Только подлинный друг всегда искренне порадуется твоим успехам.




ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ – 2021

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ЭКЗАМЕН

по основным образовательным программам среднего общего образования

РУССКИЙ ЯЗЫК

Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа состоит из двух частей, содержащих 27 заданий. Часть I содержит 26 заданий, часть II содержит 1 задание.

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3,5 часа (210 минут).

Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число), слово (несколько слов) или последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте контрольно-измерительных материалов (КИМ), проверьте ответ, а затем перенесите его в бланк ответов (часть № 1) по приведённым ниже образцам.

КИМ

Ответ: 1 2 4

Ответ

А Б В Г Д
         

 

Ответ: СКАЗАТЬ ПРОИЗНЁС

Задание 27 части II представляет собой сочинение по прочитанному тексту. Это задание выполняется на бланке ответов (часть № 2).

При выполнении задания 27 можно пользоваться черновиком (см. бланк черновика после 27 задания).

Записи в черновике, в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные за выполненные задания, суммируются.

Все бланки ГОЭ заполняются яркими синими чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

После завершения работы проверьте, чтобы ответ на каждое задание в бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером.

 

Желаем успеха!

ВАРИАНТ № 6

ЧАСТЬ I

Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в БЛАНК ОТВЕТОВ (часть № 1). Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
 
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Первые планы и карты местности появились в незапамятные времена, многие тысячелетия назад. (2)<...> нужны были охотникам и мореходам, всем тем, кто не сидел на одном месте; карты составлялись и в античные времена, и в средние века, и, конечно, в эпоху Великих географических открытий. (3)Старинные карты интересны и современным учёным, ведь подлинные свидетельства минувших эпох, такие как карты, рукописи, одежда, утварь, мебель, постройки, могут рассказать многое о прошлом. (По В.И. Малову)
  Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
  1) Планы и карты местности, появившиеся в незапамятные времена, интересны современным учёным как свидетельства минувших эпох, которые способны рассказать многое о прошлом.
2) Планы и карты местности нужны были охотникам и мореходам, всем тем, кто не сидел на одном месте; и это характерно как для античных времён и средних веков, так и для эпохи Великих географических открытий.
3) Планы и карты местности составлялись и в античные времена, и в средние века, и, конечно, в эпоху Великих географических открытий; они являются подлинными свидетельствами минувших эпох.
4) Старинные карты интересны и современным учёным, так как являются подлинными свидетельствами минувших эпох, подобно рукописям, одежде, утвари, мебели, постройкам.
5) Современные учёные интересуются свидетельствами минувших эпох, которые спо­собны рассказать многое о прошлом; к таким свидетельствам относятся, в частности, старинные планы и карты местности.

Ответ _________________________________________________________________________

2. Самостоятельно подберите личное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите это местоимение.

Ответ _________________________________________________________________________

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПЛАН. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ПЛАН, -а, м.
1) Чертёж, изображающий в масштабе на плоскости предмет, сооружение и т. п. с полным сохранением их пропорций. П. города.
2)   Заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последова­тельность и сроки выполнения работ, операций и т. д., объединённых общей целью. Пятилетний п.
3) Предположение, замысел, предусматривающие ход, развитие чего-л. П. поездки.
4) Определённый порядок, последовательность изложения чего-л. П. урока.
5) с определением. Место, расположение какого-л. предмета в перспективе с точки зрения удалённости его от зрителя, местонахождения его по отношению к зрителю. Передний п.
6) чего или какой. Та или иная область, сфера проявления чего-л. Актёр комедийного плана.

Ответ __________________________________________________________________________

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
  цемЕнт, понЯв, каталОг, прожОрлива, влИлась

Ответ __________________________________________________________________________

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним.Запишите подобранное слово.
  Николай Петрович, напротив, был высокого мнения о ПРАКТИЧНОСТИ Павла Петровича и всегда спрашивал его совета.
Выдача этой награды была редким и ПАМЯТЛИВЫМ событием.
Какой бы манёвр УКЛОНЕНИЯ лайнер ни избрал, везде его ждала пробоина в борту.
Волна дремоты снова ОХВАТИЛА Генри, голова его упала на колени.
Этот же ОТРЫВОК из стихотворения мелькнул в её памяти ещё раз, но уже отчётливей.

Ответ __________________________________________________________________________

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Только подлинный друг всегда искренне порадуется твоим успехам.

Ответ __________________________________________________________________________

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
  о ПЯТЕРЫХ котятах, банка АНАНАСОВ, самый ЗАГАДОЧНЕЙШИЙ эпизод, неразборчивые ПОЧЕРКИ, КЛАДИ на парту

Ответ __________________________________________________________________________

 

8. Установите соответствиемежду грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
  ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 1) В первом театре, открывшемся при дворе Алексея Михайловича в 1672 году, спектакли сопровождались пением и инструментальной музыкой.
  Б) ошибка в построении сложного предложения 2) Вопреки пессимистических прогнозов директора театра, пьеса «Борьба за счастье» имела шумный успех у публики.
  В) ошибка в построении предложения с однородными членами 3) Большой театр — вечный символ России; эту почётную роль театр получил благодаря тому большому вкладу, который он внёс в историю русского искусства.
  Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 4) Москва — важный туристический центр, привлекающая гостей сохранившимися памятниками русской архитектуры.
  Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом   5) В 1952-1957 годах было проведено строительство высотных зданий, которые впоследствии получили название «Сталинских высоток» и ставших одним из символов Москвы советской эпохи.
      6) После визита в музей членов правительства и космонавтов было решено отреставрировать его, увеличить и обновить экспозицию.
      7) В экспозиции музея представлены не только образцы космической техники, документы, фотографии, аудио- и видеозаписи, но и включены произведения искусства разных жанров на тему космоса.
      8) Располагаясь в живописном районе Москвы, стадион «Лужники» занимает площадь, превышающую 145 га, и состоит из 140 различных спортивных сооружений, которые обслуживают в общей сложности более 3,5 тысяч человек.
      9) Рассказывая об истории динамовского спорткомплекса, часто используются слова «первый» и «впервые»: 26 мая 1929 года соревнование на этом стадионе впервые «растиражировали» в эфире, в том же году здесь проводился первый слёт Всесоюзной пионерской организации.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

 

  А) Б) В) Г) Д)  
             
9.   Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
  1) бизнесмен, пленяли (слух), молчаливый  
  2) шеренга, росточек, увядают (цветы)  
  3) коралл, концерт, канонада  
  4) очаровательный, горизонтальный, засмотрелся  
  5) преподаватель, разгадать, примерять (вещи)  
                     

Ответ __________________________________________________________________________

 

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
  1) пр..одеться, пр..соединиться, непр..ложный (закон)  
  2) без..корный, вз..скательный, с..знова  
  3) бе..рукий, р..зорить (гнездо), и..жарить  
  4) с..язвить, контр..ярус, суб..ективизм  
  5) с..блюдать, раз..гнать, в..спользоваться  
         

Ответ __________________________________________________________________________

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
  1) режиссёр-постановщ..к, тиш..на  
  2) ядр.. шко, рассказ..вать  
  3) протал..нка, обидч..во  
  4) сирен..вый, продл..вал  
  5) прогуль..ик, лазут..ик  
         

Ответ __________________________________________________________________________

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов
  1) передава..мый, рассмотр..ны  
  2) ове..нный, люб..щий  
  3) пыла..щий, (розы) распуска..тся  
  4) испытыва..шь, стро..мый  
  5) вер..щий (в добро), скле..в  
         

Ответ __________________________________________________________________________

13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
  Ничем (НЕ)ПРИГЛУШЁННЫЕ огоньки ясно блестели сквозь лёгкий и чистый степной воздух.
Василий смотрел на спутницу (НЕ)ДОУМЕВАЮЩИМ взглядом, глаза его всё больше и больше раскрывались.
(НЕ)ТАК Ольга представляла свою жизнь.
Пожалуйста, отвечайте на вопросы, (НЕ)ГЛЯДЯ в учебник.
  (НЕ)ЖАЛЬ мне лет, растраченных напрасно.

Ответ __________________________________________________________________________

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
  (В)ОБЩЕМ, в таком подавленном состоянии я спустился к себе, вытащил из портфеля тетрадь и обречённо понёс её (НА)ВЕРХ.
Я ТАК(ЖЕ) чувствовал, что сама энергичность предлагаемых тётушкой мер идёт от их невыполнимости, но в ТО(ЖЕ) время они взбадривают тётю Медею.
Хотя это (ОТ)ЧАСТИ успокаивало, вернее, успокаивало КАК(ТО) физически, нравственно же он испытывал немалые терзания.
И вот я (С)НОВА вхожу в тётушкину кухню, ЧТО(БЫ) отведать её ароматного чая. (В)ТЕЧЕНИЕ нескольких минут мне (В)ДОГОНКУ тётя кричала что-то.

Ответ __________________________________________________________________________

15. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н.
  Над пашнями — молочно-белый пар, волнующий выщелк ра(1)его жаворонка да манящий клик журавли(2)ой станицы. Над курганами, рождё(3)ое теплом, дрожит, струится марево; острое зелё(4)ое жало травя(5)ого листка стремится к солнцу. Высуше(6)ое ветром озимое жито словно на цыпочках поднимается, протягивая листки светоносным лучам.

Ответ __________________________________________________________________________

16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номераэтих предложений.
  1) Странный старичок заговорил очень протяжно звук его голоса также изумил меня.  
  2) Вода была тепла но не испорчена и притом её было много.  
  3) Ящик поставили в самой светлой и тёплой комнате и через день опустившиеся ветки берёзы поднялись вся она повеселела.  
  4) Не то дым шёл от костра не то туман поднимался над болотом.  
  5) Ни ветка не зашуршит ни птица не запоёт ни зверёк никакой не пискнет.  
         

Ответ __________________________________________________________________________

17.   Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые)..
  Сконфуженные покачиванием директорской головы (1) учащиеся смолкли (2) опустив головы (3) и (4) не говоря ни слова (5) но я видел, как их щёки постепенно наливались кровью (6) созревая для очередного взрыва смеха.

Ответ __________________________________________________________________________

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.  
  Татьяна (1) в темноте не спит И тихо с няней говорит: «Не спится (2) няня: здесь так душно! Открой окно да сядь ко мне». — Что (3) Таня (4) что с тобой? — «Мне скучно, Поговорим о старине». — О чём же (5) Таня? Я (6) бывало (7) Хранила в памяти не мало Старинных былей, небылиц Про злых духов и про девиц; А нынче (8) всё мне тёмно (9) Таня... (A.C. Пушкин)

Ответ __________________________________________________________________________

19. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
  В начале зимы мы узнали (1) что под рыхлым снегом можно найти лесные цветы (2) что в печах всегда будет трещать огонь (3) и (4) что с нами остались зимовать синицы.

Ответ __________________________________________________________________________

20. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
  Его сиятельству не было никакой заботы до бедного Хиггинса (1) но (2) чтобы потешить своё самолюбие (3) ему приятна была мысль (4) что о его внуке будут говорить в округе (5) и (6) что он с детства начинает приобретать популярность среди арендаторов.

Ответ __________________________________________________________________________

21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.  
(1)С 1811 года, после создания водных систем, соединивших Волгу с Санкт-Петербургом, Рыбинск стал важнейшим внутренним портом России. (2)Этот город называли столицей бурлаков. (3)Суда того времени были неуклюжи, тяжелы на ходу. (4)Их длина колебалась от 7 до 80 саженей, грузоподъёмность составляла от 2 до 70 тысяч пудов. (5)Основной тягловой силой были бурлаки. (6)Во время навигации в Рыбинске собиралось до 130 ООО бурлаков, а всё население города насчитывало в середине XIX века не более 7 ООО жителей. (7)Бурлаки не оставили о себе памятников материальной культуры. (8)Зато до нас дошли редкие фотографии и, конечно, песни, наполненные внутренним трагизмом.

Ответ __________________________________________________________________________



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: