Основные концепции науки:




Наука и научное исследование

Понятие наук. Классификация

Научное исследование

Этапы научно-исследовательской работы

Понятие наук. Классификация

Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе, самом познании, имеющее непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи.

Функции науки в современном обществе:

1. Культурно-мировоззренческая

2. В современных условиях наука непрерывно связана с производственной деятельностью.

3. Наука – это катализатор процесса непрерывного совершенствования производства.

4. Наука – это социальная сила, непосредственно включенная в процесс социального развития и управление им (обществом).

Основные функции современной науки:

1. Социальные

2. Общие

Основными элементами науки являются:

1. Факты

2. Закономерности

3. Законы

4. Научная картина мира

Главная функция науки - производство научно-теоретического знания.

Основные концепции науки:

1. Наука как знание

2. Наука как деятельность

3. Наука как социальный институт

Задачи науки:

1. Собирание, описание, анализ, обобщение фактов о явлении или событии

2. Обнаружение законов движения природы, общества, мышления и познания

3. Систематизация научных знаний

4. Объяснение сущности явлений и процессов

5. Прогнозирование событий, явлений и процессов

6. Установление направлений и форм практического использования полученного знания

Функции науки:

1. Познавательная

2. Мировоззренческая

3. Технико-технологическая

4. Культурная и образовательная

Структура науки:

1. Наука, которая наряду с истинным включает не истинные результаты есть основа знаний.

2. Твердое ядро науки достоверный истинный пласт знаний.

3. История науки

4. Социология науки

Структура науки как система включает:

1. Теория

2. Методология

3. Методика

4. Техника исследований

5. Практика внедрения результатов

Структура науки с точки зрения взаимодействия субъекта и объекта познания:

1. Сам объект

2. Субъект

3. Научная деятельность субъекта

Классификация наук:

1. В зависимости от сферы, предмета и метода познания

a) Естественные

b) гуманитарные и социальные

c) о мышлении и познании

2. По направлениям образования

a) естественные науки и математика

b) гуманитарные и социально-экономические науки

c) технические науки

d) сельскохозяйственные науки

3. В зависимости от связи с практикой

a) Фундаментальные (теоретические)

b) Прикладные

Классификация Л.Г.Джахая:

1. Теоретические

a) Основные (математика)

b) Частные (дискретная математика)

2. Прикладная

a) Основная (информатика)

b) частная (технология создания баз данных)

Классификация научных исследований:

1. По источнику финансирования

a) бюджетные

b) хоздоговорные

c) нефинансируемые (инициативные)

2. По целевому назначению

a) фундаментальные

b) прикладные

c) поисковые

d) разработки

3. По длительности

a) долгосрочные (5 лет и более)

b) краткосрочные (от 1 года до 5 лет)

c) экспресс-исследования (в течении нескольких месяцев)

4. В зависимости от форм и методов исследования

a) экспериментальная

b) методическая

c) описательная

d) аналитическая

e) историко-биографическая

f) смешанного типа

Структурные компоненты познания:

Проблема – сложная теоретическая или практическая задача, способы решений которой не известны или известны не полностью.

Гипотеза – требующая проверки и доказывания предположения о причине, которая вызывает определенное следствие о структуре исследуемых объектов и характере взаимосвязи внешних и внутренних элементов.

Теория – логически организованное знание, концептуальная система знаний, которая целостно отображает определенную область действительности.

Научное исследование – это система, предполагающая разработку:

1. Теории

2. Методологии

3. Методики и техники исследований

4. Внедрение и получение практических результатов

С другой стороны, научное исследование определяет структурную организацию субъекта и объекта научной деятельности.

Объект – это то, что изучает конкретная наука, на что направлено научное познание.

Субъект – это конкретный исследователь.

В научном исследовании определяют два уровня познаний:

1. Теоретический

Характеризуется преобладанием логических методов познания (математическое описание, законы, теоремы, аксиомы и т.д.)

2. Эмпирический

Характеризуется преобладанием чувственного познания и организации практических навыков (эксперименты, создание моделей, получение практических данных)

Виды гипотез:

1. Описательная гипотеза – это предположение о существенных свойствах объектов и связей между отдельными элементами.

2. Объяснительная гипотеза – это предположения о причинно-следственных зависимостях.

3. Прогнозная гипотеза – это предположение о тенденциях и закономерностях развития объекта исследований.

Теория – это целостная система достоверных знаний, описывающих совокупность фактов развития явлений процессов, их внутренние и внешние связи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: