ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ЛИЧНОСТИ




ЛЕКЦИЯ 4 на тему

ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ

ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫЗДОРОВЬЯ ЛИЧНОСТИ

1. Закономерности современного валеологического образования.

2. Принципы валеологического образования.

3. Задачи валеологического образования будущих преподавателей.

 

Под закономерностями мы понимаем устойчивые, повторяющиеся, объективно существующие существенные связи между составными частями, компонентами явления, процесса.

Определим основные закономерности формирования культуры здоровья личности:
1. Единство идейно-теоретического, потребностно-мотивационного, эмоционально-волевого и операционно-практического компонентов в культуре здоровья личности. Указанные структурные компоненты существуют в единстве, внутренне взаимосвязаны и в своей совокупности образуют целостное явление. Система знаний о формировании и укрепления здоровья, что получает личность, формирует сознание. Потом знания, проверенные на практике, превращаются в убеждения, в определенную систему социально значимых, общечеловеческих и национальных ценностей и идеалов, руководствуясь которыми личность реализует себя в полной мере в процессе жизнедеятельности.
2. Взаимосвязь воспитания, обучения и развития личности в процессе формирования культуры здоровья школьников.

Эта закономерность представляет собой взаимосвязь, взаимозависимость, взаимопроникновение этих процессов. Воспитание направляет основу (ядро) развития человека - формирование личностных отношений, а развитие в свою очередь, влияет на выбор содержания, форм, методов и приемов воспитательного воздействия. Приобретение конкретных знаний, умений и навыков, интеллектуальное развитие личности, формирование научного мировоззрения - все это осуществляется в процессе обучения. Через интеллектуальную деятельность человек в процессе своего развития все более многогранно познает окружающий мир, а с помощью продуктивной - творческой - изменяет его и меняется сама. Как следствие, чем активнее ученик включен в различные виды учебно-воспитательной деятельности, тем интенсивнее протекает развитие различных сторон психики, происходит поступательное процесс восхождения от низшего к высшему, от простого к сложному, накопление количественных изменений и переход их в качественные.

3. Взаимосвязь всех сторон личности (физической, психической, духовной, социальной) в формировании культуры здоровья школьников.
Эта закономерность является выражением (отражением) определенных особенностей всестороннего гармоничного развития личности. Создание оптимальных возможностей для физического, психического, социального и культурно-духовного развития личности - процесс воспитания, имеет стратегическую наивысшую цель - всестороннее гармоничное развитие. В.сухомлинский по этому поводу писал: „Успех процесса воспитания всесторонне развитой личности в огромной степени зависит от того, насколько глубоко понимают каждый воспитатель и педагогический коллектив в целом взаимозависимость и взаимообусловленность элементов, сторон гармоничного развития личности”.

4. Взаимосвязь внешних (объективных) и внутренних (субъективных) факторов в формировании культуры здоровья человека.
Школьное образование рассматривается не только как процесс передачи знаний, но и как перевод сущностных сил ученика на более высокий уровень его самосознания, что предусматривает целенаправленную педагогическую организацию и поддержку самообразования, самопознания и самосовершенствования личности. Образованность создает более широкий диапазон для развития общечеловеческой культуры школьника, а формирование культуры здоровья является неотъемлемой частью развития общей культуры учащихся, которая включает физическую культуру, культуру поведения в семье и обществе, культуре соответствующего мышления, то есть культуру здорового тела, духа и разума личности. Личностно-ориентированный подход, который был методологической основой работы Павлишской средней школы, предусматривает признание ученика активным участником воспитательного процесса, его субъектом, способным ориентировать этот процесс в соответствии с потребностями своего развития. „Именно факт признания наличия у ребенка внутреннего потенциала саморазвития направляет внимание и заботу воспитателя на развитие субъєктних качеств личности, которые способствуют актуализации внутренних потенций, - внутренний независимости, самостоятельности, самодисциплине, самоконтроля, саморегуляции, способности к рефлексии”. Настоящее воспитание, - говорит Василий Александрович - это слияние веры ребенка в саму себя, уважения к самой себе и непримиримости педагога до всего плохого, что может поселиться в ее душе, - слияния, что дает мощный поток, имя которому - забота о Человеке... В воспитании, особенно в требовательности к ученику, невозможно передать опыт как нечто наглядное и ощутимо, поскольку нельзя показать наглядно, как чувствовать... Нужно, чтобы маленький человек почувствовала и поняла, что ей верят и желают добра. Только вера в человека пробуждает человеческое достоинство. Без этого немыслимо самовоспитания. Целенаправленное воздействие педагога тогда достигает своей цели, когда у ученика появляется встречное желание выработать личные качества, личную форму поведения: „Активность стремлений личности к идеалу - необходимое условие преобразования в жизни и социального и педагогического аспектов идеи всестороннего развития личности”. Для успешного формирования культуры здоровья учащихся важно, чтобы внешние факторы влияния на личность сочетались с валеологическими потребностями, валеологическими чувствами и мотивам самого школьника. Именно эти валеологические потребности, валеоубеждения, валеочувства, устойчивая позиция и отношение личности, выполняя роль побуждение валеопоступков и валеоповедения, станут основными духовным «строительным материалом» для формирования культуры здоровья личности.
5. Единство и взаимосвязь педагогического влияния школы, семьи и социума в формировании культуры здоровья учащихся.

Эта закономерность предполагает объединение усилий по формированию культуры здоровья школьников педагогического коллектива, семьи учеников и социума в котором они живут; организацию совместной жизнедеятельности взрослых и детей; общения, взаимопомощи и взаимной поддержке.
Семья является особым мікросоціумом, в котором происходит социализация подрастающего поколения, вырабатываются нормы, санкции, образцы поведения и привычки ребенка, формируется позиция по вопросам здоровья, здорового образа жизни, режима дня и др. Школа и семья должны объединять свои усилия для создания условий, которые будут способствовать гармоничному развитию ребенка и сохранению его здоровья: „Забота о здоровье невозможна без постоянной связи с семьей. Большинство бесед с родителями, особенно в первые 2 года обучения детей в школе, - это беседы о здоровье малышей”

Педагогический коллектив Павлишской средней школы пристально следил за состоянием здоровья всех учеников, а особенно тех, кому по результатам медицинского осмотра было установлено аномалии развития: „Когда нам стало понятно, насколько умственный труд и все духовная жизнь ребенка зависят от ее здоровья, наш коллектив решил начинать учить ребенка именно с изучения ее здоровья. о состоянии здоровья детей, поступающих к И класса, после тщательного их медосмотра педсовете рассказывает врач. За детьми, в которых обнаружено слабость сердечно-сосудистой системы, дыхательных путей, нарушение обмена веществ, мы устанавливаем постоянный педагогический надзор. Учителя, школьный врач вместе с родителями детей разрабатывали для каждого воспитанника режим труда, отдыха и питания. Василий Александрович давал советы родителям по взаимовлияния и взаимозависимости здоровья ребенка, его эмоционального состояния от семейной среды и отношений внутри семьи.
Место расположения Павлишской школы во многом повлияла на разработку Василием Сухомлинским системы формирования культуры здоровья школьников. Ведь сельская местность, близость к природе и прямая связь с предприятиями колхозов дали возможность создать условия для всестороннего гармоничного развития школьников с помощью природных средств валеологического воспитания: „Материальная база школы (сюда мы относим и обстановку, что окружает детей) - это, во-первых необходимое условие полноценного педагогического процесса, а, во-вторых, средство воздействия на духовный мир воспитанников, средство формирования их взглядов, убеждений, привычек. Все, что окружает ребенка, мы используем для его физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания”

Особое внимание В. Сухомлинский обращал на природные богатства, ее красоту, как фактор влияния на общее развитие личности и на ее здоровье конкретно: „Школа находится на тихой окраине села, среди природы, вблизи крупных водоемов - это хорошо влияет на физическое развитие и здоровье детей...

Жизнь среди природы - это такой же фактор, как свежая, богатая витаминами и фитонциды еда. Тишину, вечернюю и ночную прохладу, утреннюю свежесть мы также подчиняем режима труда и отдыха”.
Тесная связь Павлишской школы с сельскими предприятиями, руководством колхозов дали возможность более активно привлекать школьников к различным видам труда и отдыха. Ученики начальной школы проводили каникулы среди природы - на лугах, полях, в лесу, на колхозных баштанах: „Мы поднимались с зарей, любовались неповторимой красотой природы, что пробуждается после ночного сна, ходили по росе, умывались ключевой водой, которую привезли в большой деревянной кадке. Все было для детей наслаждением: и утренняя гимнастика, и омовение тела по пояс холодной водой, и вареный картофель с помидорами, и арбузы. После завтрака мы работали: помогали колхозникам собирать дыни и арбузы”. Таким образом, благодаря совместным усилиям школы, семьи и сельской общественности будь-яка деятельность носила оздоровительно-воспитательный характер, имела целью предотвратить болезни и предрасположенности к заболеваниям, укрепить организм, создать предпосылки для формирования культуры здоровья школьников.

2. Принципы ФКЗЛ:

• принцип духовного катарсиса, то есть внутреннего очищения, усложнения и возвышения лица на основе ориентации на социально значимые, национальные и общечеловеческие цели, ценности и идеалы личностного развития и здоровья. В. Сухомлинский вполне сознательно формулирует идею катарсичного воспитания, точнее, воспитание через духовный катарсис личности: „возвышение Человека - вот цель и путь” [4, с. 465]. Сделать человека воспитуемым - это одновременно подготовить ее к счастливой жизни и к переживания постоянного духовного катарсиса.

принцип духовной доминанты, подчинения всех составляющих здоровья личности ее духовному началу. Духовный аспект здоровья является системообразующим началом воспитания, то есть главной целью и одновременно степенью гармонии внутреннего и внешнего развития личности.

принцип гармонии духовного, психического, физического и социального аспектов здоровья личности предполагает органическую взаимосвязь нравственного, умственного и телесного развития школьников. Данный принцип является основой человеческой жизни, ведь вся окружающая нас природа и человек, как часть ее, существуют и развиваются по законам гармонии. Следовательно, воспитание, в котором этот принцип берется за основу, формирует гармонично уравновешенную, здоровую личность.
• принцип природосообразности, учет индивидуальных, возрастных, половых особенностей здоровья школьников предполагает воспитание на основании закономерностей естественного развития, поло-возрастных и психофизиологических особенностей и задатков. Данный принцип в практической деятельности педагогов реализуется в следующих правилах: определение максимально возможного для учащихся данного пола и возраста уровня развития личных качеств, на формирование которых следует ориентироваться; опора в их формировании на индивидуальные мотивы и потребности учащихся конкретной пола и возраста; преодоление противоречий, характерных для развития данной поло-воспитательной группы.
• принцип связи валеологического воспитания с учебной, трудовой, физкультурной, общественной, творческой, досуговой деятельностью учеников предусматривает сохранение прочных связей и отношений между различными сферами жизнедеятельности учащихся. Благодаря этому обеспечивается взаимная компенсация, взаимоподдержка, взаимодополнения и интеграция процессов во всех сферах жизнедеятельности питомца.
• принцип постоянного постепенного усложнения содержания и видов валеологической деятельности учащихся на различных этапах школьного жизни предусматривает формирование у уч-ся культуры здоровья целенаправленно, систематически и последовательно, опираясь на предыдущий опыт и достижения в развитии духовной, психической и физической сферы.

принцип жизненного оптимизма, позитивного мироощущения, миропонимания как доминирующего морально-психологического фона жизни и деятельности предусматривает создание общей ситуации успеха, доброжелательной атмосферы в учебно-воспитательном процессе в целом и в формировании культуры здоровья школьников в частности.

• принцип педагогического гуманизма, любви и уважения к личности ребенка, морально-психологической поддержки его усилий по формированию культуры здоровья выявляет отношение к личности каждого ребенка как к высшей социальной ценности в системе внутренних школьных отношений. Указанный принцип требует гуманизации содержания и форм межличностного взаимодействия педагога и воспитанника и гуманистического направления всей системы формирования культуры здоровья личности. Реализация данного принципа отражена, например, в следующих правилах: воспитание должно строиться на полном признании прав ребенка; педагог предоставляет ребенку определенные свободы для саморазвития и самоопределения; воспитанник заслуживает той же уважения, как и педагог, и т.д.

• принцип неповторимого своеобразия культуры здоровья конкретной личности, который требует индивидуальных путей ее формирования на индивидуально достаточном уровне. Им предусматривается определение индивидуальной траектории валеологического развития каждого ученика, что соответствует индивидуальным особенностям его здоровья и общего развития.
• принцип валеологического самовоспитания и саморазвития, активного формирования личностью культуры здоровья в течение всей жизни предполагает активное самостоятельное выполнение валеологической деятельности, направленной на развитие и совершенствование духовной, психической и физической сфер, поиск оптимальных способов их формирования собственными усилиями. Данный принцип отражен в таких правилах: развитие личности происходит только в ее личной активной деятельности; формирование культуры здоровья личности происходит при условии непрерывного валеологического образования и воспитания в течение всей жизни.

• принцип опережающей профилактики и предупреждения отклонений в здоровье и развитии личности предполагает, что знания, умения и навыки, которые могут понадобиться человеку в будущем субъект должен получать заранее с определенным опережением, при этом валеологическая образование и воспитание в школе должны иметь пролонгированный характер, проводиться не время от времени, а систематически и регулярно.

• принцип контроля за результатами формирования культуры здоровья, предусматривает осуществление постоянной обратной связи между субъектами воспитательного процесса, реализуется как в работе всей школы так и в работе каждого учителя (проведение диагностики, мониторинга здоровья).

Задачи валеологического образования будущих преподавателей:

1. Воспитание у детей стойкой мотивации на здоровье и здо­ровый образ жизни на основе освоения ими знаний о приоритете здоровья и механизмах жизнедеятельности организма человека.

2. Обучение детей средствам и методам оценки своего физиче­ского состояния и использования функциональных возможно­стей организма и естественных средств оздоровления для под­держания своего здоровья.

3. Валеологическая оценка и динамический контроль уровня соматического здоровья учащихся и организация работы по их оздоровлению через систему занятий физическими упражнения­ми, психокоррекцию, психолого-педагогические консультации и т.п.

4. Валеологическая оценка организации и содержания обра­зовательного процесса в образовательном учреждении и его соот­ветствующая коррекция.

5. Работа с родителями с целью создания благоприятных усло­вий для здоровья учащихся в семье.

6. Работа с педагогическим составом образовательного учреж­дения в двух направлениях:

— создание коллектива единомышленников-педагогов для осуществления всестороннего валеологического обучения и воспитания учащихся;

— валеологическое образование педагогов, которые сами являются одной из самых опасных профессиональных групп риска.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: