шаблон, идеальная конструкция с которым сравниваются реальные социальные явления




Концепции механической и органической солидарности

2. Тип господства, основанный на целерациональном действии:

Легитимный

харизматический

традиционный

авторитарный

 

3. В большей мере на принятие решения о самоубийстве по Э. Дюркгейму влияют …

особенности воспитания

Социальные причины, например, степень интеграции человека в группу

особенности психики конкретного человека

расовая и национальная принадлежность

 

4. Целерациональный тип действия- это …

Действие, основанное на точном расчете, когда субъект действия точно знает какова цель действия и каковы пути достижения этой цели

тип действия, основанный на привычке к определенному типу действия

действие основанное на эмоциях

тип действия, основанный на вере в ценность самого действия (действие, основанное на долге или чести)

5. Два типа социальных фактов по Э. Дюркгейму

первичные и вторичные

идеальные и реальные

Материальные и духовные

совершенные и несовершенные

 

6. Традиционный тип господства по М.Веберу основан на …

Личных и родственных связях, личной преданности

законе

страхе

принуждении

 

7. Социальное действие, по М.Веберу, обладает следующими существенными признаками:

смыслом

направленностью «на другого»

Смыслом и направленностью «на другого»

эмоциональностью

 

8. Эта религия, по М.Веберу, склоняет человека к рациональности в наибольшей степени:

православие

католицизм

конфуцианство

Протестантизм

9. Метод социологии, разработанный Э.Дюркгеймом, назывался …

социальная статика

Каузальная статистика

социальная динамика

структурно-функциональный анализ

10. Идеальный тип М.Вебера – это …

шаблон, идеальная конструкция с которым сравниваются реальные социальные явления

предмет социологии М.Вебера

предмет социологии Э.Дюркгейма

состояние общества

Идеалом общественного развития в социологии Э.Дюркгейма является

1. развитие личности

2. нарастание солидарности

3. социальная справедливость

4. социальное равенство


 

 

2. Интерпретативная социология Вебера.

Позитивизму и натурализму в социологии конца XIX- начала ХХ в. противостояло такое теоретико-методологическое направление, как понимающая социология, сосредотачивающаяся на анализе значимых, смысловых элементов социальной жизни. К этому направлению принадлежит М. Вебер.

 

Что понимается под Интерпретирующей функцией социологии?

Он признавал интерпретирующую функцию социологии, но при этом результат понимания является только гипотезой, а для того, чтобы стать научным положением, он должен быть проверен объективными научными методами.

М.Вебер исходил из признания особого характера социальной науки, не сводимого к естественным наукам. Он подчеркивал, что все общественные институты, социальные структуры и формы поведения людей фактически основываются и регулируются тем смыслом, которым их наделяют сами люди.

 

Наш субъективный смысл, обретая всеобщий и обязательный характер, становится сутью социального. Соответственно и методом изучения этого субъективного смысла должно быть "понимание"- т.е. субъективная процедура "вчуствования" исследователя в предмет исследования. Однако понимание должно быть рациональным, т.е. не просто "переживание" текста или социального феномена, а систематическое и точное исследование.

 

 

Рациональность понимания соответствует рациональности социального, а социальные действия соответствуют некоему образу, который, в свою очередь, выражает суть общественного интереса эпохи, названного Вебером идеальным типом. При этом социология как раз и становится наукой об идеальных типах, т.е. идеальных моделях и образцах поведения, которые регулируют социальные действия людей.

Объясните различие между непосредственным и объясняющим пониманием. Приведите виды непосредственного понимания и поясните их на собственных примерах. Что мы понимаем, реальность или наши догадки о ней, называемые «идеальным типом»?

 

Основой социологической теории Вебера является концепция социального действия. В чём её суть?

действия могут рассматриваться как социальные только в том случае, если они соотносятся с идеальными типами, и характеризуются при этом осознанно выдвинутой целью, соответствующей общественному образцу. Социология призвана исследовать субъективные мотивы в индивидуальных и групповых действиях, реализующих себя согласно идеальным типам (образцам).

 

Еще одной важной идеей Вебера является идея рациональности, рационального поведения, на что оно нацелено?

на получение предельной экономической эффективности. Эта тенденция проникает во все сферы общественной жизни, а высшим воплощением этой рациональности в капиталистическом обществе является бюрократия, тенденция к бюрократизации общества.

 

Вебер, как и марксизм, рассматривал бюрократию как аппарат господства. Но Вебер видел в господстве не только насилие. Он выделял организационный аспект господства - обеспечение упорядоченного существования общества как целого. Это необходимо не только одной группе, которая находится у власти и заинтересована в ее сохранении, но и для всех членов общества. В этом гocподство получает свое функциональноеоправдание. Оно может применять насилие в интересах всего общества.

1. Чем отличается «действие» от «социального действия», от «поведения» и «социального отношения» по Веберу? Какие действия не могут быть названы социальными? Что такое внешнее и внутреннее действие? Какие единообразные действия не являются социальными? Является ли жалоба действием или социальным действием? Дача взятки? Просветление? Вскапывание огорода? Транс? Романтическое ухаживание? Вид е ние? Чтение?

2. Что такое «смысл», какие значения этого термина рассматривает М. Вебер?

3. Какого рода понимание (истолкование, интерпретация) может использоваться для научного исследования и повседневных взаимодействиях?

4. Что такое мотив по М. Веберу?

5. Как классифицируются типы социальных действий по их мотивам? Какого типа действий чаще встречаются в политических взаимодействиях? Приведите примеры политических кампаний (в т.ч. избирательных), которые бы ориентировались на определенный тип действий аудитории (населения, избирателей…).

6. Как вы понимаете мысль Вебера о том, что социальное действие может быть ориентировано на прошедшее, настоящее или ожидаемое в будущем пове­дение других.

7. Какого рода каузальное (причинное) толкование возможно в социологии?

8. Чем понимающая социология отличается от статистики?

9. Формулирует ли социология как наука социологические законы?

10. Поясните, что Вебер понимает под социальным отношением? Чем отличается эмпирический смысл от нормативно «правильного»? Можно ли предположить абсолютно одинаковые смыслы, связываемые разными людьми с теми или иными социальными отношениями (дружба, любовь, вражда, уважение…)? Если нет, то как тогда возможно социальное действие?

11. В чем разница между нравами, привычками и обычаями? Куда следует отнести моду и почему? Что является наиболее стабильным социальным поведением из этих вариантов?

12. На чем по Веберу основывается социальный порядок? Какие два типа порядка выделяет Вебер? Что такое «значимость» социального порядка?

13. Какой социальный порядок называется легитимным? Чем может быть гарантирована легитимность порядка внутренне и внешне?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: