как способ привлечения ребенка к чтению»




Доклад

В рамках круглого стола «Лучшие практики – 2020»

Филиал Городская библиотека г. Егорьевск

«Художественная иллюстрация,

как способ привлечения ребенка к чтению»

Изобразительное искусство – составная часть опыта, накопленного предшествующими поколениями, которая играет важную роль в становлении личности ребенка.

Существует множество видов изобразительного искусства, но самым распространенным в детском возрасте является иллюстрация.

Художественная иллюстрация – важнейший элемент книги для детей, во многом определяющий ее художественную ценность, характер эмоционального воздействия, возможности использования ее в процессе эстетического воспитания читателей.

Иллюстрацией называют рисунки, образно раскрывающие текст произведения, подчиненные содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающие книгу и обогащающие ее декоративный строй. С помощью графических средств выявляется и передается художественная и социальная суть иллюстрированного произведения.

С самого раннего возраста дети привлекаются к книгам благодаря обилию в содержании ярких, красивых картинок. Именно с иллюстрации начинается процесс выбора ребенком книги для чтения. Так, сначала дети просто листают книги в надежде полюбоваться яркими картинками, затем начинают интересоваться самим содержанием книги, иллюстрации в которой больше пришлись по душе. Следовательно, можно заявить, что иллюстративный материал как прямо, так и косвенно играет важную роль в привлечении детей к чтению книг.

Исходя из вышесказанного, следует заметить, что изобразительное искусство косвенно связано с формированием склонности к чтению у ребенка. Итак, во время просмотра книжных иллюстраций у ребенка формируются образы, представление о том или ином персонаже произведения, далее, ребенок сам начинает пытаться изображать на бумаге сюжеты и персонажей из прочитанных книг.

Итак, каким же образом приучить детей к чтению при помощи иллюстрации?

Известно, что дети дошкольного и раннего школьного возрастов – слушатели, а не читатели, содержание художественного произведения доносит до них педагог, перед которым стоит задача - донести до детей каждое литературное произведение как произведение искусства, раскрыть замысел, научить слушателей чувствовать каждого персонажа, извлекать уроки из их хороших и плохих поступков, с чувством передать своё отношение к героям и действующим лицам.

Так, основная задача чтения детям – научить их слушать и слышать, правильно воспринимать смысл содержания, а показанная вовремя иллюстрация из детской книги помогает педагогу более ясно преподнести читаемый текст.

Также известно, что книги сами по себе помогают детям развивать и без того яркое воображение, так как во время прослушивания художественной литературы у детей в мыслях начинают возникать картинки, образы, а увиденные картинки из книги помогают эти образы обобщить, или, в некоторых случаях, подталкивают на мысли или сопротивление, размышление в случае, если картинка в книге и картинка в голове ребенка вдруг не соответствуют.

Отсюда вытекает новая мысль. Художественные иллюстрации побуждают не только читать, но и творить, соответственно, наряду с чтением, или прослушиванием произведения.

Опыт показывает, что детям очень нравится слушать сказки и зарисовывать персонажей, создавая таким образом свои собственные иллюстрации. Это могут быть просто рисунки в соответствии с тем, какими дети сами представляют персонажей у себя в голове, бывает же напротив, дети смотрят на яркие иллюстрации в книгах и вдохновляются нарисовать нечто подобное, или же, просто срисовать. И, чем больше сказок они узнают, тем больше им хочется запечатлеть свои мысли и образы на бумаге.

Так, занимаясь с детьми, важно прежде всего привлечь их внимание к картине. А понравившаяся картина, которая произвела глубокое эмоциональное впечатление у ребенка, в свою очередь сама привлечет внимание к содержанию, ведь, как правило, дети, видя интересный сюжет на любой картинке, начинают интересоваться у взрослых, что же там изображено, а ответ таится в самой книге.

Из этого следует вывод, что прежде, чем заинтересовать ребенка содержанием книги, нужно заинтересовать его содержанием иллюстративного материала.

Существует множество приемов, как заинтересовать ребенка содержанием картин, например, предложить ему представить себя на месте действующего лица на картинке, и тогда ребенок становится героем интересного для него события и с увлечением начинает рассказывать про самого себя. Также существуют различные игровые приемы, развивающие наблюдательность и речь: педагог, путем вопросов вовлекает ребенка в соревнование «Кто больше увидит на картинке», побуждая таким образом маленьких слушателей к наблюдательности и высказываниям. Так или иначе, весьма низкий процент детей смотрит иллюстрации молча.

Существует еще один, наиболее творческий, метод завлечения детей в мир иллюстраций, непосредственно связывающий детей с изобразительным искусством. Цель – привлечь внимание детей к содержанию книги в процессе творчества. Данный процесс включает в себя несколько этапов, которые можно чередовать и выбирать наиболее подходящую к ситуации последовательность.

Суть процесса: дети вместе с педагогом выбирают произведение для прочтения, вместе читают, обсуждают художественную цепочку произведения, просматривают иллюстрации, затем детям предлагается, на основе прочитанной истории создать свои собственные иллюстрации, в соответствии с их возрастом.

В рамках проекта – «Арт-студия Рафаэль», на одном из тематических занятий как раз был выбран данный метод. Детям, возраста 7-9 лет предложено создать свою собственную иллюстрацию к своей любимой сказке. Процесс проходит поэтапно, с помощью руководителя студии.

С учетом возрастных особенностей детей, предложена несложная техника выполнения рисунка с использованием смешения техник акварели и гуаши.

В процессе выполнения, помимо технических объяснений непосредственно рисования, детям предложена игра, каждый по очереди должен вкратце рассказать свою любимую сказку и после, по мере готовности рисунка, представить своего персонажа, рассказав о нем главную информацию. По окончанию процесса решено устроить небольшую выставку своих авторских иллюстраций.

В качестве вывода, можно сказать, что одна из наиболее эффективных и интересных способов привлечь детей к книге через иллюстрацию, это предложить детям самим побыть в роли иллюстраторов. А чтобы приобщение к иллюстрируемому произведению проходило быстрее и более осознаннее, педагогу важно поддерживать беседу детей о данной книге, что-то добавлять, где-то подправить. И, в совокупности, все факторы, такие как готовность детей к творчеству, грамотная поддержка педагога, беседы на тему произведения, и, конечно, яркие иллюстрации, как профессиональные, так и созданные самими детьми, в скором времени благотворно отразятся на заинтересованности детей в чтении.

Доклад подготовлен руководителем Арт – студии «Рафаэль», библиотекарем Городской библиотеки г. Егорьевска

Ядуванши Сунидхи Викторовной.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: