Урок 44. Из книжной сокровищницы Древней Руси
Цели деятельности учителя | Создать условия для ознакомления учащихся с историей появления письменности на Руси; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представлений о возникновении славянской азбуки; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир» |
Тип урока | открытие нового знания |
Планируемые образовательные результаты | Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, исторической картой, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностьюпонимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные:усваивают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной |
методы и формы обучения | объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Образовательные ресурсы | https://download8.proshkolu.ru https://festival.1september.ru/articles/615720/ |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер; иллюстрации с изображением букв славянской азбуки и древних рукописных книг |
Основные понятия | Летопись, Кирилл, Мефодий, глаголица, кириллица, азбука |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
I. Мотивация (само-определение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала | – В названии темы урока «Из… сокровищницы Древней Руси» потерялось слово. Найти его вы сможете, разгадав загадку: Говорит она беззвучно, А понятно и нескучно. Ты беседуй чаще с ней – Станешь вчетверо умней. (Книга.) – Сегодня на уроке мы узнаем, как древнерусские мастера создавали рукописные книги, как появилась славянская азбука | Слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем. демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету. | Устные ответы, организация рабочего места |
II. Актуализация опорных знаний | Проверка домашнего задания. | Проверку домашнего задания проводит в виде инсценировки. | Показывают инсценировку: «Новгородец и иноземный купец», «Новгородец и житель другого города». | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познава- | Устные ответы |
Продолжение табл.
Дидактическая игра «Неотосланная депеша» | читает высказывания первых русских князей | отвечают, кто мог сказать такие слова | тельную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; владеют способами решения проблем творческого и поискового характера; используют знаково-символические средства представления информации для решения учебных и практических задач. Регулятивные: ориентируются в учебнике; планируют | |||
III. Изучение нового материала | Кроссворд. Работа с текстом. Знакомство с двумя вариантами сла- | – Чтобы перейти к новой теме, необходимо решить кроссворд и прочитать ключевое слово . – знаете ли вы, что книги появились очень давно. Первые книги стоили очень дорого и обращались с ними так, будто они произведения искусства. – Кто создал на Руси славянскую письменность? – Ответ на первый вопрос вы найдете, прочитав текст «Возникновение славянской письменности» . – Кто и с какой просьбой обратился к византийскому императору? (прислать к ним монахов, чтобы они перевели им на родной язык учение Иисуса Христа».) – Кто создал первую славянскую азбуку? (Кирилл создал первую славянскую азбуку на основе греческого алфавита.) – Кто помогал Кириллу в работе над азбукой? (Старший брат Мефодий.) – Существует два варианта славянской азбуки: кириллица и глаголица. Давайте познакомимся с некоторыми буквами одной из них. | Отгадывают кроссворд. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют записи в тетради. Читают текст. Знакомятся с буквами сла- вянской азбуки. | Фронтальная, индивидуальная, коллективная | Устные ответы |
Продолжение табл.
вянской аз-буки. Сообщение учителя, творческое задание. Рассказ учителя. Сообщения учащихся. | – Рассмотрите иллюстрацию: – Составьте слово «баба», используя старославянские буквы. () – Объясните, почему алфавит в Древней Руси называли азбукой? (По названию первых букв.) – Эта азбука называлась глаголица. Известно, что слово «глагол» переводится как «слово», «речь». С помощью глаголицы можно было записать устную речь. В настоящее время мы пользуемся другой азбукой – кириллицей. Она была создана Кириллом в 863 году. Он перевел на славянский язык Евангелие, Апостол, Псалтырь. – К какому веку относится 863 год? В 1992 году в России впервые праздновали День славянской письменности и культуры. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была установлена Неугасимая Лампада – знак вечной памяти. Рассказывает о летописях . Предлагает послушать подготовленные заранее сообщения учащихся об истории возникновения книг. | Проверяют по образцу. слушают рассказ учителя и сообщения учащихся. | и контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и аргументируют свое мнение в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения; достигают дого- |
Продолжение табл.
Самостоятельная работа с учебником. Задания для учащихся с высоким уровнем подготовки | – Сейчас вы прочитайте статью в учебнике (с. 56– 57). – Кто трудился над созданием книги в Древней Руси? – Какие чернила использовали для письма? – Что такое киноварь? (Краска оранжево-красного цвета.) – Какого цвета краска охра? (Краска желтого цвета.) – Прочитайте статью в учебнике (с. 58). Продумайте и ответьте на вопросы: – Какими были книги в Древней Руси? – О развитии каких ремесел и искусств может рассказать древнерусская книга? – Что в оформлении древнерусских книг напоминает сегодняшние книги? – Какие художественные приемы оформления книг сохранились и в наши дни? | читают и отвечают на вопросы по тексту. Выполняют задания | воренности и согласования общего решения; осуществляют постановку вопросов; адекватно ис-пользуют речевые средства для решения коммуникационных задач; умеют слушать и вести диалог; владеют навыками конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Личностные: проявляют интерес к предмету | |||
IV. Вклю- чение в систему знаний и повторение | Блицопрос (соревнование между рядами). | – Кто создал славянскую письменность? (Кирилл и Мефодий.) – Как называлась первая славянская азбука? – Как называется азбука, которой мы пользуемся до сих пор? – В каком году была создана кириллица? – Что такое летопись? | отвечают на вопросы. | Фронтальная, групповая, индивидуальная. | Познавательные: осуществляют логические действия; поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных | Устные ответы, выполненные задания |
Продолжение табл.
изученного | Дидактическая игра «Древние книги». | – Где и кем велись летописи? – Как звали монаха, который написал «Повесть временных лет»? – На чем писали в Древней Руси? – Что такое пергамент? – Почему его ценили? – Что такое береста? (Кора березы.) – Чем писали в Древней Руси? – Каким способом написания на бересте пользовались? – Кто трудился над созданием книги в Древней Руси? – Что такое киноварь? охра? – Когда в России впервые праздновали День славянской письменности и культуры? Опишите книгу. – С помощью стрелок покажите связь слов в столбиках. На доске запись: | Участвуют в дидактической игре. | способов решения задач, планирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание. Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. |
Окончание табл.
Задания из электронного приложения к учебнику | Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации | Выполняют задания | Индивидуальная | Личностные: осуществляют смыслообразование; осознают ответственность за общее дело | ||
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений (работа по карточкам). Заключительная беседа. Выставление оценок | – По мере чтения текста производите его разметку с помощью специальных значков в пустых скобках. Эта работа поможет понять каждому, что он уже знает, что его удивило, над какими вопросами необходимо поработать. С XI века на Руси появились летописи (). В летописях описывались войны между князьями, набеги врагов на Русскую землю, рассказывалось о затмениях солнца (). Летописцы писали также о жизни отдельных замечательных людей – жития (). Часто летописи писали в монастырях монахи-летописцы, уединившись в своих кельях (). В свой рассказ монах вставлял предания из прошлой родной земли, отрывки из других летописей, часто написанных задолго до его рождения (). | читают вывод в учебнике (с. 58). Отвечают на вопросы учителя | Индивидуальная, фронтальная | Регулятивные: осуществляют рефлексию способов и условий действия; контроль и оценку процесса и результатов деятельности. Личностные: осуществляют самооценку на основе критерия успешности; адекватно понимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности | Устные ответы. Выполненные задания |
VI. Домашнее задание | Комментарий учителя | Учебник, с. 55–57. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания, с. 57 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная | Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач |
Ресурсный материал