Учитель русского языка и литературы
высшей категории,
Отличник образования РД,
Заслуженный учитель РД
Ляховая Л.Ф.
Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рекой.
Забыв родной язык, я онемею,
Утратив русский, стану я глухой.
Т. Зумакулова,
болгарский поэт
Академик Д.С. Лихачев писал: «…Филология – наука глубоко личная и глубоко национальная, нужная для отдельной личности и нужная для развития национальных культур. Она оправдывает свое название («филология» - любовь к слову), так как в основе своей опирается на любовь к словесной культуре всех языков, уважение и интерес ко всем словесным культурам. Она стоит в начале культуры и завершает ее».
Одна из самых острых проблем современности – проблема сохранения национальных культур, особенно культур малых народов. В условиях многонациональных государств это происходит потому, что официальная жизнь происходит на государственном языке. Хорошее образование можно получить только на этом языке, а финансируемые за свой счет национальные культурные центры и средства массовой информации с трудом борются за существование. Исчезновение разных культурных традиций очень обедняет мир, делает его гораздо менее устойчивым и более склонным к катастрофам.
Родной язык – это средство сохранения и трансляции культуры, истории, традиций народа и преемственности поколений. Сегодня, когда телевидение и некоторые печатные средства массовой информации открыто пропагандируют безнравственность, жестокость западного мира, насилие, терроризм и религиозный экстремизм, самым действенным, мощным оружием против бездуховности и жестокости являются родной язык и национальная культура. Только тот способен противостоять злу и насилию современного мира, кто обогатил себя духовно-нравственными ценностями своего народа.
Современный социально-культурный облик народов России если и определяется традиционными этническими компонентами материальной и духовной культуры, семейного и общественного быта, то совсем не в той мере, в какой это было лет 50 тому назад. Социологические исследования в ряде регионов показывают, что существует реальная угроза гибели языков некоторых коренных народов России. Эта проблема имеет свою предысторию: в советское время процессы интернационализации и слияние наций и народов рассматривались как историческая перспектива, а исчезновение языков некоторых народов считалось вполне возможным.
Сейчас неоспоримым является то, что употребление родного языка является базовым условием сохранения и трансляции национальной культуры, ее особенностей, так как многие компоненты этой культуры (устное народной творчество, народная песня, национальная литература, театр) существуют благодаря его функционированию.
Особенность Дагестана заключается в том, что примерно из ста языков, отнесенных к языкам коренных народов России, около трети сосредоточенно в пределах данного региона. О перспективах превращения Дагестана в «заповедник языков» писалось много. Однако современная национально-языковая ситуация не может не вызывать озабоченности. Сегодня наблюдается низведение социальных функций национальных языков до семейно-бытового уровня. Это влияет на национальное самосознание значительной части россиян. Для многих из них связь собственной национальности с реально присущими им национальными качествами, в том числе с соблюдением национальных традиций, знанием родного языка, становится, по большому счету, номинальной. Особенно для тех, кто покинул пределы родной республики и проживает в других регионах.
Повсеместно в России делопроизводство осуществляется только на русском языке. Школьное и дошкольное образование строится главным образом на русском языке. Национальные языки в качестве языков начального обучения используются только в некоторых горских районах. До недавнего времени преподаванию этих языков в качестве предмета в городских школах национальных регионов не уделялось должного внимания. Можно сказать, что к национальным языкам родители учащихся всё ещё относятся как к помехе в получении своими детьми достойного образования. Такое отношение легко объяснимо. Нет средних специальных и высших учебных заведений (кроме факультетов национальной филологии), в которых преподавание велось бы на национальных языках или для поступления в которые практиковалась бы сдача экзамена по национальному языку. Отпадает и практический резон требовать от ребёнка его изучения.
Всё это, казалось бы, должно было привести к функциональной гибели или существенному свертыванию родных языков. Однако языки малочисленных народов выжили, сохранились и продолжают существовать, правда, ограничены территорией селения или группы селений, внутрисемейным общением, бытовым уровнем. И первоочередной задачей на сегодняшний день является сохранение и распространение этих языков для дальнейших поколений. Ведь если мы потеряем какой-либо язык, мы утратим культуру и традиции целого народа. А без прошлого, как известно, не может быть будущего. Все шаги, способствующие распространению родных языков, служат не только содействию многоязыковому образованию, но и развитию более полного ознакомления с языковыми культурными традициями по всему миру, крепят солидарность, основанную на взаимопонимании, терпимости и диалоге.
Язык любого народа – наиболее эффективное средство сохранения и развития его культурного и духовного наследия. Это представляется очень важным сегодня в условиях размывания национальных приоритетов. Но этому можно и нужно поставить заслон. И для популяризации родных языков делается многое: издаются литература на национальных языках, учебники, периодические издания, выходят различные телепередачи. Языки защищены на конституционном уровне. В республиканских школах оборудуют кабинеты и стенды национальных культур, языков, фольклора народов Дагестана. И в нашей школе стало традицией ежегодное проведении фестиваля «Дружбы народов Дагестана». Уникальные обряды, самобытная музыка, песни, танцы, кухня. Прикасаться ко всему этому каждому школьнику радостно и волнительно. Чтение стихов на родном языке, исполнение песен вызывает не только интерес, но и уважение к культуре другого народа, закладывает прочный фундамент к сближению, объединению, способствует взаимопониманию между людьми.
Ребята уже с начальной школы знакомятся с творчеством писателей и поэтов Дагестана. Они пробуют писать свои стихи, узнают пословицы и поговорки. Наши ученики принимают участие и занимают призовые места в городском конкурсе чтецов стихотворений дагестанских поэтов на родном языке. Есть призовые места и на Республиканском конкурсе.
Учащиеся старших классов пишут сочинения на лингвистические темы:
«В языке одухотворяется весь народ и вся его родина»
«Филология сближает человечество – современное нам и прошлое»
«Больше всего языком человек принадлежит своей нации».
Дагестан, объединяющий более 100 языков, сотни лет был предметом интереса и восхищения. Поэтому главная задача учителей- сберечь это наследие для грядущих потомков.
Всемирноизвестный дагестанский поэт Расул Гамзатов писал:
Кого-то исцеляет от болезней
Другой язык. Но мне на нём не петь.
И если завтра мой язык исчезнет,
То я готов сегодня умереть…