техника «Готовность» в работе с прокрастинацией




Составитель:

Мирцало А.Р.,

методист

ДРУМЦ ПС СО

 

Побороть лень одним помогает страх, вызванный угрозой наказания (взыскание от руководителя, не занятое призовое место, не полученный диплом/сертификат); мотивация к достижению цели/ результата («Хочу получить...»); любовь к делу, когда человек просыпается с мыслью: «Как круто начался новый день! Я могу заняться любимым делом! Как много сегодня впереди интересного!» И этот вид борьбы с ленью самый лучший.

Исследование, проведенное психологами среди миллионеров, позволило выяснить, что они достигли успеха не потому, что много и тяжело работали, жили по жесткому графику или исключали из жизни отдых и удовольствия, а потому что работа была для них главным удовольствием и мотивацией. Многие из них сказали, что занимались любимым делом, а потом вдруг оглянулись и обнаружили себя миллионерами.

Постоянное откладывание важных и срочных дел на потом получило название прокрастинации. Прокрастинация приводит к появлению серьезных проблем и болезненных эффектов. Например, человек осознает, что откладывание дел на потом уменьшает доход или создает напряженность в отношениях с руководством из-за несвоевременного выполнения задач. Это держит человека в постоянном напряжении, т.к. он постоянно думает о том, что еще предстоит сделать, т.е. он откладывает, но все время об этом помнит. В результате возникает внутреннее напряжение. Есть люди, которые не могут прокрастинировать, т.к. это не приносит им никакого удовольствия. Откладывание ухудшает качество жизни, отнимает энергию и силу. Почему одни люди прокрастинируют, а другие нет? Люди отличаются по складу характера, темпераменту, типу личности. Каждый тип личности по-разному подходит к проблеме прокрастинации, лени, работе, делам. Для кого-то прокрастинация не существует вообще или низкая. Для других прокрастинация - спасательный круг, тихая гавань, которая спасает их от жизненных проблем, например, страха быть отвергнутым со стороны значимых людей.

Причины лениться и откладывать у каждого свои. Прокрастинация - это явление социального порядка, врожденных прокрастинаторов не бывает. Прокрастинация - это синдром, т.е. совокупность симптомов, обусловленное влиянием множества факторов. Прокрастинация зарождается в детстве в результате общения ребенка со значимыми людьми. Он отслеживает реакции значимых людей на сложные жизненные ситуации и таким образом формирует представление о себе, о других, о мире; у него формируется поведение, ощущения, убеждения, которые в дальнейшем и выступают объектом исследования и трансформаций.

Одной из причин откладывания дел является страх перед неизвестностью, невозможность определить заранее принесут ли инвестиции сил и времени желаемый результат.. И здесь хочется вспомнить притчу Пауло Коэльо «Готовность к пути»:

«— Иногда мы так привыкаем к тому, что видели в кино, что забываем в конце концов, как обстояло дело в действительности, — сказал кто-то страннику, осматривавшему порт Майами. — Помните фильм «Десять заповедей»?

— Конечно. Моисей, которого играет Чарльстон Хестон, вздымает свой посох, воды Чёрного моря расступаются и народ израильский проходит, «аки посуху», — ответил странник.

— В том-то и дело, что в Священном Писании написано по-другому. Там Бог приказывает Моисею: «Скажи сынам Израилевым, чтобы они шли…» И лишь после того, как те двинулись вперёд, Моисей поднял свой посох, и воды Красного моря расступились. Ибо только готовность преодолеть путь позволит этот путь обнаружить». Именно готовность действовать пробуждает и активизирует ресурсы, необходимые для реализации поставленной задачи.

В работе с ленью эффективна техника «Готовность»

1. Сформулируйте свою цель. Например: «Я хочу быть и стать мужчиной/ женщиной, которая ежемесячно зарабатывает...», «Я хочу стать мужчиной/ женщиной, которая спокойно и уверенно трудится над написанием научной диссертации», «Я тот (-та) мужчина/ женщина, который (-ая) бегает каждое утро 2-3 км с удовольствием, легко и во благо себе». Эту цель необходимо проговорить вслух.

Мы исходим из того, что бессознательное обладает всеми необходимыми ресурсами для достижения любой цели, но исключительно при условии бессознательного признания того, что цель во благо. Принятие бессознательным цели состоит из 7 слагаемых. Если хотя бы одно из слагаемых не работает, то бессознательное не позволит достичь цели:

А. Эта цель желанна

Б. Эта цель стоит того, чтобы ее достигать

В. Эта цель достижима

Г. То, что мне надо будет делать и сделать, чтобы достичь этой цели, будет нормально и естественно

Д. То, как я буду жить, когда достигну этой цели, будет нормально, естественно и просто легко и приятно.

Е. У меня есть все необходимые способности, чтобы достичь этой цели.

Ж.Я заслуживаю достижения этой цели.

 

2. Возьмите лист бумаги и нарисуйте горизонтальную шкалу от 1 до 5 с ценой деления 0,1. Руку необходимо поставить таким образом, чтобы локоть опирался на стол, а кисть с ручкой в руке могла свободно перемещаться влево или вправо по шкале, словно маятник. Изначальное положение руки на отметке 3.

 

3. Прочтите цель вслух. Задайте себе первый вопрос: “Эта цель желанна?”. Позвольте руке свободно переместиться к той отметке, куда ее «потянет». Отметьте позицию, на которой остановилась рука, например, 2,5. Ответьте на каждый из этих вопросов, замерьте и запишите ответ на каждый вопрос по шкале. Пример записи:

А. 4,3

Б. 4,0

В. 2,6

Ж. 3,9

 

Если значения оказались выше 4, значит, вы готовы к достижению этой цели и вам ничего не мешает. Но если значения ниже 4, то их надо отработать. Например, показатель В, связанный с достижимостью цели, составил 2,6.

4. Для отработки этого показателя необходимо предпринять следующие действия. В реальном пространстве комнаты поставить пустой стул. Затем на этот стул необходимо «высадить» свою скептическую часть, которая сомневается в достижении поставленной цели. Попытайтесь ощутить, где находится эта скептическая часть в теле - возможно, в области груди, пупка...Что это за ощущение: тянущее или колющее, ощущение жара или прохлады? Опираясь на это ощущение, попробуйте представить, что из вас на стул "высаживается" образ вас или какого-то предмета/животного, который представляется, не согласного с вами. После того, как опредметили и высадили эту часть на стул, выстройте за стулом внутренних оппонентов - тех, кто сомневается и даже хочет, чтобы у вас ничего не получилось. Это могут быть родители, учителя, которые сомневались в ваших способностях. Обычно их от 2 до 9 человек.

Дальше в дальней зоне разместите группу поддержки. Можно представить в дальней зоне стадион со множеством людей, которые скандируют, кричат, поддерживают в достижении цели. Они говорят: «У тебя все получится», «Ты сумеешь!» В руках у них могут быть плакаты, флаги. Разместите группу поддержки позади оппонентов так, чтобы она нравилась. Там могут быть знакомые люди, друзья, известные и авторитетные личности.

5. После этого можно переходить к аргументации. Вначале зачитывается вслух цель, а затем следует аргументация в форме ответов-обоснований на следующие фразы-связки:

потому что…;

поскольку…;

и я достигну ее до того, как …;

и я начну достигать ее после того, как …;

хотя и …;

если…;

пока…;

так же, как и…;

в любое время…;

так что...

 

При этом можно придерживаться следующей схемы построения аргументации:

«потому что…» - сказать «нет» прошлому, перечислив все, от чего уходите;

«поскольку...» - сказать «да» будущему, рассказав о том, к чему собираетесь прийти;

в связке «и я достигну ее до того, как наступит…» - бессознательно определить срок достижения цели;

в связке «и я начну ее достигать после того, как…» - наметить срок «старта»;

в связках «хотя и…», «если…» и «пока…» - выявить и переработать все внутренние сомнения и сопротивления;

в связке «так же как и …» - привести пример чего-то сложного, что вы, тем не менее, достигли;

в связке «я любое время…» - исключить ограничения по времени дня, времени года и периода своей жизни;

 

Все низкие показатели необходимо «прогнать» по фразам-связкам.

Техника очень действенна для реализации сложной и важной задачи, выполнение которой человек постоянно откладывает.

 

Библиография:

1. Людвиг Петр. ­ Что такое прокрастинация и зачем с ней бороться? – url: https://psyfactor.org/lib/prokrastynaciya.htm

2. Рудевич Ирина. Прокрастинация: почему мы откладываем дела и что с этим делать. – url: https://style.rbc.ru/health/5df884159a7947651cddf56b

3. Как побороть лень и начать все успевать. – url: https://vk.com/wall-190276500_25016?z=video-190276500_456239152%2F43ef969d8ce28ce0a1%2Fpl_post_-190276500_25016

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: