Практическое занятие №1
Тема: ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫСОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА
Теоретические вопросы:
1. Орфоэпические нормы в системе норм русского языка.
2. Произношение гласных.
3. Произношение согласных.
4. Произношение заимствованных слов.
Практические задания:
1. Какой звук: [е] или [о] — произносится под ударением в приведенных ниже словах? Проверьте произношение по «Орфоэпическому словарю русского языка».
Желоб, жернов, жердочка, желчь, шлем, шерстка, зев, заем, амеба, атлет, акушер, гренадер, блестки, береста, бесхребетный, браконьер, дебелый, бревенчатый, издевка, леска, маневр, маневренный, двоеженец, многоженство, новорожденный, опека, оседлость, недоуменный, несовременный, никчемный, одновременно, осужденный, платежный, приведший, принесший, привезший, плетший, истекший, передержка.
2. Определите, мягкий или твёрдый согласный произносится в позиции перед [е] в данных словах. В каких словах возможен только один вариант, а в каких допустимы оба варианта?
Агрессия, адекватный, академик, адепт, аккордеон, анемия, антитеза, анестезия, антисептика, антресоли, апартеид, артезианский, астероид, атеист, аутсайдер, бартер, бизнес, бестселлер, бутерброд, бифштекс, безе, берет, бекон, брюнет, генезис, гипотеза, дебаты, дебют, девиз, девальвация, дегенерат, декада, деканат, демагогия, демарш, демпинг, депеша, депозит, депонент, диспансер, дефицит, законопроект, индекс, интервал, кодекс, компетентный, компьютер, конкретный, корректный, кофе, кафе, коэффициент, купейный, лютеранин, лидер, менеджер, музей, неологизм, непрезентабельный, пастель, паштет, пресса, резюме, свитер, сервант, стратегия, текст, телефакс, темп, тенденция, термин, террор, фортель, френч, фанера, чартер, шинель, энергия, эфемерный, юриспруденция.
3. Разделите приведённые слова на три группы, в зависимости от варианта произношения чн: а) слова, где произносится [чн]; б) слова, где произносится [шн]; в) слова, где возможны оба варианта произношения.
Античный, библиотечный, булочная, бутылочный, восточный, вечно, горчичник, подсолнечник, вторично, единичный, убыточный, перечница, лавочник, конечно, копеечный, Кузьминична, лихорадочный, мелочность, научный, нарочно, ночной, очечник, отличник, однозвучный, печной, почечный, порядочный, пустячный, ручной, Саввична, сердечный, скучный, съёмочный, скворечник, солнечный, сливочный, точность, тренировочный, убыточность, уличный, шапочный, ячневая, яичница.
Литература:
1. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.
2. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров вузов, учреждений среднего профессионального образования / Под общ. ред. В.Д. Черняк М.: Юрайт, 2011.
Практическое занятие №2
Тема: АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫСОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА
Теоретические вопросы:
1. Особенности русского ударения.
2. Функции русского ударения.
3. Вариативность ударений.
Практические задания:
1. Поставьте ударение в существительных женского рода: бюрократия, ветла, девица, деспотия, дремота, зевота, засека, злоба, индустрия, искра, истерия, камбала, кета, кулинария, ломота, молодежь, немота, петля, просека, простыня, ракушка, свекла, серьга, статуя, хвоя, щеколда, флюорография.
2. Поставьте ударение в существительных среднего рода: изобретение, намерение, озвучение, обеспечение, переосмысление, приданое, рондо, сосредоточение, упрочение.
3. Поставьте ударение в прилагательных и причастиях: августовский, атомный, валовой, грошовый, грушевый, домовая, зубчатый, кухонный, оптовый, козырной, тигровый, сливовый, суповой, ходовой, украинский. Загнутый, изогнутый, согнутый, увезенный, погруженный, заключенный, возбужденный.
4. Поставьте ударение в глагольных формах: Звала, звало, звали; начала, начало, начали; сняла, сняло, сняли; заняла, заняло, заняли; наняла, наняло, наняли; отняла, отняло, отняли; поняла, поняло, поняли; приняла, приняло, приняли; поднялась, поднялось, поднялись; собралась, собралось, собрались; прибыла, прибыло, прибыли.
5. Расставьте ударения в наречиях.
Втридешева, втридорога, донага, донельзя, завидно, задолго, издавна, искони, исподволь, испокон, исстари, мастерски, мельком, навек, назло, надолго, наискось, наотмашь, отчасти, памятуя, поедом, щегольски, щекотно.
6. Расставьте ударение в словах. Образуйте глаголы 3-его лица единственного и множественного числа.
Включить, долбить, звонить, крепить, осведомить, откупорить, отключить, перчить, повторить, позвонить, сверлить, солить, сорить, шевелить, баловать, бряцать, ржаветь, ходатайствовать.
7. Расставьте ударения в словах. Образуйте от них имена прилагательные.
Аккомпанировать, бронировать (номер), бронировать (танк), гофрировать, гравировать, запломбировать, костюмировать, никелировать, нормировать, премировать, сформировать.
Литература:
1. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.
2. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров вузов, учреждений среднего профессионального образования / Под общ. ред. В.Д. Черняк М.: Юрайт, 2011.
Практическое занятие № 3
Тема: МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫСОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА
Теоретические вопросы:
1. Употребление имен существительных.
2. Употребление имен прилагательных.
3. Употребление имен числительных.
4. Употребление местоимений.
5. Употребление глаголов.
Практические задания:
1. Определите род имен существительных и аббревиатур.
Авеню, аэрозоль, бандероль, бигуди, безе, боржоми, бра, буржуа, вуаль, галифе, домишко, жюри, иваси, какаду, кенгуру, кольраби, контральто, конферансье, кофе, купе, леди, лосось, меню, мозоль, пенальти, пони, портмоне, салями, сулугуни, танго, травести, тюль, фламинго, филе, фойе, фрау, хинди, цеце, шампунь, шимпанзе, эскимо.
2. Для каждой группы существительных сформулируйте заголовок, определяющий, какое окончание у этих существительных в форме именительного падежа множественного числа:
а) адрес, веер, директор, доктор, катер, купол, мастер, отпуск, сторож, паспорт, профессор;
б) бухгалтер, возраст, выговор, выпуск, герб, госпиталь, диспетчер, договор, инженер, контейнер, крем, лектор, маклер, месяц, офицер, очередь, полис, почерк, прибыль, слог, столяр, токарь, торт, фронт, шофер.
3. Образуйте форму родительного падежа множественного числа данных существительных.
1) валенки, кеды, носки, погоны, сандалии, сапоги, туфли, чулки;
2) антресоли, бубны, консервы, лыжи, макароны, очки, шахматы, ясли;
3) абрикосы, апельсины, бананы, лимоны, мандарины, помидоры, яблоки;
4) амперы, ватты, гектары, граммы;
5) гренадеры, гусары, партизаны, солдаты,
6) армяне, казахи, карелы, осетины, туркмены, хорваты, цыгане;
7) брызги, вафли, клешни, кухни, ноздри, свечи;
8) блюдца, воскресенья, дела, коленца, кладбища, места, полотенца, увечья, ущелья, щупальца;
9) джинсы, кальсоны, панталоны, шаровары, шорты.
4. Просклоняйте приведенные имена числительные. Полтора стакана, 43579 автомобилей.
5. От приведенных глаголов образуйте формы 1-го лица ед. ч., при невозможности их образования замените их описательными выражениями.
Бороться, бродить, запретить, затмить, косить, записать, выдавить, убедить, жать, сесть, махать.
Литература:
1. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – 19-е изд. – М.: АЙРИС-пресс, 2015.
2. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров вузов, учреждений среднего профессионального образования / Под общ. ред. В.Д. Черняк М.: Юрайт, 2011. – С. 68-78;