Сентябрь-октябрь
«Осенние мотивы»
С Этюд «Весело и грустно» (Бетховен «Весело и грустно»)
Задачи: воспроизвести в движениях контрастные настроения 2ч. пьесы: радость, восторг, вызванные красотой золотой осени, и грусть при прощании с ней.
Метод. реком.: 1ч. все дети двигаются: т.1-4 подскоками, т.5-8 кружатся на подскоках, подняв руки в стороны, т.9-12 наклоняются «сгребают листья» быстро выпрямляются и «подкидывают листья» наверх, т.13-16 кружатся на носочках под «золотым дождем», руки в стороны.
2ч. соло заранее 3-х выбранных девочек
3ч. повторение 1ч.
Ориентировка в пространстве | Жесты и изобразительные движения | Основные движения | Танцевальные движения, танец |
Бегать и скакать подскоками врассыпную, не сталкиваясь | Повторить открытые жесты радости и веселья (кружение, руки в сторону ладонями наверх), мягкие жесты поглаживания, дотрагивания до листочков на деревьях, любование листьями, упавшие на ладонь | Работа над пружинностью и легкостью движений, плавными движениями рук | Танец «осенних листочков» |
«ритмическое эхо» в 3-х дольном размере | «пружинка» одно пружинящее полуприседание на сильную долю каждого шага |
С Танцевальное упражнение «Шаг вальса» (Ф.Шуберт «Вальс»)
Задачи: услышать одну долю каждого такта и «отметить» ее более сильным длинным тактом в непрерывном движении шагами др. за др. Научиться мягким шагом «на подушечках» ног в режиме вальса.
Метод. реком.: дети стоят по кругу др. за др. на затакт «вальса» мягко приподнимаются на полутактах. На сильную долю делают шаг вперед на всю стопу, затем 2 мелких шага на полупальцах.
С Этюд «танец осенних листьев» (В.Косенко «Вальс»)
Задачи: услышать и воспроизвести в вальсообразных движениях светлую грусть музыки, изменения в мелодии и 3-х частную форму произведения.
Метод. реком.: дети стоят в кругу, взявшись за руки и повернувшись вправо.
Такты 1- 4: мягко и плавно, на подушечках стоп, идут вправо по кругу (шаг 1/4), слегка подчеркивая сильную долю такта.
Такты 5- 8: расцепив руки, поворачиваются в круг, чуть выставляют одну ногу вперед, плавно переносят на нее вес тела и поднимают руки вперед-вверх. Затем мягкие, свободные руки отводят вниз-назад. Перенося вес тела на ногу, стоящую сзади.
Такты 9- 10: правая нога отставляется в сторону. Плавно качаясь на месте вправо-влево, дети как бы тянутся за раскрытыми в стороны руками (ладони вниз). Во время качания вес тела мягко переносится с одной ноги на другую, ноги слегка пружинят в коленях.
Такты 11- 12: мягко кружатся вправо, широко раскинув руки в стороны ладонями наверх.
Такты 13- 22: повторение т.1-12, только все движения исполняются налево.
Такты 23- 24: дети, кружась, расходятся врассыпную.
Такты 25- 34: свободные вальсообразные движения.
Такты 35- 39: дети свободно объединяются парами и кружатся мягкими шагами, соединенные руки округло приподняты в стороны.
Такты 40- 44: не разъединяя рук, мягко пружинисто покачиваются вправо-влево.
Такты 45- 46: разъединив руки, мягко кружатся по одному и приседают, «листья опустились на землю»
с Танец «Танец дикарей» (Е.Находка «Танец дикарей»)
Задачи: воспроизвести в движениях «дикарей» очень энергичную, ритмичную, характерную танцевальную музыку. Передать в хлопках, притопах, игра на ударных инструментах ритмический рисунок тех тактов, в которых он состоит из ¼ и ½ нот.
Метод.реком.: предложить вволю попрыгать, потанцевать, часть детей могут взять ударные инструменты, остальные выполняют подскоки, выбрасывают ноги в стороны, вперед, назад, руки свободные, можно притопать или хлопать, когда звучат ударные инструменты- т.4, 6-8, 10, 12, 14.
«Сказка в музыке»
1-о Танцевальное упражнение «От хлопков к переменному шагу и шагу польки» («Лявониха» Белор. Нар.мел.)
Задачи: услышать плясовой характер музыки и воспроизвести его в танцевальных движениях. Выделить из общего звучания «ритм суммирования» и воспроизвести го в хлопках, притопах. Научиться шагу народной польки.
Метод. реком.: мелодия проигрывается только раз.
Первые дети стоят по кругу и хлопают в ладоши в ритме суммирования
Вторые, стоя на месте, топают в том же ритме («три притопа»)
Третьи продолжая топать в том же ритме, двигаются вправо по кругу, делая небольшой шаг вперед на каждую сильную долю такта.
Четвертые, продолжая двигаться так же добавляют подскок на опорной ноге (на 1/4)
Танцевальные упражнения «дружные пары» (Латв.нар.полька)
Задачи: почувствовать плясовой характер двухчастичной музыки, услышать акцентированные аккорды, ритм суммирования и воспроизвести эти моменты в движениях народной польки. Научиться чувствовать партнера, выполняя шаг польки, и двигаться синхронно с ними.
Метод.реком.: дети располагаются по кругу парами, стоя др. за др. У партнера, стоящего впереди, руки на поясе, а стоящий сзади берется за его кисти. Дети в паре встали на расстояние небольшого шага др. от др.
Такты 1-2: вступление. Дети готовятся к движению
Такты 3-10: (и их повторение) двигаются вправо по кругу, выполняя «3 притопа» с небольшими продвижениями вперед.
Такты 11-14: опустив руки, хлопают один раз в ладони (на сильную долю 11 такта), и быстро повернувшись лицом др. к др. берутся за руки и кружатся вправо подскоками
Такты 15-18: кружатся подскоками влево в конце 18 такта прыжком проворачиваются так, чтобы пары направлялись влево по кругу.
Полька звучит сначала, включая вступление. Все движения повторяются, но влево по кругу (с левой ноги)