МБОУ ДО «Центр детского и юношеского творчества»
ТО «Долина Ветров» Кружок «Юный археолог»
Педагог: Сенин Алексей Петрович
№ занятия – 21
Количество часов – 2
Тема занятия: Исторические и археологические характеристики памятников киммерийского присутствия в Крыму
Г.
Тип занятия: комбинированное
Цель:
- сформировать устойчивое представление обучающихся об археологической культуре киммерийцев в Крыму;
- усовершенствовать навыки работы с исторической картой, иллюстрацией, документом;
- создавать устойчивое восприятие Крыма как Родины, формировать крымскую идентичность.
Планируемые результаты:
- актуализировать ключевые понятия, связанные с историческим краеведением и крымоведением;
- отработать на практике использование изученных сведений о Крыме;
- развивать познавательную активность, творческую активность и самостоятельность, умение работать в группе;
- воспитывать взаимное уважение, ответственность и доверие;
- работать над повышением общей эрудиции учащихся;
Методы:
- эвристика
- анализ и синтез
- сравнение
- индукция и дедукция
Виды работы:
- дискуссия
- анализ иллюстраций
- терминология
- анализ карты
- анализ документа
- решение кроссворда
- ознакомление с фото- и видеоматериалами.
Оборудование: карта Крыма, мультимедийный комплекс, мультимедийная презентация «Киммерийцы в Крыму», Интернет-ресурсы (согласно ссылкам).
Ход занятия:
I. Организационный момент 2 мин.
Приветствие педагога.
Проверка наличия учащихся в классе. Запись даты.
II. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений 20 мин.
Фронтальный опрос
– блиц «Археологическая карта эпохи раннего железного века в Крыму» (вопросы и ответы).
Примерный перечень специальных терминов: крица, метеоритное железно, сыродутная печь, горн, киммерийцы, скифы, тавры, сарматы, античные города-государства Северного Причерноморья, римляне, готы, аланы, гунны, курган.
2. Работа с картой:
- показать городища и могильники скифов;
- определит местоположение: тавров, Боспорского царства, Херсонеса;
- указать наиболее крупные курганные группы;
- привязать упомянутые объекты к современному районированию Крыма.
Карта:
ФИЗМИНУТКА - 1 мин.
III. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи) 4 мин.
Примерное формулирование темы, целей и задач занятия (ученики, коррекция - учитель).
IV. Открытие нового знания 30 мин.
1. Краткий лекторий:
Общая характеристика киммерийского историко-культурного периода в Крыму:
(https://krymology.info/index.php/%D0%9A%D0%B8%D0%BC%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%8F)
Обсудим вместе:
- происхождение киммерийцев;
- история киммерийцев, их влияние на соседние народы;
- киммерийские памятники в Крыму;
- гипотезы и загадки вокруг исторического феномена «Киммерия».
2. Анализ материалов учебного фильма «Киммерийцы и скифы: легенды и реальность» (доступен по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=5Zga1yPx9dA
- сократить хронометраж фильма (минуты 6-56, не зацикливаться на множественных слайдах автора, давать только основу!);
- подробно рассмотреть археологические элементы;
- на стоп-кадрах обучающиеся идентифицируют графические объекты (которые им неизвестны, подсказка педагога), содержащие отрывочные данные о киммерийцах.
V. Первичное закрепление 10 мин.
1. Работа с картой:
- «гимирра» в Крыму, на Кавказе и в Передней Азии;
- показать границы локализации памятников киммерийцев
- показать и назвать направления (страны) завоевательных походов киммерийцев.
Карта:
ФИЗМИНУТКА - 2 мин.
VI. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону 10 мин.
(Фронтально)
1. Дискуссия:
- предложите собственную или поддержите существующие версии «исчезновения» киммерийцев с исторической карты древнего Крыма. Версии для работы: скифская, кизил-кобинская, таврская, изгнание, ассимиляция, собственная.
2. Графическая работа:
- составьте и зарисуйте собственный образ киммерийца, используя полученные данные (в том числе исторические и современные изображения):