- Внимание! Предлагаю вам задачу на смекалку. Вам необходимо найти
ошибку в тексте.
«Однажды пошел Незнайка в лес, но забыл взять бутылочку с водой. Солнце было жарким, путь долгим. Что делать? Спустился к реке, а там песка видимо-невидимо. Обрадовался Незнайка, выбрал самый мокрый песок, быстренько слепил из него кувшинчик, набрал воды из реки и отправился дальше».
· Слушали меня все очень внимательно. Кто нашел ошибку? (из песка нельзя сделать посуду. Когда песок высыхает на солнышке, он рассыпается)
· Правильно! Сразу видно какие вы наблюдательные. Хотите узнать много интересного о песке? (Да) Приглашаю вас в научно-исследовательский
· Показ слайдов.
· - Ребята, а чего в пустыне много? (песка, солнца).
· - Сухой песок сыпучий, песчинки легко переносятся ветром, часто можно увидеть песчаные холмы – это барханы.
· - Как часто в пустыне идут дожди? (дождей очень мало, или нет совсем)
· Если нет воды, - значит, нет и растений? (Растения есть, но их очень мало).
· - В пустыне жарко или холодно (днем очень жарко, ночью – холодно).
· - Загадка. Удивителен на вид – весь в шипах, а не шипит (кактус).
· А какие еще растения растут в пустыне? (верблюжья колючка, осока, полынь, акация).
· - Деревья в таких условиях, наверно, не растут? (растут. Это саксаул - невысокое корявое дерево без листьев. Вместо листьев – чешуйки. В его тени нельзя спрятаться от палящего солнца)
· - А как же растения и деревья выживают в таких условиях? (у них очень длинные корни, которые глубоко проникают в грунт и оттуда берут воду)
· - В пустыне можно встретить места, где есть вода? (это оазисы. Здесь вода вытекает наружу, образуя небольшие водоемы. В этих местах богатый растительный мир, даже растут пальмы).
· - Ребята, посмотрите, в нашей пустыне, по-моему, появился мираж. Что это такое? (это когда наши глаза устают и видят образы, которых на самом деле не существует)
· Гимнастика для глаз. (бинокль).
· Пусто в пустыне – камни почернели от солнца, песок горячий, кусты похожи на мотки колючей проволоки, никого не видно. Но это только на первый взгляд. В пустыне много удивительных обитателей.
· Загадка. Маленькая, легонькая, а за хвост не поймаешь. (Ящерица)
· Особенно интересна большая ящерица – варан, длиной 1,5 метра. Ее называют «крокодилом» пустыни.
· Загадка. Сверху камень, снизу камень. Четыре ноги и одна голова. (черепаха).
· Черепаха может проспать очень долго (6-8 месяцев)
· Загадка. Вьется веревка – на конце головка. Та веревка шипит – подходить не велит (змея).
· Змеи выходят на охоту ночью. Могут обнаружить добычу без помощи глаз.
· Продолжение рассматривания слайдов (тушканчик, еж, лисичка-корсак, тарантул, жук-скарабей)
· Загадка. Зверь я горбатый – нравлюсь ребятам (верблюд).
· Что вы знаете о верблюде? (предполагаемые ответы детей):
· Его называют кораблем пустыни. Это очень выносливое животное. Может долго обходиться без воды, 4 -5 дней без пищи, но добравшись до воды, может выпить сразу 10 ведер. Их ноги имеют широкие мозолистые подошвы и поэтому не тонут и не обжигаются в песке. Питаются верблюды растениями: верблюжьей колючкой, кактусами, ветками саксаула. В пустыне можно увидеть верблюдов, которые идут друг за другом, - это караван, с которым вместе обязательно путешествует человек.
· Ни одно животное не может вынести длительного перегрева. Если оставить животные днем на солнцепеке – то через несколько минут они погибнут от солнечного удара. Они ищут себе защиту в норах, за камнями.
· Мы с вами побеседовали и посмотрели слайды о растительном и животном мире пустыни. (дети садятся за столы)
· Ребята, два верблюда отстали от каравана и хотят с вами поиграть (задание на доске «Сколько пар верблюдов можно составить»).
· А вы хотите поздравить Верблюжонка с Днем рождения?
· Откройте конверты, которые лежат у вас на столах и посмотрите, что там находится. Это шерсть верблюда.
· Какого она цвета? (коричневого)
· Какая она на ощупь? (мягкая, пушистая)
· -Я предлагаю подарить Верблюжонку новую шубу. Давайте разогреем пальчики.
· Пальчиковая гимнастика
· Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой.
· Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
· Этот пальчик самый длинный, и стоит он в середине.
· Этот пальчик безымянный, непоседливый он самый.
· А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
· Работа детей в тетради «Учимся рисовать» стр. 77.
· РЕФЛЕКСИЯ
· Давайте, ребята вспомним, какие задания вы выполняли сегодня (задания в тетради, продолжили знакомство с животным и растительным миром пустыни)
· - Если вам больше понравилась работа в тетрадях – прикрепите к дереву саксаул красный листочек, если беседа и слайды о растительном мире – зеленый, если о животном мире – желтый (дети прикрепляют листочки к силуэту дерева).
· Сегодня вы ненадолго стали добрыми волшебниками и превратили саксаул в сказочное дерево.
· Я тоже приготовила для вас маленький сюрприз. Хочу подарить вам диски с мультфильмами о пустыне, которые вы посмотрите дома.
Воспитатель. Раскаленное солнце пылает в безоблачном бледном, будто выцветшем небе. Под ногами сухая жесткая трава, словно дикобраз, кустарник. Что это за местность? (Пустыня.) Здесь сухо и жарко. Недаром даже листья на немногочисленных деревьях такие узкие и жесткие – чем тоньше лист, тем проще ему сохранить влагу, выжить. Однако и пустыня не безжизненна. И для некоторых животных – это самый уютный и удобный дом.
3. Р а с с м а т р и в а н и е к а р т и н о к с изображением животных и составление рассказов о животных: ящерицы, змеи, верблюд, гепард и др.
Дети. Верблюд – самое выносливое животное, может долго находиться без воды и пищи. Ест ветки, листья, колючки. Хорошо переносит и жару, и холод. Стопы ног грубые и мозолистые, поэтому раскаленный песок пустыни ему нипочем.
– Как помогает человеку?
Воспитатель. Представьте, что вы путешествуете на поезде и вдруг за окном около рельсов увидели желтые столбики. Вот-вот паровоз налетит на столбик. Вдруг столбик катится в степь и прячется в норке.
– Кто это? (Суслики.)
– Рассмотрите картинки с изображением сусликов и составьте о них рассказ.
– Кого еще увидели в степи? (Зайца, лису и др.)
Материал:
Картинки 3-4 животных пустыни (верблюд, фенек, варан, тушканчик, компьютер (интерактивная доска, программа «Энциклопедия животных», желтое покрывало, стихотворение Маршака «Цветная книга» (о пустыне, большой конверт, 3-4 листа схемы.
Ход занятия:
Детям предлагаются картинки или ряд слов, имеющих отношение к пустыне и ее обитателям. / Мы продолжаем с вами исследовать пустыню. Выясним, как животные выживают в таких тяжелых условиях?
Хотите посмотреть фильм о некоторых жителях пустыни?
Демонстрация сюжетов о животных пустыни: (верблюд, фенек, варан, тушканчик) проводится на компьютере.
Вос-ль: Но что бы узнать больше об этих животных, я предлагаю отправиться в путешествие. Садитесь на наш волшебный ковер-самолет. Только уговор – держаться и не падать!
Говорим волшебные слова: раз-два-три, ковер –лети.
Физмниутка
(куда поворачивается ковер, туда же наклоняются и дети)
Вос-ль: Смотрите, что там впереди? (песок, барханы)
Предлагаю игру «узнай животное». Тот, кто увидит животное, постарается его описать так, что бы дети его узнали.
Описание по схеме:
1. внешний вид
2. способ передвижения
3. питание
Вос-ль: Ребята, перечислите, каких животных мы встретили, путешествуя. Вы помните, что доктор Айболит ждет от нас ответа на вопрос: как животные выживают в пустыне?
Что мы напишем Айболиту?
Я предлагаю составить подсказки-схемы.
Когда схемы составлены, запечатываем их в конверт и отправляем доктору Айболиту.
Вос-ль: А теперь возвращаемся в детский сад на ковре самолете, чтобы с остальными ребятами поделиться впечатлениями о путешествии
Рассказ «Животные пустыни »
Как же удается животным пустынь приспособиться к жаре, к отсутствию
влаги, к жизни на почве, почти не покрытой растительностью?
Животные, ведущие дневную жизнь, активны лишь в ранние утренние часы,
когда почва еще не раскалилась. А когда солнце поднимается выше и лучи
его превращают поверхность земли в пышущую жаром сковородку, они
ищут себе тенистые прохладные убежища. Дневные ящерицы —забираются в
норы грызунов, закапываются в песок или же забираются на ветки
кустарников, где температура заметно ниже, чем в раскаленном приземном
слое воздуха. Млекопитающие также скрываются в норах или прячутся в
тени кустов и камней. Мелкие птицы — пустынные воробьи, предпочитают
строить гнезда в тени, чтобы уберечь себя и потомство от перегрева.
По-разному приспособились обитатели пустыни добывать нужную для
организма воду. За десятки километров летают на водопой пустынные птицы
— рябки и голуби. Жителям пустынь, не обладающим такой подвижностью,
приходится изыскивать воду окольными путями. Так, растительноядные
животные — жуки-чернотелки, грызуны (песчанки и суслики, антилопы —
добывают воду из сочных частей растений — листьев, зеленых веточек,
корневищ и луковиц.
Для того чтобы быстро двигаться по сыпучему песку, у животных песчаных
пустынь есть различные приспособления. На лапках многих ящериц и
насекомых чешуйки или щетинки образуют специальные щеточки. Эти
щеточки создают хорошую опору при беге по поверхности песка.
Молниеносно мчится от одного куста к другому сетчатая ящурка, оставляя
цепочку следов на песке. Если взять в руки эту проворную ящерицу, на
каждом пальце ее лапки можно увидеть гребешок из роговых чешуек.
У некоторых видов пустынных змей выработался особый «боковой ход».
Змея не ползет вперед, а как бы перекладывает вбок одну половину тела, чуть
приподняв ее над землей, а затем подтягивает к ней другую.
Одни из самых обычных пустынных животных — черепахи. Уже в конце
июня почти не встретишь черепах на поверхности земли — они все зарылись
в глубь почвы и залегли в спячку до следующей весны.
Стрелу-змею назвали так за необычайную быстроту, с которой движется эта
изящная, тонкая светло-коричневая змейка. Бросаясь за ящерицей, она
действительно напоминает выпущенную из лука стрелу. Днем стрела-змея
часто забирается на ветви кустарников, откуда выслеживает добычу. У 7
стрелы-змеи есть ядовитые зубы в задней части верхней челюсти. Но для
человека ее укус не опасен — задние зубы не достают до кожи при укусе.
В первую половину ночи нередко попадается в пустыне песчаный удавчик.
Эта змея хорошо приспособлена к жизни в толще песка: голова у песчаного
удавчика лопатообразная — так легче пробиваться сквозь почву, а глаза
вынесены на верх головы, чтобы, чуть высунув голову из песка, змея могла
осматривать окрестности. В меню песчаного удавчика входят и дневные
животные, которых он находит спящими в песке, и ночные, которых он ловит
на поверхности.
Больше всего в пустынях жуков. Много в пустынях и муравьев, только их
муравейники не возвышаются над землей, как в лесу. В норах песчанок
проводят день, прячась от жары, различные москиты и комары. С
наступлением темноты они вылетают из нор, и самки ищут жертв среди
теплокровных животных, в основном грызунов. И в песчаной и в глинистой
пустыне можно встретить различные виды пауков, скорпионов, фаланг. Паук
тарантул живет в норке, которую сам роет. Он укрепляет ее стены паутиной,
чтобы не осыпались. Весь день тарантул сидит в своей норке, а ночью
выходит за добычей — мелкими насекомыми. У тарантула целый набор глаз
— два крупных и шесть помельче. В пустынях обитают характерные для этих
ландшафтов группы грызунов — песчанки и тушканчики. Песчанки ведут
дневной или сумеречный образ жизни, селятся целыми городками —
колониями. Колонии больших песчанок — это эпицентр жизни в пустыне.
Норы песчанок используют в качестве убежища и ящерицы, и змеи, и
насекомые, здесь же или поблизости поселяются и хищники, питающиеся
песчанками, — вараны, хорьки.