Исследовательская работа
«Математика и спорт»
Выполнил и–
обучающийся 5В класса
Элазян Лаура и Катя Игнатова
Руководитель – Татьяна Васильевна Мельничук
2019 год
Содержание
1.Вступление. Актуальность ………………………………………1
2. Основная часть………………………………………………….2
2.1. Математика и спорт: точки соприкосновения.………………….. 3
2.2. Примеры применения математики в различных видах спорта:
- в атлетике…………………………………………………………1
- в конькобежном спорте………………………………………….2
- в футболе………………………………………………………….3
2.3. Анкетирование обучающихся.
обработка результатов анкетирования ……………………………15
3. Заключение……………………………………………………………….19
4. Литература………………………………………………………………
Введение. Актуальность темы.
Однажды я сидим и делаем урок «Математика» и я слышим что по телевизору идёт футбол, и нам стало интересно что общего у спорта и у Математики?
И мы решили что мы буду исследовать эту тему. По началу мы исследовала примеры применения математики в различных видах спорта, потом мы составила опросник на данную тему.
Цель работы: выяснить, как взаимосвязаны математика и спорт.
Задачи:
µ Систематизировать и обобщить знания о взаимосвязи математики и спорта;
µ Привести примеры применения математики в различных видах спорта;
µ Показать значимость и актуальность этой взаимосвязи на данном этапе развития нашего общества;
µ Оформить полученные данные с помощью наглядной интерпретации информации.
Применение математики в различных видах спорта
Ø Биатлон
Ø Бобслей
Ø Скелетон
Ø Кёрлинг
Ø Конькобежный спорт
Ø Фигурное катание
Ø Шорт-трек
Ø Санный спорт
Ø Горнолыжный спорт
Ø Лыжные гонки
Ø Прыжки с трамплина
Ø Лыжное двоеборье
Ø Сноубординг
Ø Фристайл
Ø Хоккей
Наш любимый вид спорта – лыжи. Мы не раз участвовал в лыжных соревнованиях.. Поэтому сначала мы решил разобраться, как могут быть связаны лыжные гонки и математика?
Не обходятся без математики и другие виды спорта.
Математика и атлетика. В данном виде спорта, крайне важны арифметические расчеты при разбеге прыгуна в длину для максимально четкого попадания «шиповкой» на планку отталкивания. Так же крайне важным арифметическим попаданием является степень упругости шеста у прыгунов в высоту.
Математика и шахматы.
Обратимся к самому «математическому» виду спорта – шахматам! Родина шахмат – Индия. Время возникновения – первые века нашей эры. Сегодня шахматами увлекаются миллионы людей на планете. Небольшая шахматная доска является необъятным полем для бесчисленных комбинаций. Достаточно сказать, что в самом начале партии игрок имеет 20 вариантов для первого хода; его партнер может ответить 20 ходами на каждый ход, то есть в распоряжении последнего уже 400 вариантов только для первого хода! Вот простор для математического подхода! Не зря говорят – кто силен в математике – у того сложно выиграть в шахматы. Получается, что спорт без математики никуда.
Математика и футбол.
При подготовке команд и их тренеров к серьезной схватке с соперниками все математические методы работают как никогда. Например, определение оптимального состава на игру в футбольном матче, оптимальной расстановки игроков на футбольной поле, в том числе – учет командного взаимодействия и много другое – невозможно без применения математики. Удалось доказать, что оптимальная стратегия в выигрыше чемпионата по футболу может включать и такой вариант, как поражение в отдельных матчах. Такая ситуация может возникать, когда команда, уже обеспечившая себе место в высшей лиге, должна провести еще одну встречу в своей (низшей) лиге. Однако, в случае победы ей пришлось бы в первом туре высшей лиги встретиться с весьма сильным противником, в случае проигрыша — с более слабым. Анализ ситуаций позволяет выдать рекомендации о том, когда следует стремиться к победе, а когда смириться с поражением. Большой спорт - это математика. Сначала нужно тренировать мозг, а потом - ноги и руки.
Анкетирование обучающихся. Результаты.
Работая над темой, мы провели опрос среди обучающихся нашей школы на предмет их отношения к спорту и математике
Нам стало интересно, по каким причинам учащиеся нашей школы занимаются спортом.
Итак, на второй вопрос анкеты «Какие причины побудил тебя заниматься спортом?» ответили:
«хочу иметь хорошую физическую подготовку»-6 чел.
«хочу быть здоровым»-10 чел.
«это круто»-7 чел.
«нравится»-9 чел.
Заключение
Не зря говорят, что математика – это царица наук. Как видим, математика нужна в любом виде спорта. Тренер без математики не вырастит спортсмена-чемпиона. В современном спорте довольно широко используется математический аппарат – анализируются графики различных зависимостей, выводятся математические формулы, проводится математическая обработка данных. Многие спортивные ситуации целесообразно рассматривать, анализировать и оценивать с математических позиций.
Кто с детских лет занимается математикой, тот воспитывает в себе настойчивость, развивает внимание, тренирует мозг и упорство в достижении цели.
Подводя итог проделанной работы, можно сказать, что связь математики и спорта определена. Математика — очень важный предмет в нашей жизни и в спорте. От нее мысли развиваются быстрее и решения принимаются правильнее.
По результатам работы мы сделали следующие выводы:
· Ни один вид спорта не обходитcя без математики.
· Так как в спорте присутствует и порядок, и мера, математика для него не может быть сторонней наукой.
· Если правильно применять знания математики, то можно достичь высоких
результатов в спорте.
· Ребята, которые имеют успехи по математике, также успешны и в спорте.
· Наглядное представление данных дает повод для глубокого размышления над изучаемыми вопросами.
Литература
1. Л.Е. Садовский, А.Л.Садовский «Математика и спорт»/М., «Наука»,1985
2. Интернет- ресурсы:
https://ikatkov.info/adv_Skis.html
https://genius.pstu.ru/file.php/1/pupils_works_2012/Ovseichuk_Alena.pdf
https://www.slideboom.com/presentations/
https://www.princetennis.ru/tennis01/matematika-v-sporte.php
https://nsportal.ru/ap/drugoe/library/matematika-v-sporte
https://www.math.ru/
https://project.1september.ru/work.php?id=567189
https://www.authorstream.com/Presentation/sasho4ek369-1338868/
https://rushkolnik.ru/docs/302/index-356726.html
https://www.sportradar.ru/article/math-in-sports.html
Приложение
Анкета «Твое отношение к спорту»
1. Занимаешься ли ты спортом вне уроков физической культуры?
2. Ты хочешь заниматься спортом?
3. Следишь ли ты за спортивными событиями страны?
4. Связаны ли спорт и математика?