1. Найдите в приведенном ниже списке неформальные негативные санкции.
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) бойкот
2) аплодисменты
3) насмешка
4) выговор
5) комплименты
6) улыбка
2. Студент работает над рефератом о вертикальной социальной мобильности. Какие примеры из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? Запишите цифры, под которыми эти примеры указаны.
1) переход человека с должности рядового школьного учителя на должность
директора школы
2) переход человека из квалифицированных рабочих («синих воротничков») в
представители среднего класса («белые воротнички»)
3) смена профессии отца на другую профессию, без улучшения или ухудшения его
социально-экономического статуса
4) отток рабочей силы из производства в сферу обслуживания
5) рост числа людей, работающих в нескольких местах
6) достижение человеком высокого положения в обществе благодаря службе в армии
3. Найдите в приведенном списке компоненты социальной структуры общества.
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) фирмы
2) сословия
3) партии
4) касты
5) классы
4. Аналитик коммерческого банка А. уехал из Москвы в Париж на двухлетнюю стажировку
в известной французской финансовой компании. А. будет во Франции работать в той же должности, что и в Москве, получать примерно такую же зарплату. Выберите в
приведённом ниже списке характеристики социальной мобильности, относящиеся
к данному примеру, и запишите эти цифры, под которыми они указаны.
1) индивидуальная
2) восходящая
3) миграция
4) горизонтальная
5) нисходящая
6) межпоколенная
5. Найдите в приведённом ниже списке примеры, иллюстрирующие применение формальных позитивных санкций, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) К. присвоили звание «Заслуженный учитель РФ».
2) Коллеги похвалили С. за хорошо выполненный доклад.
3) В. получил на заводе премию за своё изобретение.
4) Л. присвоена степень доктора физико-математических наук.
5) Выступление учеников 10 класса на празднике «Последнего звонка» вызвало аплодисменты.
6) Офицеру-подводнику присвоили очередное воинское звание.
6. Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под
которыми они указаны.
1) Понятие «социальная стратификация» обозначает любые изменения, происходящие в обществе.
2) Социальная стратификация предполагает деление общества на социальные слои путём объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом.
3) Социологи выделяют следующие критерии социальной стратификации: доход, власть.
4) Социальная стратификация предполагает выделение социальных слоёв в зависимости от личных качеств человека.
5) Престиж профессии как критерий социальной стратификации связан с социальной привлекательностью, уважительным отношением в обществе к тем или иным профессиям, должностям, роду занятий.
7. Выберите верные суждения об отличиях молодежи от других социальных групп и
запишите цифры в порядке возрастания, под которыми они указаны.
1) Молодежь отличается от других групп социальной активностью.
2) Перед молодежью стоит задача профессионального самоопределения.
3) В отличие от других социальных групп, жизнедеятельность молодежи целенаправленна.
4) К особенностям социального положения молодежи относится высокий уровень мобильности.
5) Молодежь как социальная группа отличается активным поиском своего места в жизни.
8. Найдите в приведённом списке этнические общности, и запишите цифры, под которыми
они указаны.
1) молодёжь
2) россияне
3) трудящиеся
4) украинцы
5) парижане
6) русские
9. Выберите верные суждения о видах и особенностях социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Перемещение человека из одной социальной группы в другую без изменения статуса служит проявлением горизонтальной социальной мобильности.
2) Социальная мобильность выражается в изменении индивидом своего общественного положения.
3) Вертикальная социальная мобильность всегда ведет к повышению социального статуса личности.
4) Различают два вида социальной мобильности: горизонтальную и восходящую.
5) Средневековому обществу была присуща низкая социальная мобильность.
10. Продюсер В. создал музыкальную группу: пригласил трёх солисток и нескольких музыкантов, записал с ними десять песен и отправился в гастрольный тур по стране. Выберите в приведённом ниже списке характеристики данной группы и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) малая группа
2) неформальная группа
3) большая группа
4) референтная группа
5) профессиональная группа
6) формальная группа
11. Выберите верные суждения о социальном контроле и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Элементом социального контроля являются социальные нормы.
2) Социальный контроль осуществляют только государственные органы.
3) Социальный контроль служит важным средством предотвращения де- виантного поведения.
4) Награждение государственным орденом служит примером неформальной позитивной санкции.
5) Внутренний самоконтроль помогает личности выстраивать отношения с другими людьми.
12. Укажите в приведенном ниже списке неформальные позитивные санкции.
1) правительственная премия
2) спонсорский грант
3) похвала
4) аплодисменты
5) дружеское рукопожатие
13. Найдите в приведенных ниже примерах социальные факты, иллюстрирующие проявление вертикальной социальной мобильности, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Учитель истории, переехав из области в город, перешел в новую школу.
2) Офицер, отличившийся при проведении контртеррористической операции, получил новое воинское звание досрочно.
3) Секретарь-референт вышла замуж за коммерческого директора фирмы.
4) Профессор уехал по двухгодичному контракту в зарубежный вуз.
5) После окончания вуза молодой специалист был назначен на должность начальника отдела логистики.
14. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «девиантное поведение».
1) правонарушение,2) отклонение,3) социальный статус, 4) проступок,5) мобильность,6) преступление.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
15. Найдите в приведённом ниже списке общности, образованные в соответствии
с территориальным (поселенческим) критерием, и запишите цифры,
под которыми они указаны.
1) украинцы
2) москвичи
3) киевляне
4) белорусы
5) молдаване
6) харьковчане
16. Выберите верные суждения о молодежи как социальной группе и запишите цифры
в порядке возрастания, под которыми они указаны.
1) Для молодежи характерна собственная субкультура.
2) Молодежь как социальная группа выделяется на основе возрастного критерия.
3) Большинству молодых присущ более высокий социальный статус, чем людям зрелого
возраста.
4) В отличие от подростков ведущей деятельностью молодых является познание.
5) Молодежи свойственно стремление к социальному самоопределению.
17. Выберите верные суждения о социальной дифференциации и стратификации и запишите цифры в порядке возрастания, под которыми они указаны.
1) Социальная дифференциация выражается в разделении общества на социальные группы.
2) Доиндустриальное общество было социально однородным.
3) Одним из видов социальной дифференциации является выделение групп по общности
профессиональной деятельности.
4) Основным критерием социальной стратификации выступают личные качества человека.
5) Кастовое деление общества служит примером социальной стратификации.
18. Выберите верные суждения о социальном контроле и запишите цифры в порядке возрастания, под которыми они указаны.
1) В любом обществе социальный контроль держится на неписаных правилах, передаваемых
из поколения в поколение.
2) Социальный контроль обеспечивает следование социальным нормам.
3) Социальный контроль представляет собой механизм поддержания общественного порядка
посредством применения социальных санкций.
4) Социальный контроль представляет собой совокупность средств и методов социального воздействия.
5) Социальный контроль всегда обеспечивается внешним воздействием на человека.
19. Установите соответствие между примерами и видами социальной мобильности, к которым они относятся.
ПРИМЕРЫСОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ | ВИДЫСОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ | ||
А) | Алексей перевёлся с биологического факультета университета на химический факультет. | 1) | горизонтальная |
Б) | Инженер Семён был назначен начальником отдела. | 2) | вертикальная |
В) | Студентка Ольга вышла замуж за своего однокурсника, принадлежащего к той же социальной страте, что и она. | ||
Г) | Предприниматель Иван разорился. | ||
Д) | Екатерина вступила в общество охраны природы. |
а | б | в | г | д |
20. Установите соответствие между примерами и типами санкций: к каждой позиции,
данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ТИПЫСАНКЦИЙ | ||
А) | понижение в должности | 1) | формальные позитивные |
Б) | государственная награда | 2) | формальные негативные |
В) | улыбка | 3) | неформальные позитивные |
Г) | нелестное прозвище | 4) | неформальные негативные |
Д) | почётная грамота | ||
Е) | отказ от общения |
а | б | в | г | д | е |
21. Назовите любые три «лифта» вертикальной социальной мобильности и проиллюстрируйте примером каждый из них.
22. С опорой на обществоведческие знания, личный опыт смоделируйте конкретную
ситуацию, иллюстрирующую негативное отклоняющееся поведение. Приведите три
примера неформальных негативных санкций, возможных в этом случае.
23. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная стратификация»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно
предложение, содержащее информацию о различных критериях социальной стратификации,
и одно предложение, раскрывающее связь социальной стратификации и социальной мобильности.