Индивидуальная форма психокоррекции.




 

Как показывает практика, процесс реадаптации подростков с адиктивным поведением, освоение ими навыков здорового образа жизни происходит трудно. В реабилитации кроме медикаментозной помощи необходима психологическая, которая проводится мной-психологом отделения.

К психологической коррекции личности, формированию здорового образа жизни приступаю после того, как с подростка будет снято клиническое аффективные изменения состояние.

Индивидуальную психокоррекцию разделяю на такие периоды:

-Диагностический период(выяснение установок, мотивов и т.д.);

-Активное взаимодействие (с целью решения задач с настроем на трезвый образ жизни);

-Актуализация проблем после окончания реабилитации.

Выбор адекватных психокоррекционных методов делаю исходя из особенностей находящейся передо мной личности. Для определения этого, перед началом работы, предлагаю подросткам выполнить личностные пробы(т.ПДО,т.ТАТ,проективные методики), эти тесты предлагаю в динамике, после проведения индивидуальной психокоррекции 5-7 занятий.

В индивидуальной психокоррекции учитываю, что в представлении о себе у подростка исключается представлении о самом себе, как о человеке, который употребляет спиртное и другие ПАВ.» Таким образом, происходит рассогласование между уровнем притязаний и самооценкой, главное изменение когнитивной системы. Подросток должен понять, что дальше так жить нельзя - единственный способ отказаться от любых психоактивных веществ вообще это психокоррекционная работа.

Поэтому при проведении индивидуальной психокоррекционной психокоррекции стараюсь придерживаться таких задач:

- преодоление анозогнозии формирование полного воздержания от

употребления алкоголя и других ПАВ..

- смягчение эмоциональных конфликтов, изменение самооценки, повышение

самоуважения.

 

Так один подросток: Демид - был демонстративным, отвергал любую помощь специалистов и группы, проявлял агрессивные реакции по отношению к психологу и ребятам. Употреблял спиртные напитки без учета последствий для себя. После изучения мной истории болезни работа была построена на индивидуальном подходе к подростку. В дальнейшем подросток стал охотнее принимать помощь, участвовать в различных коррекционных мероприятиях. Принимал адекватную помощь в поведенческом тренинге, как индивидуальном, так и групповом.

Первый интересный случай: Этот случай был доложен мной на врачебной конференции, где поставлен диагноз: Проведен личностный тест ПДО.

«ТАКИМ ОБРАЗАМ НА ПЕРВЫЙ ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ ВЫСТУПАЮТ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ, ХАРАКТЕРНЫСКЛОННОСТЬ К НЕПОСРЕДСТВЕННОМУ РЕАГИРОВАНИЮ СО СНИЖЕННЫМ ПРОГНОЗОМ СОБСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ И ПОНИЖЕННЫМ УРОВНЕМ КРИТИКИ К СОБСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ.»

 

Второй интересный случай рассматривался на конференции:

Подросток Сергей проходил реабилитацию в отделении для подростков после злоупотребления им спиртных напитков.В начале эксперимента скован, опускает голову. Эмоциональные проявления дифференцированы, адекватны переживаниям. О своих суицидальных попытках говорит не охотно, старается скрыть этот факт. К употреблению спиртных напитков, проявляет поверхностную критику.

 

К исследованию личностных методик субъективно характеризует себя:

серьезным, добрым, общительным. При исследовании личностной методикой т.Леонгарда-Шмишека диагностируется циклоидный тип личности в рамках акцентуации характера.

 

Таким образом эксперимент выявляет циклотимические черты личности в рамках акцентуации характера при сохранности функций интеллекта, не высоком запасе знаний и представлений.

 

Признание существования симптомов болезни может быть формальным, и ряд психологических вопросов позволяет проверить, произошла ли в действительности идентификация своего заболевания, что проводится самостоятельно подростком в индивидуальной психокоррекции (с использованием методик: проективного рисунка, т. Хекхаузена,

дневников- самоотчетов.

 

В процессе индивидуальной психокоррекции, выясняются истинные установки на процесс реабилитации. Воздержание от алкоголя и других ПАВ, это степень понимания своего положения в данной ситуации.

 

В начале реабилитации многие обеспокоены социальным осуждением общества. Иногда, это сопровождается агрессивной реакцией по отношению к окружающим.

 

В таких случаях провожу анализ истории жизни подростка. Из индивидуальных бесед, выясняю его мотивацию по отношению к реабилитации.

 

Необходимо снизить тревогу по отношению к сложившейся ситуации.

В середине реабилитации благодаря нормализации психического и соматического состояния нормализуется благодушное отношение к будущему. В этот момент моя работа направлена на преодоления такого благодушия путем формирования критического отношения к прошлому и реалистических установок на будущее. Рассматриваем в беседе темы: «Вспоминайте неприятные последствия употребления алкоголя и ПАВ для ВАС», «Почему я рано или поздно начну употреблять алкоголь это? «и т.д.

Разбираем значение собственных усилий в процессе выздоровления и нацеливанию на возможность замены алкоголя на социально приемлемые формами поведения по типу «Замещения», рекомендую поддерживать отношения с лицами, заинтересованными в трезвом образе жизни, «занятия по интересам». Воздействовать на нарушенное самосознание не всегда удается вербальным способом. Тогда опираюсь на гиперкомпенсаторность сохранных областей, что сугубо индивидуально.

При формировании наркологических проблем у подростков главным образом страдает репродукция, то есть способность приобретать опыт-новые условия замыкаются с трудом – поэтому в индивидуальной психологической коррекции больше место отводиться психотренингу.

При обучении подростков к рациональному поведению стараюсь на тип психологической защиты. Если психологическая защита устраняет стресс – это закрепляется в индивидуальной работе на начальном этапе. Подготавливаю подростка к самостоятельному принятию позитивного решения. Использую темы: «других ПАВ»«Умение говорить нет», «Отказ именно от спиртного и наркотиков и других токсических веществ», «Умение проявлять настойчивость своего выбора».

Домашние задания позволяют закрепить тренируемые навыки: Спрашивать у психолога и врача, о дальнейшем процессе социализации.

Использую в индивидуальной коррекции введение письменных дневников - самоотчетов, на определенные темы: «Почему я позволял себе употреблять спиртное и ПАВ?», «Что я думаю о самом себе?», «Каковы мои планы на будущее?».

Важное место среди существенных средств оптимизации функциональных состояний занимают методы саморегуляции. Они направленны на формирование у человека системы адекватных внутренних средств для преодоления «трудных» состояний и повышения эффективности деятельности.

Использую некоторую степень аутогенного напряжения – для снижения эмоционального напряжения, обучения воздействию на свое физическое и психическое состояние при помощи самовнушения и, главное, укрепление силы воли, проявляет возможность самоанализа к управлению своим поведением. К концу реабилитации, состояние подростков приводит к повышению самооценки.

Использую музыкальное сопровождение, создающее необходимый эмоциональный фон.

Позитивность на всех периодах индивидуальной псих коррекции помогает подросткам активизировать свои внутренние резервы – проявляется способность к компенсации за счет самоконтроля.

Позитивность на всех периодах индивидуальной психокоррекции помогает подросткам активизировать свои внутренние резервы-проявляется способность к компенсации за счет самоконтроля.

 

Объём психологических методик для подростков состоящих на профилактическом наблюдении

В отделении медицинской реабилитации для несовершеннолетних.

 

1. Мотивационный этап:

 

o Мотивационное интервью, направленное на участие в реабилитационном процессе.

o Первичное психологическое консультирование.

o Мотивационный тест Хекхаузера- мотивация успеха и боязнь неудачи.

o Первое экспериментальное задание – рисуночный тест

o «Несуществующее животное».

 

2.Адаптационный этап:

 

· Психодиагностика интеллектуально – мнестических способностей подростка.

· Проба на запоминание - 10 слов, где выявляется кратковременная и долговременная память.

· Исследование самооценки по методике Дембо-Рубенштейн, где обнаруживаются представление обследоваемого о своем счастье. Пиктограмма (40 мин.)

· Отыскивание чисел по таблице Шульте, где исследуется особенность внимания.

· Метод классификации предметов, исключение понятий применяется для анализа различных нарушений процессов обобщения и отвлечения.

· Метод понимание переносного смысла пословиц, поговорок, метафор - Где итопределяется особенность целенаправленности и критичности подростка.

Понимание рассказов -методика направленна на осмысление его сюжета.

· Методика ТАТ –направлена на понимание сюжетных картин, направлена на исследование интеллектуального уровня. 35-40 мин.

· Патохохарактерологическая методика (ПДО) – определяет выявление акцентуации характера подростка.

· Методика определения уровня реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина можно успешно использовать в целях саморегуляции и психокоррекции.

· Методика опрендепления уровня самооценки по Т.В.Дембо-С.Я.Рубенштейн.

· Проективные методы исследования: несуществующее животное, дом,

· дерево, человек, рисунок семьи - это субъективное понимание

· окружающего мира подростка, что зависит от состояния и особенностей

· его личности.

 

Психокоррекционная консультирование- это профессиональная помощь подростку в решении проблемной ситуации.

 

Основной этап:

1. Проблемно-ориентированое консультирование, направленное на анализ и сущности и внешних причин проблемы.

2. Личностно - ориентированное консультирования направленно на анализ индивидуальных причин проблемы, деструктивных личностных стереотипов и предотвращение подобных проблем в будущем.

3. Решение - ориентированное консультирование направленно на выявление ресурсов для решения проблем.

 

Направлением является психокоррекционная работа, которая включает:

-ре

-формированадаптацию здоровьяие здорового образа жизни

-психосаморегуляцию состояния.

-совершенствование личностного психологического статуса

-проективное развитие качества жизни

-моделирование семейной структуры

преодоление со-зависимости членов семьи (если таковые имеются)

развитие индивидуальности и самодостаточности личности.

 

Работа напраправлена на создание подростком оптимальных условий для тренировки адаптационных механизмов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы. - 60 мин.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: