Зеер Э.Ф.
Психология профессионального образования
(учебник)
Психология профессионального образования изучает феноменологию становления личности, психологические закономерности профессионального обучения, воспитания и развития, а также возрастные особенности субъектов профессионального образования.
Отечественная психология располагает значительным объемом знаний по психологии профессионального образования, рассредоточенных по различным прикладным отраслям педагогики и психологии (профессиональная педагогика, методика профессионального обучения, психология труда, возрастная и педагогическая психология).
Психология профобразования является комплексной учебной дисциплиной. В качестве ее системообразующего фактора мы избрали профессиональное становление личности. Поскольку оно в основном охватывает стадии взрослости, обучению и развитию в этом возрастном периоде в учебном пособии уделено большое внимание. Долгие годы в отечественной и зарубежной психологии к взрослости относились как к периоду «психической окаменелости» (Э. Клапаред) и утраты способности к обучению и развитию. Непрерывное (последипломное) профессиональное образование позволяет преодолеть психологические ограничения и пределы профессионального развития личности, способствует наиболее полной самореализации и достижению вершин профессиональной зрелости. Естественно, что этому уделено значительное внимание в учебном пособии.
В настоящее время в профессиональном образовании утверждается новая парадигма - личностно ориентированная. Ее обучающие, воспитывающие и развивающие возможности также представлены в книге.
Продуктивное осуществление профессионального образования во многом обусловлено личностью педагога, и, конечно психологические особенности его деятельности стали предметом анализа в учебном пособии.
Эти концептуальные положения определили следующую структуру книги:
1. Введение в психологию профессионального образования.
2. Феноменология становления личности.
3. Психолого-педагогические основы профессионального образования.
4. Личностно ориентированное профессиональное образование.
5. Психология профессионального обучения, воспитания и развития.
6. Деятельность и личность педагога профессиональной школы.
При работе над книгой автор опирался на исследования отечественных педагогов и психологов по проблемам профессионального образования, собственный анализ, ориентируя данные психологии на конкретную практическую деятельность. Вполне естественно, что эти ученые с разных позиций рассматривают проблемы профессионального образования. Автор счел правильным не вдаваться в дискуссию по поводу разночтений в трактовке профессионального образования, а предложить свое понимание психологических особенностей и закономерностей этого вида образования.
В учебном пособии отражены также идеи и исследования педагогов и психологов Уральского государственного профессионально-педагогического университета: Н.С. Глуханюк, Г.В. Икрина, Ф.С. Исмагиловой, Г.М. Романцева, Е.В. Ткаченко, И.И. Ха-сановой, О.Н. Шахматовой.
Автор выражает признательность своим уважаемым коллегам Е.А. Ушаковой и В.Э. Багиной за огромную работу по редактированию и подготовке книги к изданию.
Раздел I
ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Глава 1
Психология профессионального образования –
Новая отрасль прикладной психологии
Психологически обусловленные проблемы
профессионального образования
Всовременной психологической науке психология профобразования как самостоятельная отрасль не представлена, термин «психология профессионального образования» не применяется. Психологически обусловленные проблемы профессионального образования рассматриваются педагогической психологией, психологией труда, возрастной психологией и акмеологией. В настоящее время назрела необходимость выделения новой отрасли прикладной психологии - психологии профессионального образования. Обоснуем это положение.
Рассмотрим психологически обусловленные проблемы профессионального образования. В современных социально-экономических условиях актуальным стало непрерывное образование, сопровождающее человека в течение всей его жизни. В этом непрерывном процессе традиционно выделяют системы общего и профессионального образования. Система профессионального образования включает подсистемы допрофессиональной трудовой подготовки школьников, начальной, средней, высшей профессиональной подготовки молодежи, а также последипломного образования специалистов. Особо следует подчеркнуть, что сегодня профессиональное образование определяется как процесс и результат профессионального становления и развития личности человека.[1]
Профессиональное становление охватывает значительную часть онтогенеза человека - период с начала формирования профессиональных намерений (14-17 лет) до завершения профессиональной жизни (55—60 лет). В этом гетерохронном процессе можно выделить стадии оптации, профессионального образования и подготовки, профадаптации, профессионализма и мастерства. Кратко профессиональное становление можно определить как «формообразова-ние» личности, адекватной деятельности. Темп и траектория этого процесса детерминируются биологическими и социальными факторами, собственной активностью личности, а также случайными обстоятельствами, жизненно важными событиями и профессионально обусловленными инцидентами.
Продуктивное профессиональное становление происходит при непрерывном профессиональном образовании — формировании образа личности, адекватного постоянно меняющемуся, динамичному миру профессий, содержанию профессионального труда и социально-экономическим условиям. Отсюда следует тесная взаимосвязь профессионального трудa и профессионального образования. Под влиянием изменяющихся рынка труда и профессий разрабатываются новые образовательные стандарты, меняются структура и спектр специальностей. На разных стадиях профессионального становления личности возникают психологически обусловленные проблемные образовательные ситуации.
На стадии оптации происходит формирование профессиональных намерений под влиянием ведущей учебно-профессиональной деятельности. Проблемная образовательная ситуация заключается в организации профессионально ориентированного обучения школьников, которое обеспечило бы психологически компетентный выбор профессии и ее получение в определенной профессионально-образовательной области.
На стадии профессионального образования и профессиональной подготовки возникают проблемы развития учебно-профессиональной мотивации, профессионального самоопределения и формирования готовности к будущей самостоятельной трудовой жизни. Центральной проблемой на этой стадии является формирование системы социально и профессионально ориентированных знаний, умений и навыков, а также развитие у обучаемых профессионально важных качеств и способностей. В связи с этим особое значение приобретают проектирование психологически обоснованного содержания профессионального обучения, личностно ориентированные технологии его реализации и мониторинг профессионального развития обучаемых.
На стадии профессиональной адаптации возникают проблемы овладения конкретной профессией, приобретения опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности. Образовательно обусловленные проблемы — это формирование профессионального опыта и обеспечение успешности профессиональной адаптации. Центральной психологической проблемой на этой стадии является выработка первоначального опыта выполнения профессиональной деятельности.
В отечественной психологии почти нет исследований по формированию первоначального профессионального опыта. Традиционно профессиональный опыт определяют как интеграцию знаний, умений и навыков. В процессе активного самостоятельного овладения профессиональной деятельностью на стадии адаптации происходит не только развитие и интеграция умений и навыков, выработка индивидуальных способов, приемов выполнения трудовых заданий, но также и развитие профессионально важных качеств и способностей[2]. При этом имплицитно подразумевается, что формирование опыта происходит само собой в процессе овладения деятельностью. Новопрос о научении опыту не ставится.
В настоящее время большое значение придается супервизорству как профессионально-образовательной технологии повышения компетентности и ква-лификации начинающего специалиста с учетом его индивидуального опыта. Очевидно, что супервизорство нуждается в психологическом обеспечении и сопровождении.
На стадии профессионализации — высококвалифицированного выполнения трудовой деятельности — важное значение приобретают профессиональные компетентность и квалификация. С учетом того, что современные социальные и производственные технологии весьма динамичны, изменчивы, специалисту необходимо постоянно поддерживать и подтверждать свой профессионализм. Отсюда вытекает необходимость постоянного, непрерывного профессионального образования, именно образования, а не повышения квалификации в рамках уже освоенной профессии и сложившегося опыта. На стадии профессионализации происходит интеграция профессиональных умений и профессионально важных качеств в сложныe структурные констелляции, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Но в наш динамичный век меняются средства и технологии труда. Нормативным явлением становится вынужденная смена специальности, а в отдельных случаях и профессии. В этих условиях профессиональный опыт, сложившийся на стадиях профессиональной адаптации и первичной профессионализации, сдерживает дальнейший профессиональный рост специалиста. Очевидно, нужны особые, личностно ориентированные технологии профессиональной переквалификации специалистов, обеспечивающие непрерывное профессиональное образование.
Достижение вершин профессионального мастерства требует высокого уровня профессионализма, сверхнормативного выполнения трудовой деятельности. Актуализация профессионально-психологического потенциала, достижение вершин профессионализма возможны в процессе особых организационных форм образования (кружки качества, деловые игры, семинары-тренинги и т. п.).
Обобщим наши рассуждения о психологических проблемах профессионального становления личности (табл. 1). При этом будем иметь в виду, что предметом профессионального образования является, по словам А.М.Новикова, процесс и результат профессионального развития личности человека.
Таким образом, все психологические проблемы профессионального образования объединяются вокруг целостного процесса профессионального становления личности. Очевидна целесообразность интеграции этих научных и практико-ориентированных проблем одной отраслью прикладной психологии. Ее предметом являются психологические особенности, закономерности, механизмы освоения профессий и специальностей, повышения квалификации и профессионального самообразования.
Таблица 1