Духовная сфера.
1. Духовная сфера жизни общества - сфера, охватывающая различные формы и уровни общественного сознания, проявляющаяся в духовном производстве для удовлетворения духовных потребностей и создании духовных ценностей.
Духовные потребности – потребности в создании и освоении духовных ценностей. Духовные потребности не заданы биологически, от рождения. Формируются в процессе социализации.
Духовная деятельность (производство) – деятельность людей по созданию духовных ценностей.
Виды духовной деятельности:
1. Познавательная 2. Ценностно-ориентировочная 3. Прогностическая
Духовные ценности – блага, проявляющиеся только через сознание людей и направленные на удовлетворение духовных потребностей (произведения искусства, учения, научные открытия и т.д.).
2. Культура.
В широком смысле культура – все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также ее результаты.
В общем смысле культура – совокупность достижений людей в материальной и духовной сферах.
Материальная культура – создается в процессе материального производства (здания, оборудование, орудия труда).
Духовная культура – включает в себя процесс духовного творчества и созданные духовные ценности. Функции культуры: познавательная, оценочная, регулятивная, информативная, коммуникативная, социализации.
Виды культур:
Доминирующая культура - основная культура в рамках определенного общества, диктующая принципы и ценности, которых придерживается большинство людей.
Народная культура - культура, характерная для определенной этнической общности (народа, нации).
Особенности: простота, доступность, анонимность, создается всем народом, связь с национальными корнями, служит для национальной самоидентификации, возникает в процессе практической деятельности людей
Элитарная культура - культура, характерная для привилегированных слоев общества.
Особенности: сложность по содержанию и структуре, узкий круг потребителей и создателей, аудитория должна иметь необходимые знания для понимания, создается профессиональными творцами.
Массовая культура – культура, предназначенная для широких слоев населения в данном обществе.
Особенности: коммерческая направленность, ориентация на широкий круг потребителей, тиражируема, распространяется через СМИ, простота и доступность форм, не требует подготовки для понимания, развлекательная направленность.
Положительное влияние: так или иначе, приобщает каждого к культуре; имеет свои достижения; удовлетворяет потребности в досуге и развлечениях; является средством самовыражения.
Отрицательное влияние: снижает общую планку культурного уровня; формирует искусственные потребности и запросы; формирует стандартное поведение и вкусы; насаждает социальные мифы.
Субкультура – (лат. sub – под) – культура определенной социальной группы. Субкультура служит целям выделения и идентификации членов этой группы (профессиональной, национальной, демографической).
Контркультура – культура, которая альтернативна доминирующей, находится с ней в оппозиции. Контркультура является выражением протеста и несогласия с ценностями доминирующей культуры.
Наука.
Наука - форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе, человеке, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов. Наука – это:
1. Социальный институт 2. Отрасль духовного производства 3. Система знаний.
Модели развития науки:
1. Постепенное развитие 2. Через научные революции 3. Через интеграцию научного знания
Научная революция – процесс коренного, качественного изменения господствующей системы идей и теорий (парадигмы), которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период.
Функции науки:
- Познавательная - описание и объяснение окружающего мира, общества и человека.
- Культурно-мировоззренческая - формирование научного мировоззрения.
- Производительная – является фактором производства
- Прогностическая - предсказание явлений в будущем.
- Социальная - содействие в развитии общества.
Особенности науки: объективность, обоснованность, универсальность, системность, высокий уровень обобщения, рациональность, наличие специальных методов и способов, терминологический аппарат.
Виды наук по содержанию: естественные, технические, точные, общественные, гуманитарные.
Виды наук по направленности: фундаментальные (биология, химия и т.д.) и прикладные (медицина, педагогика, экология и т.д.).
Образование.
Образование - целенаправленная познавательная деятельность по получению знаний, умений и навыков и их совершенствованию.
Функции образования:
экономическая - передача и освоение навыков профессиональной деятельности;
социальная - социализация личности и воспроизводство социальной структуры общества;
культурная - передача и освоение достижений духовной культуры предыдущих поколений.
Принципы образовательной политика в РФ: гуманистический характер образования;приоритет общечеловеческих ценностей;право личности на свободное развитие;единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;общедоступность образования; адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;светский характер образования в государственных учреждениях;свобода и плюрализм в образовании;
демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.
Тенденции в развитии образования:
демократизация, гуманитаризация, гуманизация, компьютеризация, интернационализация процесса образования, рост продолжительности образования, непрерывность образования.
Образование в РФ:
дошкольное | общее (начальное, основное, среднее) | Профессиональное (начальное, среднее, высшее) | послевузовское | дополнительное |
Искусство.
Искусство – практическая деятельность, направленная на освоение и создание эстетических ценностей, отражение окружающей действительности в художественных образах.
Искусство – ядро эстетической культуры.
Теории происхождения искусства: игровая, трудовая, биологизаторская, магическая.
Функции искусства: эстетическая, социальная, познавательная, компенсаторная, гедонистическая, познавательная, прогностическая, воспитательная, развлекательная.
Виды искусства: литература, архитектура, живопись, графика, скульптура, музыка, театр, киноискусство, танец, декоративно-прикладное искусство, фотоискусство.
Особенности искусства: является образным, наглядным; наличие специфических способов воспроизведения, огромная роль воображения, фантазии.
Мораль.
Мораль – форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей (на основании представлений о добре и зле).
Функции морали: регулятивная, ценностно-ориентационная, воспитательная, познавательная, мотивационная, оценочная, коммуникативная.
Элементы морали: нормы поведения, моральные качества, нравственные принципы, морально-психологические механизмы контроля, моральные ценности.
Религия.
Религия – форма общественного сознания, основанная на вере в существование сверхъестественного. Элементы религии: вера, учение, религиозная деятельность, религиозные институты.
Функции: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, воспитательная, культуротранслирующая, интегрирующе-дезинтегрирующая, легетимирующе-разлегитимирующая.
Религии:
Мировые: буддизм, христианство, ислам (большое число последователей по всему миру)
Национальные: индуизм (Индия), конфуцианство (Китай), даосизм (Китай), иудаизм (Израиль), синтоизм (Япония), зороастризм (Иран).