Задания 1-ого уровня сложности | ||
1. | Задания на опознание, содержащие одну мыслительную операцию – выбор альтернативы «да» - «нет» | Является ли главной характеристикой элемента его атомная масса? |
Ответ: нет | ||
2. | Задания на различение содержат в себе «помехи», создаваемые наличием вариантов ответов, один из которых правильный | Последовательность элементов, которая начинается щелочным металлом и заканчивается благородным газом – это… А) группа Б) ряд В) период Г) главная подгруппа |
Ответ: В | ||
3. | Задания на соотнесение предполагают разделение фактов или явлений на группы по определённому признаку | Установите соответствие между химическим элементом и его положением в Периодической системе: |
1) Fe 2) F 3) Mn 4) Br | А) 4 период, VII группа, главная подгруппа Б) 4 период, VII группа, побочная подгруппа В) 2 период, VII группа, главная подгруппа Г) 4 период, VIII группа, побочная подгруппа | |
Ответ: 1-Г; 2-В; 3-Б; 4-А | ||
4. | Задания на выделение основания, по которому группируются факты или явления. | По какому признаку Li и Na относят к одной группе? |
Ответ: атомы этих элементов имеют 1 электрон на внешнем энергетическом уровне | ||
5. | Задания на воспроизведение отдельных фактов, чисел, названий. | Перечислите свойства элементов находящихся в главной подгруппе VII группы. |
Ответ: одинаковое строение внешнего энергетического уровня (7 электронов); окислители; не взаимодействуют с кислородом, взаимодействуют с металлами, водородом. Образуют двухатомные молекулы простых веществ (галогены) | ||
6. | Задания на воспроизведение понятий, правил, выводов. | Что такое электроотрицательность? |
Ответ: | ||
7. | Задания на воспроизведение текста, данных и т.д. | Дайте характеристику элемента № 20 |
Ответ (краткий): | ||
8. | Задания на выявление фактов – измерение, взвешивание, простые вычисления. | Какие факты подтверждают, что металлические свойства в группе ПС усиливаются сверху вниз? |
Ответ: | ||
9. | Задания на описание фактов и явлений. | Чем отличаются атомы изотопов одного элемента? |
Ответ: | ||
Задания на описание и воспроизведение процессов, содержащих в себе определённую логику | Опишите, как происходит изменение химических свойств элементов в периоде. | |
Ответ: | ||
Задания 2-ого уровня сложности | ||
1. | Задания на анализ предполагают умение выделять в объекте различные признаки, а среди них – существенные и устанавливать между ними связи. | Как связаны массовое число атома, число протонов и число нейтронов в ядре атома? |
Ответ: | ||
2. | Задания на синтез означают выделение общих свойств ряда объектов. | Выявите признаки, объединяющие элементы Cl и Br. |
Ответ: | ||
3. | Задания на сравнение. | Сравните элементы с порядковыми номерами №6 и №8. |
Ответ: | ||
4. | Задания на абстрагирование требуют определения необходимых и достаточных признаков изучаемых объектов. | Почему в периоде слева направо радиус атомов уменьшается? |
Ответ: | ||
5. | Задания на конкретизацию и обобщение | Почему в 1-м периоде системы Д.И.Менделеева содержится только 2 элемента, а во 2-м только 8? |
Ответ: | ||
6. | Задания на классификацию | Какой элемент здесь «лишний»: Li, Be, B, C, Mn, N, O. |
Ответ: Mn – элемент побочной подгруппы (d-элемент) | ||
7. | Задания на систематизацию | Предложите план описания элемента по положению в Периодической системе. |
Задания 3–го уровня сложности | ||
1. | Задания на комбинирование элементов системы | К каким электронным семействам относятся металлы, находящиеся в разных группах и подгруппах ПС? |
Ответ: среди металлов есть s-, p- и d-элементы (примеры) | ||
2. | Задания на изменение функций одного из элементов системы | Докажите, что дейтерий и тритий имеют одинаковый порядковый номер. |
Ответ: атомы дейтерия и трития имеют заряд ядра, равный единице, следовательно, их порядковый номер = 1. Это изотопы водорода, отличающиеся числом нейтронов в ядре. | ||
3. | Задания на введение в систему нового элемента с целью изменения её функций | Почему водород помещают в одну подгруппу с галогенами? |
Ответ: атом водорода имеет один электрон на первом энергетическом уровне, для завершения которого он может присоединять еще 1 электрон. Такими же свойствами обладают галогены, имеющие 7 электронов на внешнем уровне. | ||
4. | Задания на выделение элемента из системы и преобразование его в самостоятельную систему | Чем отличаются оксиды и гидроксиды магния и бериллия, находящихся в одной подгруппе ПС? Где еще в ПС расположены элементы, соединения которых проявляют амфотерные свойства? |
Ответ: | ||
5. | Задания на объединение двух или более систем в одну | Почему галогены (типичные неметаллы) и элементы подгруппы марганца (металлы) проявляют одинаковую высшую степень окисления? |
Ответ: они имеют одинаковое число валентных электронов – 7. У галогенов это внешние электроны, а у элементов побочной подгруппы – совокупность внешних и d-электронов. Их высшие оксиды имеют одинаковую формулу – R2O7 и относятся к кислотным оксидам. Им соответствуют кислоты с общей формулой – HRO4 |