Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «Едем в автобусе»
Игровые задачи:
§ воспитывать интерес к играм с элементами ПДД, положительное отношение к выполнению правил дорожного движения, желание отражать свой социальный опыт в сюжетно-ролевой игре, навыки культурного поведения в общественном транспорте, уважение к профессиям, связанным с темой игры;
§ развивать внимание, наблюдательность, ответственность;
§ закреплять представления о видах пассажирского транспорта, об обязанностях пассажира, о правилах поведения в общественном транспорте и на остановке, о профессиях водителя, кондуктора, диспетчера, контролера, регулировщика, автослесаря, бензозаправщика, автомойщика;
§ закреплять знания о некоторых правилах дорожного движения: о правилах перехода через дорогу по пешеходному переходу и при выходе из автобуса, о сигналах светофора;
§ формировать умение придумывать замысел игры, создавать предметно-игровую среду, способствовать развитию сюжетной линии игры за счет введения новых ролей и ситуаций; учить распределять роли и брать на себя конкретную роль, вести ролевой диалог, планировать и выполнять игровые действия в соответствии с ролью, устанавливать ролевое взаимодействие в игре.
| Обогащение содержания сюжетно-ролевой игры
| Атрибуты к сюжетно-ролевой игре
(предметно-игровая среда)
| Роли / Игровые действия
| Игровые темы
| § Экскурсия к остановке автобуса: наблюдение за автобусом и работой шофера, за поведением людей на остановке, за тем, как осуществляется высадка и посадка пассажиров, за светофором и действиями транспорта, пешеходов
§ Рассматривание картины «Едем на автобусе» (из серии «Мы играем»), тематических картинок
§ Чтение: загадки, стихи, сказки про автобус
§ Настольная игра «Собери автобус» (разрезные картинки, плоскостной геометрический конструктор)
§ Дидактическая игра «Мы – пассажиры»
§ Подвижные игры «Водители и пассажиры», «Три сигнала светофора»
§ Беседа «Как вести себя в автобусе», рассматривание и обсуждение памяток
§ Игра-инсценировка «Мы – пассажиры автобуса»: закрепление правил поведения в общественном транспорте, обыгрывание проблемных ситуаций
§ Творческое задание «Хороший кондуктор»
§ Дидактические упражнения «Куда поедем?», «Это что за остановка?», «Потому, что»
§ Рассматривание маршрутной карты города
§ Продуктивная деятельность: аппликация «Автобус», совместное изготовление автобусных билетов, маршрутных листов, конструирование автобуса из строительного материала, стульев
§ Прослушивание музыкальных произведений: «Автобус» муз. М.Иорданского, сл. О. Высотской
| § Автобус, сделанный из стульев.
§ Чехлы на стулья с изображением автобуса.
§ Руль, номер автобуса.
§ Коробка переключения передач, педали.
§ Микрофон, рация.
§ Кепка и жилет (накидка) водителя.
§ Жилет (накидка) и сумку кондуктора.
§ Жилеты (накидки) автослесаря, бензозаправщика, автомойщика, регулировщика, диспетчера, контролера
§ Маршрутные листы.
§ Светофор или сигнальные карточки, жезл.
§ Автобусная остановка: штатив, на котором укреплена карточка с символическим изображением остановки («Магазин игрушек», «Овощи-фрукты», «Театр», «Детский сад», «Зоопарк», «Больница», «Парикмахерская» и т.д.).
§ Пешеходный переход: знак, коврик-зебра.
§ Инструменты для ремонта автобуса, насос.
§ Шланг для имитации заправки машины бензином, маленькая канистра.
§ Небольшое ведерко с тряпкой.
§ Оснащение для бензоколонки, ремонтной мастерской, мойки машин, диспетчерской
§ Деньги, кошельки, билеты, чеки.
§ Кассовый аппарат.
§ Куклы, игрушки-животные.
§ Предметы-заместители.
§ Дополнительные атрибуты в соответствии с сюжетной линией.
| § Водитель: ведет автобус, рулит, подает сигнал, объявляет и делает остановки, отмечает путь в маршрутном листе, общается по рации с диспетчером, проверяет состояние автобуса, накачивает шины.
§ Пассажиры: входит или выходит на остановках, покупает билет, соблюдает правила поведения в общественном транспорте, сидит, уступает место; подготовка к дальней поездке (собирают вещи, воду, продукты в дорогу; причесываются, наряжаются, если едут в театр, в гости).
§ Кондуктор: продает билеты, следит за соблюдением правил поведения в автобусе, объясняет пассажирам, как проехать до нужной остановки.
§ Бензозаправщик: заливает в автобус бензин, берет деньги, пробивает чек.
§ Автослесарь: чинит автобус, устраняет неполадки, меняет колесо, берет деньги за ремонт, пробивает чек.
§ Автомойщик: моет автобус, берет деньги, пробивает чек.
§ Контролер: проверяет наличие билетов у пассажиров.
§ Диспетчер: выдает маршрутный лист, общается по рации с водителем, контролирует передвижение по маршруту.
§ Регулировщик: регулирует движение, подает сигналы, штрафует за нарушения ПДД.
| ¾ «Строим автобус»
¾ «Школа водителей автобуса»
¾ «Едем на автобусе» (в детский сад, парк, в гости, в театр, музей, кино, зоопарк, кафе, в больницу, в магазин, в парикмахерскую)
¾ «Катаемся по городу»
¾ «На экскурсии»
¾ «Автобусный парк»
¾ «Автобусы нашего города»
¾ «Поездка на автобусе» (за город, на речку, в лес, в деревню, на дачу)
¾ «Веселое путешествие на автобусе»
¾ «Оживленный перекресток»
| «Банк идей» для поддержания интереса к игре и развития сюжетной линии игры
| § Воспитатель предлагает построить автобус, чтобы всей группой можно было бы поехать в лес или на речку летом. Для этого надо поставить стулья так, как расположены сиденья в автобусе. Все сооружение можно оградить крупными строительными материалами, оставив спереди и сзади «двери» для посадки и высадки пассажиров. В начале автобуса — место для водителя. Выбирают водителя и кондуктора, остальные дети — пассажиры. Детям раздают деньги или проездные билеты. Роль кондуктора может взять на себя воспитатель.
¾ Проходите, пожалуйста, в центр салона. Не забывайте оплачивать проезд!
§ Воспитатель старается приурочить свою собственную поездку на автобусе к началу ознакомления детей с игрой. Он обращается к личному опыту детей. Воспитатель выясняет, какие действия совершаются в автобусе: покупают билет, компостируют его, занимают место, если есть старшие, уступают место им.
— Ездили ли вы на автобусе? Ездят ли на автобусе ваши папы и мамы? Куда вы ездили на автобусе? И т.п.
§ В автобусе едет семья. Дети заранее распределяют роли: мама, папа, дети. Договариваются, зачем и куда они едут, на какой остановке выходят. В предварительной беседе или по ходу игры выяснить, кто занимает места, а кто может постоять. Кому надо уступать место? Как ведет себя папа — пропускает маму вперед во время посадки, подает руку, поддерживает на выходе? Воспитатель объявляет, что после полдника будет прогулка в лес. Напоминает, что к дальней поездке надо хорошо подготовиться.
— Что нужно взять с собой? Кто едет с «детьми»? Что взять «детям»?
Во время путешествия необходима остановка, чтобы отдохнуть, перекусить, поиграть. Мамы «кормят» своих детей, собирают цветы, рассказывают, что можно увидеть в лесу, чего надо опасаться. После прогулки возвращаются домой.
§ Экскурсия по городу. В группе заранее создается предметно-игровая среда: автобус из стульев, картинки с видами города в разных местах группы, выбирается ребенок на роль водителя (по договоренности). Роль экскурсовода сначала берет на себя воспитатель. Экскурсовод через микрофон приглашает детей отправиться на экскурсию по городу:
¾ Внимание! Внимание! Уважаемые жители и гости нашего города! Приглашаю вас на интересную автобусную экскурсию по улицам города! Подходите, покупайте билеты! Занимайте места в автобусе. Познакомьтесь – это наш водитель, его зовут… Все заняли свои места? Автобус отправляется – экскурсия начинается!
— Уважаемые пассажиры, посмотрите, пожалуйста, налево, мы проезжаем...
—...Перед нами замечательное здание, называется... («Дом игрушек», «Почта», «Театр» и т.д.)
В ходе беседы выясняется назначение этих сооружений, пассажиры выходят, осматривают достопримечательности, снова занимают места в автобусе, едут дальше.
§ Проблемная ситуация: воспитатель-пассажир ждет на остановке автобус, его долго нет. Воспитатель обращается к детям:
¾ Ребята, я очень тороплюсь в магазин, а автобуса все нет, что делать?
Принимают решение построить автобус и вместе поехать в магазин. В магазине делают покупки и возвращаются на автобусе в детский сад.
§ Игровая ситуация:приходит письмо из деревни – бабушка приглашает в гости. На чем поедем?
§ Если воспитатель видит, что интерес к игре пропадает, можно использовать следующие игровые приемы: кончился бензин, надо заехать на заправочную станцию; автобус сломался, надо заехать в автомастерскую, починить его; автобус стал грязным, надо заехать на мойку; заходит контролер, проверяет билеты у пассажиров; на остановке «Зоопарк» можно провести игры: «Кто живет в этой клетке?» (отгадывание загадок); «Чем питается?» (отбор картинок или муляжей продуктов); составление пластических этюдов (дети имитируют движения животных); на остановке «Детское кафе» пассажиры посещают его, делают заказ, кушают, отправляются дальше.
| Взаимодействие с родителями в ходе игры
| Рекомендации по взаимодействию с ребенком в домашних условиях
| Совместная деятельность
| Просветительская работа
| Наглядная информация
| § Рекомендовать родителям при поездке с детьми в автобусе обратить внимание на деятельность водителя и кондуктора, поведение пассажиров
§ Совместное изготовление или подбор атрибутов к игре
§ Совместное творчество детей и родителей: изготовление памяток для пассажиров «Как вести себя в автобусе»
§ Настольная игра «Автобусное путешествие» (бродилка)
| § Мастер-класс «В «автобус» играем – ПДД изучаем!»
§ «Гость группы» (папа или дедушка): совместная игра «Поездка на автобусе»
§ «Семейный кинозал» - совместный просмотр презентации «Мы едем, едем, едем…»
| § Родительское собрание «Безопасная дорога детства»
| § Оформление маршрутного листа игры для родителей
§ Выпуск буклета «Правила поведения в общественном транспорте»
| | | | | | | |
|
Поиск по сайту:
|