию решения о создании коммерческой или некоммерческой организации, утвержденного в установленном порядке, либо протокол собрания учредителей (участников), содержащий такое решение;
- учредительные документы (по два экземпляра копий устава и (или) договора о совместной деятельности по созданию коммерческой организации в случаях, когда законодательством предусмотрено заключение такого договора, нотариально засвидетельствованных, если в соответствии с законодательством такое свидетельствование требуется);
- документы, подтверждающие формирование в соответствии с законодательством уставного фонда коммерческой организации, с учетом особенностей его формирования для отдельных организационно – правовых форм (платежный или иной документ, подтверждающий внесение денежного вклада в уставной фонд, заключение экспертизы о достоверности оценки имущества в случае внесения неденежного вклада в уставный фонд);
- документы, содержащие сведения о собственниках имущества (учредителях, участниках) коммерческой организации – физических лицах (копию трудовой книжки, заверенную по последнему месту работы, копию пенсионного удостоверения, заверенную органом социального обеспечения по месту жительства или иным органом в соответствии с законодательством, справку органа занятости, если такие документы имеются). Указанные документы не представляются при создании открытых акционерных обществ;
- нотариально засвидетельствованные копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации в одном экземпляре, подтверждающие государственную регистрацию юридического лица, выступающего в качестве учредителя (участника) коммерческой или некоммерческой организации;
- гарантийное письмо или другой документ, подтверждающие право на размещение коммерческой или некоммерческой организации по месту нахождения, а для частных унитарных предприятий, местонахождение которых предполагается в жилых помещениях – документы, подтверждающие право собственности на жилое помещение собственника имущества частного унитарного предприятия, справку о составе семьи, заявление о согласии всех совершеннолетних членов семьи на размещение в таком помещении данного унитарного предприятия;
- платежный документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию.
За государственную регистрацию взимается соответствующая плата, разная для каждой организационно-правовой формы предприятия, для индивидуальных предпринимателей.
На основании решения о государственной регистрации субъекта хозяйствования регистрирующий орган:
- присваивает субъекту хозяйствования соответствующий регистрационный номер и выдает свидетельство о государственной регистрации установленного Правительством Республики Беларусь образца. На учредительных документах коммерческих и некоммерческих организаций проставляется штамп регистрирующего органа;
- в десятидневный срок представляет Министерству юстиции необходимые сведения о субъектах хозяйствования для включения их в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Министерство юстиции включает субъекты хозяйствования в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей датой принятия регистрирующим органом соответствующего решения о государственной регистрации субъекта хозяйствования.
После этого предприятие изготавливает круглую печать, угловой штамп и фирменные бланки, открывает расчетный счет в банке, проходит регистрацию в Государственной налоговой инспекции, Фонде социальной защиты и Центре занятости.
Сведения о государственной регистрации сообщаются в Министерство финансов, Министерство статистики и анализа.
Основанием для ликвидации предприятия является признание его банкротом, запрещение его деятельности из-за невыполнения установленных законом условий или признание по решению суда недействительными актов об учреждении предприятия, нарушение норм экологической безопасности, а также желание учредителей.
Реорганизация предприятия чаще всего осуществляется путем его разукрупнения и создания нескольких новых из одного действующего. В настоящее время многие предприятия реорганизуются в новые организационно-правовые формы.