Борьба за непотопляемость проводится для предотвращения гибели корабля от полученных повреждений и для возможного восстановления его плавучести, остойчивости и других мореходных и боевых качеств.
При борьбе за непотопляемость корабля выполняются следующие действия:
— обследование отсеков корабля для выявления границ распространения и мест поступления воды;
— ограничение и прекращение поступления и распространения воды по кораблю и ее удаление из восстановленных отсеков;
— восстановление непроницаемости палуб, борта, переборок;
— определение состояния поврежденного корабля, восстановление остойчивости и спрямление корабля.
В соответствии с выявленной обстановкой организуется борьба по прекращению распространения воды на внешних границах затопленных отсеков путем герметизации и подкрепления водонепроницаемых конструкций и заделки пробоин. Основные силы и средства по борьбе с водой сосредоточиваются на наиболее угрожаемом участке (отсеки, имеющие большие объемы и свободные поверхности). При тяжелых повреждениях на границах смежных отсеков создается вторая линия обороны для борьбы с распространением воды.
По мере прекращения распространения воды по кораблю и ее удаления из восстановленных отсеков определяется состояние поврежденного корабля, для чего командир дивизиона живучести устанавливает район повреждения и затопленные отсеки; количество забортной воды, принятой кораблем, его посадку и потерю запаса плавучести; изменение остойчивости корабля в результате повреждения, наличие (отсутствие) отрицательной начальной остойчивости и определяет необходимые меры по восстановлению остойчивости и спрямлению корабля.
На основании доклада командира БЧ-5 о состоянии корабля и принятых мерах по его спрямлению командир корабля принимает окончательное решение на спрямление корабля.
Борьба с корабельными пожарами
При борьбе с пожарами выполняются следующие действия:
— отключение электроэнергии в районе, охваченном пожаром;
— разведка района пожара и сосредоточение противопожарных сил и средств в районе распространения пожара;
— борьба с огнем и дымом и прекращение их распространения по кораблю;
— удаление воды, скапливающейся при тушении пожара.
В зависимости от установленного места, размеров и характера пожара (тип горящих материалов) тушение его может осуществляться:
— поверхностным способом, т. е. охлаждением горящих материалов и ограничением доступа к ним воздуха водой из пожарных шлангов, пенообразователями, огнетушителями (образующиеся при тушении пожара скопления воды в помещениях должны своевременно удаляться, не следует допускать создания свободных поверхностей);
— объемным способом, т. е. созданием в помещении специальной среды, в которой горение невозможно, с помощью установок углекислотного, жидкостного и парового тушения пожаров, а также затоплением и герметизацией отсека. При использовании средств объемного тушения пожаров личный состав заблаговременно выводится из данного отсека. Затопление и орошение погребов с боезапасом и применение средств объемного тушения в машинных и котельных отделениях производится по приказанию командира корабля.
В смежных с очагами пожара помещениях организуется наблюдение и при необходимости охлаждение конструкций, чтобы предотвратить их возгорание. Для прекращения распространения и удаления дыма производится герметизация помещений и используются стационарные и переносные вытяжные вентиляторы. По окончании тушения пожара и удаления дыма устраняются повреждения технических средств, систем и устройств корабля.
Действия в случае гибели корабля
При авариях, угрожающих кораблю гибелью, командир корабля принимает все меры к посадке его на ближайшую отмель (в военное время — только у своего побережья). Если все меры по спасению корабля или посадке его на отмель окажутся тщетными, командир должен обеспечить своевременное и организованное оставление корабля личным составом. С корабля, имеющего большие повреждения, но продолжающего борьбу за живучесть, в первую очередь свозятся больные, раненые, женщины и дети (при наличии пассажиров), а затем военнослужащие, не принимающие непосредственного участия в борьбе за непотопляемость корабля. Для своза личного состава используются спасательные плоты, шлюпки и катера. Только окончательно убедившись в невозможности спасти корабль, командир отдает приказание об оставлении его остальным личным составом. Командир покидает корабль последним.
С гибнущего корабля должны быть спасены вахтенный и навигационный журналы, секретные книги, карты и документы, а при невозможности спасения — полностью уничтожены. Ответственность за их уничтожение несет командир корабля.
Действия при столкновении корабля
При столкновении с другим кораблем (судном) командир корабля выполняет все необходимые при аварии корабля действия и опечатывает предусмотренные ст. 162 КУ ВМФ журналы, карты и рапорты.
«После столкновения командир (капитан) каждого из столкнувшихся кораблей (судов) обязан, насколько он может это сделать без серьезной опасности для своего корабля (судна), экипажа и своих пассажиров, оказать помощь другому кораблю (судну), экипажу и его пассажирам»(2).
Командир корабля не имеет права удалиться от потерпевшего корабля (судна), не убедившись предварительно в том, что он может безопасно продолжать плавание. При этом командир корабля должен использовать все возможности для составления с командиром (капитаном) потерпевшего корабля (судна) акта о повреждениях, нанесенных при столкновении.
Для составления двустороннего акта командиры (капитаны) столкнувшихся кораблей (судов) должны по взаимному согласию произвести совместный осмотр полученных при столкновении повреждений, выяснить все обстоятельства столкновения и определить ущерб, нанесенный каждому кораблю (судну). В двустороннем акте последовательно отражаются все вопросы, предусмотренные ст. 163 КУ ВМФ, акты подписываются командирами (капитанами) кораблей (судов). При столкновении с иностранным кораблем (судном) двусторонний акт составляется на русском и иностранном языках с указанием, что оба текста идентичны. В конце акта необходимо изложить взаимные претензии сторон и другие данные, относящиеся к обстоятельствам столкновения и размерам нанесенного ущерба. Если другая сторона откажется подписать акт или выразит несогласие с каким-либо его пунктом, об этом указывается в акте, который подписывается одной стороной (командиром корабля, капитаном судна).
При разборе столкновения или составлении двустороннего акта командир корабля обязан соблюдать требования сохранения военной и государственной тайны, поэтому, сообщая сведения, касающиеся пункта выхода, места назначения и названия корабля, он может указать бортовой номер своего корабля и открытые для захода иностранных судов порты тех морей, откуда и куда следует корабль.
Рассмотрение споров о столкновении корабля (судна) с иностранными, кораблями (судами) осуществляется только Морской арбитражной комиссией (МАК) в Москве.
Если иностранное судно (корабль) после столкновения не остановилось, несмотря на поданные ему сигналы, или отказалось участвовать в составлении двустороннего акта, командир корабля должен донести об этом командованию и все свои действия подробно отразить в вахтенном
журнале.