Основа для выполнения заданий:
– табл. 5 «Крупнейшие центры обрабатывающей промышленности США»;
– бланковка «Крупнейшие промышленные центры США».
Группа студентов разбивается на пять групп (по 3 человека). Каждая группа получает «свою» отрасль и выискивает в таблице центры, специализированные на этой отрасли. Первая группа выявляет промышленные центры, в которых в качестве первой, второй или третьей отрасли специализации фигурирует автомобилестроение. Вторая группа выявляет то же, но по химической отрасли (включая нефтепереработку). Третья характеризует центры, специализированные на авиационно-ракетно-космической промышленности (АРКП). Четвёртая – центры электронной промышленности. Пятая – центры общего машиностроения (выпуск станков, инструментов, оборудования, приборов и др.). Каждая группа переносит собранную в таблице информацию на карту-бланковку. Если отрасль в промышленном центре занимает первое место, соответствующий кружок закрашивается интенсивно («жирно»), если второе – со средней интенсивностью (или частой штриховкой), если третье – слегка (или редкой штриховкой). Центры, в которых рассматриваемая отрасль не занимает мест с 1-го по 3-е, остаются белыми. Результаты работы группа в виде выполненной к/к и выводах о пространственном развитие «своей» отрасли, её основных особенностях на территории США отправляет по почте на проверку.
Таблица 5
Крупнейшие центры обрабатывающей промышленности США по производству условно чистой продукции (УЧП)*
Место | Промышленный центр (в границах метрополитенского статистического ареала) | Ведущая отрасль обрабатывающей промышленности | Отрасли, занимающие 2-е и 3-е места соответственно | |
Отрасль | Доля от итога по промышленному центру, % | |||
Лос-Анджелес–Лонг-Бич–Санта-Ана | Электронная | 18,9 | АРKП**, пищевая | |
Нью-Йорк–Северный Нью-Джерси–Лонг-Айленд | Химическая*** | 39,4 | Электронная, пищевая | |
Чикаго | Химическая | 17,3 | Пищевая, металлообработка | |
Детройт | Автомобильная | 55,5 | Общее машиностроение, металлообработка | |
Филадельфия–Kамден–Уилмингтон | Химическая | 38,8 | Пищевая, электронная | |
Даллас–Форт-Уэрт | Электронная | 17,3 | АРKП, автомобильная | |
Хьюстон | Химическая | 44,1 | Нефтепереработка, металлообработка | |
Бостон | Электронная | 39,3 | Химическая, металлообработка | |
Сан-Хосе–Саннивейл–Санта-Kлара | Электронная | 67,3 | АРKП, общее машиностроение | |
Сан-Франциско–Окленд–Фримонт | Электронная | 27,7 | Химическая, пищевая | |
Атланта | Пищевая | 17,5 | АРKП, химическая | |
Сиэтл–Такома | АРKП | 52,2 | Электронная, пищевая | |
Миннеаполис–Сент-Пол | Электронная | 20,9 | Металлообработка, общее машиностроение | |
Финикс–Меса | Электронная | 51,1 | АРKП, общее машиностроение | |
Сент-Луис | АРKП | 21,5 | Химическая, общее машиностроение | |
Портленд (Орегон) | Электронная | 52,3 | Пищевая, бумажная | |
Шарлотт–Гастония | Табачная | 53,0 | Химическая, пищевая | |
Kливленд | Металло-обработка | 17,9 | Химическая, общее машиностроение | |
Цинциннати | АРKП | 17,5 | Химическая, пищевая | |
Ричмонд | Табачная | 57,4 | Химическая, бумажная | |
Индианаполис | Химическая | 37,4 | Автомобильная, пищевая | |
Kанзас-Сити | Химическая | 26,8 | Пищевая, автомобильная | |
Милуоки | Металло-обработка | 14,4 | Общее машиностроение, электротехника | |
Kолумбус (Огайо) | Автомобильная | 32,4 | Пищевая, электронная | |
Сан-Диего | Электронная | 27,5 | Химическая, общее машиностроение | |
Риверсайд–Сан-Бернардино–Онтарио | Металло-обработка | 11,7 | Пищевая, изделия из пластмасс и резины | |
Остин (Техас) | Электронная | 75,3 | Общее машиностроение, силикатно-керамическая | |
Питтсбург | Металлургия | 24,4 | Металлообработка, электроника | |
Рочестер | Химическая | 64,9 | Автомобильная, электронная | |
Балтимор | Химическая | 18,0 | Пищевая, электронная | |
Дейтон | Автомобильная | 37,7 | АРKП, общее машиностроение | |
Майами–Форт-Лодердейл–Майами-Бич | Электронная | 15,8 | Химическая, пищевая | |
Гринвилл (Южная Kаролина) | Общее машиностро-ение | 57,8 | Текстильная, изделия из пластмасс и резины | |
Нашвилл | Электронная | 19,3 | Автомобильная, табачная | |
Провиденс–Нью-Бедфорд–Фолл-Ривер | Электротех-ника | 11,2 | Электронная, текстильная | |
Гринсборо–Хай-Пойнт | Химическая | 25,2 | Табачная, текстильная | |
Бриджпорт–Стамфорд–Норуолк | Химическая | 33,3 | Общее машиностроение, АРKП | |
Луисвилл | Автомобильная | 22,8 | Пищевая, химическая | |
Денвер | Электронная | 12,0 | АРKП, пищевая | |
Буффало–Ниагара-Фолс | Автомобильная | 25,2 | Пищевая, общее машиностроение | |
Роли | Химическая | 65,1 | Электронная, общее машиностроение | |
Уинстон-Сейлем | Табачная | 53,5 | Пищевая, общее машиностроение | |
Вашингтон | Электронная | 27,3 | Химическая, полиграфическая | |
Вирджиния-Бич–Норфолк–Ньюпорт-Ньюс | Судостроение | 31,7 | Пищевая, электронная | |
Хартфорд | АРKП | 30,4 | Металлообработка, общее машиностроение | |
Батон-Руж | Химическая | 60,2 | Нефтепереработка, пищевая | |
Гранд-Рапидс | Автомобильная | 18,5 | Общее машиностроение, пищевая | |
Уичито | АРKП | 66,0 | Общее машиностроение, изделия из пластмасс и резины | |
Новый Орлеан | Химическая | 45,7 | Нефтепереработка, пищевая | |
Тампа–Сент-Питерсберг | Электронная | 20,3 | Химическая, пищевая | |
Лексингтон–Фейетт (Kентукки) | Электронная | 28,1 | Электротехника, общее машиностроение | |
Толидо | Автомобильная | 22,3 | Металлообработка, пищевая | |
Мемфис | Пищевая | 20,7 | Химическая, металлообработка | |
Аллентаун–Бетлехем–Истон | Пищевая | 31,5 | Химическая, металлообработка | |
Ланкастер (Пенсильвания) | Пищевая | 27,0 | Химическая, полиграфическая | |
Сакраменто | Электронная | 27,1 | Пищевая, полиграфическая | |
Вустер | Электронная | 21,5 | Химическая, изделия из пластмасс и резины | |
Орландо | Электронная | 41,3 | Общее машиностроение, пищевая | |
Лансинг–Ист-Лансинг | Автомобильная | 80,2 | Металлообработка, изделия из пластмасс и резины | |
Форт-Уэйн | Автомобильная | 60,7 | Изделия из пластмасс и резины, металлообработка | |
Джейнсвилл (Висконсин) | Автомобильная | 40,0 | Пищевая, химическая | |
Солт-Лейк-Сити | Электронная | 16,2 | Металлургия, химическая | |
Эвансвилл | Химическая | 23,0 | Пищевая, металлургическая | |
Оклахома-Сити | Автомобильная | 26,5 | АРKП, металлургия | |
Акрон | Изделия из пластмасс и резины | 18,9 | Металлообработка, химическая | |
Талса | Общее машиностро-ение | 21,0 | Металлообработка, силикатно-керамическая | |
Огаста (Джорджия) | Химическая | 40,3 | Бумажная, деревообрабатыва-ющая | |
Бомонт–Порт-Артур | Нефтеперера-ботка | 56,6 | Химическая, металлообработка | |
Нью-Хейвен–Милфорд | Химическая | 19,8 | Металлообработка, электроника | |
Янгстаун–Уоррен | Автомобильная | 39,1 | Металлургия, металлообработка | |
Ноксвилл | Автомобильная | 23,3 | Химическая, электронная | |
Скрантон–Уилкс-Барре | Бумажная | 34,8 | Пищевая, изделия из пластмасс и резины | |
Хикори–Моргантаун (Северная Kаролина) | Мебельная | 36,2 | Электротехника, изделия из пластмасс и резины | |
Kаламазу | Химическая | 54,2 | Пищевая, изделия из пластмасс и резины |
* Условно чистая продукция, или добавленная стоимость, рассчитывается путём вычитания из суммарной стоимости произведённой (отгруженной) продукции стоимости приобретённых со стороны сырья, материалов, узлов, деталей, услуг, топлива, электроэнергии, стоимости перепродаж и работ по контрактам. По существу, условно чистая продукция состоит из трёх главных компонентов: заработной платы работников, полученной в процессе производства, прибыли и амортизационных отчислений, то есть расходов на постепенный износ оборудования. Этот показатель характеризует реальный вклад данного предприятия, данной отрасли, данного географического объекта в произведённый продукт.
** АРKП – авиационно-ракетно-космическая промышленность.
*** Здесь и далее в химическую промышленность включена фармацевтика. В стоимости условно чистой продукции химической промышленности современных США львиная доля приходится на производство продуктов тонкого органического синтеза (медикаменты, витамины, биодобавки, парфюмерия, косметика, санитарно-гигиенические препараты и др.).