1. Как вы относитесь к этому произведению?
2. Ощущаете ли вы гармонию при восприятии этого произведения?
3. Что делает это произведение красивым?
4. Какие элементы больше всего подчеркивают эту красоту произведения?
5. Что в этом произведении самое главное?
6. Для чего служит это произведение (вещь)? Каково его назначение?
7. К какому виду дизайна относится это произведение?
8. Из чего сделано это произведение? Из каких материалов оно выполнено?
9. Каким способом это произведение изготовлено? Применялась ли какая-нибудь техника для ее выполнения?
10. Как вы думаете эта вещь редкая? Или таких вещей много?
11. Какие цвета присутствуют в произведении? Какое их значение?
12. Какие геометрические формы можно выделить в произведении?
13. Из каких элементов состоит это произведение?
14. Есть ли в этом произведении повторяющиеся элементы?
15. Как взаимодействуют части произведения? Гармоничны ли они?
16. Как это произведение взаимодействует с окружающей обстановкой? Нужны ли для этого произведения специальные условия?
17. Как вы думаете, а чем было раньше это произведение?
18. Есть ли похожие на это произведение вещи? Как часто они встречаются?
19. Как вы думаете, как будет выглядеть эта вещь в будущем?
20. Понравилось ли вам это произведение? Что бы вы в нем изменили?
21. Хотели бы вы самостоятельно сделать подобную вещь?
Рассмотренную схему нельзя считать законченной, поскольку она раскрывает самые общие вопросы, которые можно разобрать с детьми при ознакомлении с разными видами дизайна. Далее вопросы могут уточняться, расширяться или исключаться, так как исходный уровень восприятия произведений дизайна и эстетического отношения у дошкольников к ним разный. Поэтому общую для всех схему анализа сложно разработать.
Игра. Конкретизировать и одновременно закрепить знания, полученные на занятии можно в ходе игр, являющихся как составной частью занятия, так и отдельной, самостоятельной формой. В данном случае игры могут быть и средством, и формой ознакомления. Все зависит от того, какие задачи решает педагог, используя их.
Сюжетно-ролевые игры.
«Мастерская дизайна».
I вариант. Часть детей берет на себя роль дизайнеров, а другая часть — роль заказчиков.
«Заказчики» должны придумывать разные модели, а «дизайнеры» их выполнять. Например, «заказчик» решил сшить костюм, «дизайнеры» должны предложить ему разные варианты, подробно объясняя особенности каждой модели. После этого «заказчик» выбирает одну модель. Затем «заказчик» и «дизайнер» меняются ролями.
II вариант. «Дизайнеры» работают коллективно, выполняя разные варианты одежды из подручных средств, после чего они направляют модели в магазин на продажу, где «продавцы-консультанты» должны подобрать одежду клиентам магазина.
«Путешествие по сказочной стране». Дети «путешествуют» по разным придуманным странам с целью изучения особенностей организации в них быта. При этом они не только «путешественники», но и представители этих стран, которые и демонстрируют разные предметы и рассказывают путешественникам о них. А «путешественники» должны как можно больше привести необычных вещей из каждой страны.
«Историки». Дети погружаются в историю создания вещей, транспорта, одежды и собирают фактический материал о какой-то вещи, а вернее, ее форме в разные исторические периоды. Каждый «историк» потом выступает перед коллегами и делится своими открытиями.
Для того чтобы организовать подобные игры, необходим дидактический материал, который можно совместно с детьми и родителями выполнить из подручных средств (бросового материала, включая старые глянцевые журналы). Например, для игры «Мастерская дизайна» элементы одежды могут выполняться из картона, обклеенного в технике коллажа страницами журналов. Имея арсенал различных атрибутов, дети могут в игре различным образом их комбинировать, экономя время на изготовлении модели. Если слишком долго проходится изготавливать модель, то дети теряют интерес и игра остается незавершенной.
Дидактические игры. Эта категория игр самая насыщенная в плане содержания и видового разнообразия, тем более что в изготовлении эти игры просты.
Игры-вкладыши:
«Одежда для Маши» (игра для детей раннего и младшего дошкольного возраста). На плотном картоне изображается кукла, в силуэте которой вырезаются элементы одежды (шапка, воротник, пуговицы, кармашки, сапожки и т.д.). Также из плотного картона отдельно вырезаются элементы одежды разной формы, чтобы дети учились соотносить форму элементов одежды с формой вырезанного силуэта.
«Вазы для цветов» (для детей разных возрастных групп). Из плотной губки или картона вырезаются силуэты различных по форме ваз. Формы выполняются разной сложности. Для детей раннего и младшего возраста силуэты цельные, для старших дошкольников они составляются из более мелких форм, создавая иллюзию витража. Особенность игры: помимо определения силуэтов ваз дошкольникам необходимо подобрать цветы к вазам. Цветы к основе крепятся с помощью кнопочек, это дает возможность детям ориентироваться не на силуэты-вкладыши, а на характер формы самой вазы.
«Домотканые ковры» (для детей ранней, младшей и средней групп). В общей основе, выполненной из плотного материала, вырезаются различные по форме орнаменты. Чем младше дети, тем проще композиция и характер орнамента.
«Машины-помощники» (для детей средней и старшей возрастной групп). Силуэты различных машин выполняются из плотного материала, и к ним прилагается набор деталей, относящихся к разным частям машины. Детали иногда незначительно отличаются друг от друга, поэтому детям необходимо точно подбирать их, чтобы получилась определенная модель машины.
Игры-конструкторы:
«Кукольный домик» (для детей разных возрастных групп). Составление интерьера домика для куклы. Детям раннего и младшего возраста важно научиться соединять самые элементарные детали, чтобы получить предметы мебели или подбирать только отдельные элементы, например, стол к столу, люстру к бра, покрывало к «думкам» и т.д. Старшие же дошкольники составляют интерьер полностью, используя декоративные элементы, подчеркивающие конкретное стилистическое направление.
«Машины будущего» (для детей старшего дошкольного возраста). Игра направлена на формирование умения у дошкольников составлять с помощью конструктора, детали которого выполняются из спичечных коробочек, маленьких бутылочек из-под питьевых йогуртов, стаканчиков, разные модели автомобилей. Машины могут копировать как реально существующие автомобили, так и быть фантазийными. Такая игра способствует формированию умения выделять новую функцию предметов и объектов.
«Стаканы-превращалки» (для разных возрастных групп). Дошкольникам предлагаются разные по форме и размеру пластиковые стаканчики и дополнительные средства (цветная бумага, заготовки, пластилин и пр.), с помощью которых стаканчики превращаются в различные предметы, игрушки.
Игры с карточками:
«Ярмарка товаров» (для детей разных возрастных групп). В комплект игры входят большие карточки с разделенными секторами, в которых изображены предметы какого-то одного вида дизайна; маленькие карточки, на которых также изображены предметы дизайна. Выбирается ведущий, который по очереди открывает маленькие карточки и называет предмет, который там изображен, остальные дети должны заполнять свои большие карты. Выигрывает тот, кто внимательнее и быстрее заполнит свои карты.
«Магазин товаров» (для детей разных возрастных групп). В комплект игры входят карточки с изображением различных предметов дизайна. Детям необходимо из цепочки карточек вычленить те, которые не соответствуют определенному виду дизайна.
«Интерьер для кукольного домика» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста). Дети должны научиться соотносить схему с реальным изображением. Для этого в комплект игры включаются карточки двух видов. Одни карточки — схематические изображения планировок разных помещений (гостиных, кухонь, ванных комнат, столовых, спален, коридоров, рабочих кабинетов и т.д.), а другие — реальные изображения этих же помещений. Детям необходимо определить, какая схема соответствует какому изображению.
«Одень Машину семью» (для детей разных возрастных групп). Из плотного картона вырезаются куклы, изображающие людей разных возрастных категорий (дети, подростки, родители, бабушки и дедушки). К каждой кукле предлагается набор одежды, рассчитанной на разные сезоны. Необходимо одеть куклы в соответствии с возрастом, временем года и погодой.
«Помоги специалистам» (для разных возрастных групп). Дети подбирают карточки с изображением костюмов, инструментов, атрибутов, соответствующих определенным профессиям.
Игры-пазлы: «Магазин одежды», «Сервизы», «Мебель».
Игры с игровым полем:
«Путешествие за семь морей» (для детей старшего дошкольного возраста). На игровом поле изображена карта мира, на нее сплошной линией нанесены пути-дороги, по которым дети должны доставить товар из одной страны в другую, минуя различные препятствия.
«Фабрика» (для детей старшего дошкольного возраста). Игровое поле разделено на несколько областей, каждая из которых соответствует определенному участку предприятия, выполняющему конкретную функцию. Детям необходимо выпустить продукцию фабрики, пройдя все стадии изготовления, устраняя неполадки. На игровом поле есть сигнальные карточки с вопросами, при попадании на которые нужно правильно ответить на вопрос, чтобы продолжить путь. Вопросы каждый раз меняются, чтобы детям было интересно и они учились ориентироваться в различных ситуациях.
Малоподвижные игры.
«Мир игрушек» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста). Выбирается ведущий, «продавец» магазина «Игрушки». Когда «покупатели» приходят в магазин, они должны выбрать игрушку, но прежде чем ее взять с собой, им нужно угадать ее вид по телодвижениям.
«Угадайка» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста). Дети делятся на ведущего и игроков. К определенному виду дизайна подбираются предметы, его раскрывающие. Ведущий бросает мяч игрокам, произнося название любого предмета (относящегося или не относящегося к выбранному виду дизайна), а игроки должны поймать мяч, если предмет имеет непосредственное отношение к выбранному виду дизайна, или оттолкнуть его, если предмет к нему не относится.
«Кто больше» (для детей старшего дошкольного возраста). Детям необходимо вспомнить как можно больше предметов, относящихся к определенному виду дизайна
«Игра-загадка» (для детей старшего дошкольного возраста). Ведущий загадывает определенный предмет дизайна, а все игроки, задавая наводящие вопросы, должны назвать предмет, который загадал ведущий.
Совместное рассматривание альбомов с фотографиями произведений дизайна. Сделать такие альбомы можно, привлекая к этому процессу самих детей. Во время изготовления и в ходе последующего рассматривания дети вспоминают изученный материал, закрепляют полученную информацию.
Ознакомление дошкольников с дизайном как видом искусства — сложный процесс, требующий большой подготовительной работы. Он легко включается в общую сетку занятий и режимные моменты, не нарушая их структуру. Для самостоятельной деятельности детям можно предложить игры, связанные с дизайном. Также возможно ознакомление со многими видами дизайна (с дизайном посуды, с сервировкой стола и др.). Оформляя выставку, дети знакомятся с дизайном выставочных экспозиций.
Примеров применения знаний о дизайне в повседневной жизни детей очень много. Нужно только уметь педагогически верно планировать работу на занятиях и вне их, чтобы каждая форма деятельности детей содержала в себе развивающий потенциал.
Контрольные вопросы
1. В чем состоит специфика ознакомления детей дошкольного возраста с произведением дизайна?
2. Каким вопросам следует уделять внимание в первую очередь?
3. Какое значение оказывает дизайн интерьера на формирование эстетического вкуса дошкольника?
4. Нужно ли дошкольникам раскрывать положительные и отрицательные воздействия на жизнедеятельность человека?