Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности
Тема: «Космическое путешествие».
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественное-эстетическое развитие», «Физическая культура»
Цель: способствовать развитию связной речи у детей
Задачи:
-совершенствовать умение отвечать на конкретные вопросы, используя полученные знания и представления о предметах и явлениях окружающего мира;
- совершенствовать умение звуко-буквенного анализа;
-способствовать развитию памяти в процессе составления мнемотаблиц и заучивания стихотворения;
-способствовать развитию мелкой моторики рук в процессе применения техники рисования «Гравюра на картоне»
- способствовать развитию двигательно-игровой активности;
- создание ситуации успеха; воспитание чувства взаимопомощи;
Этапы деятельности | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
1.Мотивационно-побудительный | Воспитатель включает фонограмму космической музыки. Столы расставлены в виде ракеты. На столах лежат листочки с цифрами от 1 до 9. Графическое упражнение «Соедини по точкам». Воспитатель спрашивает детей, о чем сегодня пойдет речь. Воспитатель создает проблемную ситуацию, требующую разрешения: включает запись, где инопланетяне просят ребят прилететь на планету, чтобы научить их разучивать стихотворение (только тогда им разрешат праздновать День Космонавтики) Воспитатель предлагает отправиться в космос и узнать, что находятся за облаками нашей планеты. | Дети входят под музыку, рассаживаются. Дети соединяют точки (от 1 до 9) и получают ракету Дети участвуют в диалоге, высказывают свое мнение. Дети смотрят запись на компьютер. Дети принимают решение лететь на неизвестную планету. |
2.Организационно-поисковый | 1 часть. Каким должен быть космонавт? Воспитатель называет качества, а ребята к каждому слову подбирают другое слово, обозначающее противоположное качество. РЕЧЕВАЯ ИГРА «Скажи наоборот»: Ленивый - трудолюбивый Злой – добрый Слабый- сильный Медлительный - быстрый Неряшливый - аккуратный Грустный - веселый Нервный - Спокойный Старый - молодой Трусливый – смелый Неуклюжий - ловкий. РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКИ Подбери признак: космонавт – какой (отважный, смелый….) Подбери действие: ракета – стартует, взлетает, стыкуется…. Воспитатель спрашивает, хотят ли дети стать космонавтами? (уточнение знаний о космосе) ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ Транспорт космонавта Одежда космонавта Как называется спутник Земли, который мы можем наблюдать каждую ночь Почему так называется: планетоход Назови имя и фамилию первого космонавта Земли Вокруг чего вращаются все планеты солнечной системы Почему так называется6 луноход Клички собак, которые первыми полетели в космос Профессия человека, который летает в космосе 2 часть. Воспитатель предлагает полететь на планету, так как ребята готовы к космическому путешествию. П/и Космонавты» Ждут нас быстрые ракеты. Для полета на планеты. На какую захотим. На такую полетим! Но в игре один секрет. Опоздавшим места нет. Воспитатель говорит детям закрыть глаза и сказать: «Поехали ». Игра «Обратный счет» Воспитатель (мы покидаем пределы атмосферы) предлагает детям одеть скафандры и сесть на свои места в космической ракете. Появляются инопланетяне. Воспитатель предлагает показать инопланетянам, как ребята учат и читают стихотворения. Что помогает нам читать стихотворение? Наши помощники схемы. В. Степанов «Космонавт» В темном небе звезды светят, Космонавт летит в ракете. День летит и ночь летит И на землю вниз глядит. Видит сверху он поля, горы, реки и моря. Видит он весь шар земной, Шар земной – наш дом родной. Воспитатель напоминает ребятам, что они так и не знают на какой планете живут инопланетяне (планета Марс) Игра «Предмет, слово, схема» Сколько слогов? Сколько звуков в слове? Сколько гласных? Сколько согласных? Сколько глухих согласных? Сколько звонких согласных? Твердых? Мягких? Инопланетяне благодарят ребят. Теперь они тоже могут запоминать стихотворение и праздновать День Космонавтики. | Дети слушают, отвечают на вопросы Дети передают мяч по кругу, отвечают на вопросы, основываясь на имеющиеся представления; вспоминают ранее усвоенное. Дети идут по кругу, повторяя слова; бегут в ракеты (обручи) парами, становятся спинами друг к другу, закрывают глаза. Дети считают 9….1. пуск. Дети изображают как они надевают скафандры и садятся на сои места. Дети заучивают стихотворение с опорой на мнемотаблицу. Самостоятельная работа детей. Заучивание наизусть. Повторное чтение с установкой на запоминание (3-4 раза) Каждый ребенок повторяет одну и туже строчку с разной интонацией. Дети делают фонетический разбор слова МАРС (1 слог, ударный, 1 – гласная, 3 – согласных твердых, 2-звонкие,1 - глухая) Дети прощаются с инопланетянами. |
3.Рефлексивно- корригирующий | Воспитатель предлагает вернуться на Землю. Физкультминутка. А сейчас мы с вами, дети, Улетаем на ракете. Раз, два – стоит ракета. Три, четыре – самолет. Раз, два – хлопок в ладоши, А потом на каждый сет: Раз, два, три, четыре – Руки выше, плечи шире: Раз, два, три, четыре – И на месте походили. Практическая деятельность. Воспитатель предлагает сделать картину «Космос» Гравюра - вид графики, который можно повторять, делая оттиски. Каждая страница книг, которые мы читаем, тоже отпечатана, но гравюрой мы называем только рисунок. По-французски “гравер” означает “вырезать”. Гравюру на дереве называют ксилографией, на камне — литографией, на линолеуме — линогравюрой, на металле — офортом, на картоне – гравюра на картоне. Гравюра на картоне: · На картон наклеиваются отдельные элементы рисунка различной фактуры. Можно использовать картон, ткань, кружева, различные крупы, высушенные травы, цветы и т.д. · После этого на картон с приклеенными деталями валиком наносится краска (гуашь, акварель, масляная) · Затем сверху накладывается бумага · Натирается ложкой, для получения оттиска. Рисунок получается на бумаге. С этого картона можно сделать несколько оттисков. Воспитатель хвалит детей, за замечательную работу, которая у них получилась. Воспитатель отмечает, что инопланетянам бы понравились бы эта работа, космос получился настоящий. Мы сфотографируем эту работу и отправим на планету Марс, чтобы порадовать инопланетян. Воспитатель предлагает в свободное время нарисовать загадки про космос и загадать своим друзьям. Предлагает некоторые загадки. · Чтобы глаз вооружить. И со звездами дружить, млечный путь увидеть чтоб, Нужен мощный… (телескоп) · На корабле воздушном, космическом, послушном Мы, обгоняя ветер, Несемся на…. (ракете) · У ракеты есть водитель – Невесомости любитель. По-английски «астронавт», А по-русски -….. (космонавт) · Самый первый в космосе летел с огромной скоростью. Отважный русский парень, Наш космонавт…. (Гагарин) · Освещает ночью путь, Звездам не дает заснуть. Пусть все спят – ей не до сна. В небе светит нам…. (луна) · Планета голубая, любимая, родная. Она твоя. Она моя. А называется -….. (Земля) · Он дружит с ветром и водой. Она – с Полярною звездой. Никак не могут встретиться медведь с большой …..(Медведицей) · Специальный космический аппарат. Сигналы на землю он шлет всем подрят. И как одинокий путник, летит по орбите…. (спутник) · В космосе сквозь толщу лет ледяной летит объект. Хвост его – полоска света. А зовут объект -….. (комета) · Что видим мы, взглянув в оконце? Нам ярким светом светит….. (солнце) Воспитатель подводит итоги НОД: Что понравилось больше всего? Какую тему повторяли? Что научились делать? Что показалось сложным? Детям раздаются наклейки «Молодец» - подарки от инопланетян | Дети выполняют движения соответственно тексту стихотворения: Дети поднимают руки вверх, соединяют над головой. Разводят руки в стороны. Один хлопок в ладоши. Прыжки руки в стороны – вниз. Ходьба на месте. Детям грустно, что космическое путешествие закончилось Дети переходят в рабочую зону и делают картину» Космос» в нетрадиционной технике рисования «Гравюра на картоне» Дети высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы, своего эмоционального состояния. |