При открытии окна Конструктор форм на экране должна появиться Панель элементов. Если ее нет, щелкните на кнопке Панель элементов панели инструментов. С помощью кнопок Панели элементов в форму можно добавлять различные объекты. Элементы управления форм и отчетов сходны между собой, поэтому такая же панель имеется в окне Конструктор отчетов.
73. Поместите указатель мыши на угол области формы.
74. Перетащите этот угол вправо вниз, чтобы увеличить форму.
75. С помощью команды Правка → Выделить все выделите все элементы формы.
76. Нажмите клавишу <Ctrl> и, удерживая ее, нажатием клавиш со стрелками переместите элементы формы вниз и вправо так, чтобы они были отцентрированы относительно новых границ формы.
77. Щелкните на кнопке Надпись панели элементов.
78. Растяните рамку надписи в верхней части формы на ширину области данных.
79. Введите надпись, которая будет являться заголовком формы: Список студентов.
80. Находясь в области заголовка, вызовите контекстное меню и выполните команду Свойства.
81. Во вкладке Макет установите следующие параметры: ширина границы ─ 3 пт, цвет фона ─ розовый, размер шрифта ─ 14, курсив ─ Да, расстояние от левого края страницы ─ 3 см.
82. Щелкните на кнопке рисунок панели элементов.
83. Внизу формы растяните рамку рисунка.
84. В открывшемся окне выбора файла найдите папку с рисунками Windows, выберите любой понравившийся вам рисунок и щелкните на кнопке ОК, По умолчанию рисунки вставляются по соответствующей форме.
85. Чтобы изменить режим размещения, щелкните на рисунке правой кнопкой мыши и в контекстном меню выполните команду Свойства.
86. В списке Установка размеров открывшегося окна параметров выберите пункт Вписать в рамку.
87. Закройте окно параметров.
88. Щелкните на кнопке Кнопка панели элементов.
89. Перенесите указатель мыши в область формы и щелкните внизу формы.
90. В открывшемся окне Создание кнопок (рис. 4) выберите категорию действия Переходы по записям, в качестве Действия выберите: Следующая запись. Щелкните на кнопке Далее.
91. Во втором окне Мастера создания кнопок выберите рисунок на кнопку, например: Стрелка вправо (синяя). Щелкните на кнопку Далее.
92. В третьем окне Мастера создания кнопок выберите название кнопки: Следующая запись. Щелкните на кнопке Готово.
93. Создайте кнопки: Найти запись и Выход из формы, применяя действия, описанные ранее.
94. Установите режим работы с формой (команда меню Вид → Режим формы).
95. Проверьте действие кнопок.
Рис. 4 Мастер создания кнопок
Создание отчетов
96. В окне STUDENT: База данных выберете объект Отчеты и щелкните на кнопке Создать.
97. В окне Новый отчет выберите режим Конструктор, а в качестве источника данных выберите таблицу Т_Студенты. Щелкните на кнопке ОК.
Окно Конструктор отчетов состоит из трех областей: Верхний колонтитул, Нижний колонтитул и Область данных. Появляется также небольшое окно со списком полей источника записей (таблицы Т_Студенты). Если на экране отсутствует панель элементов, выведите ее на экран щелчком на кнопке Панель элементов на панели инструментов.
98. На панели элементов щелкните на кнопке Надпис ь .
99. Щелкните в области Верхний колонтитул и введите надпись: Список студентов.
100. В области надписи правой кнопкой мыши откройте контекстное меню и выполните команду Свойства.
101. В открывшемся окне параметров во вкладке Макет выберите размер шрифта: 16. Закройте окно параметров.
102. В области надписи снова откройте контекстное меню, выполните команды: Размер ─ по размеру данных, Цвет текста ─ розовый.
103. Аналогично Верхнему колонтитулу оформите в Нижнем колонтитуле надпись: Факультет энергетики и системы коммуникаций.
104. Щелкните на пиктограмме Поле на панели элементов.
105. Щелкните в первой строке первого столбца Области данных. Access создаст элемент управления типа Поле ─ Свободный, а также Поле№ ─ для надписи.
106. Щелкните на элементе Поле№ и удалите этот элемент клавишей <Delete>.
107. На элементе Свободный откройте контекстное меню, выполните команду Свойства, на вкладке Данные в строке Данные введите: =1.
108. В строке Сумма с накоплением с помощью кнопки выбора установите: Для всего. Закройте окно Свойства.
109. Поместите указатель мыши на пункт Фамилия окна Т_Студенты, выполните щелчок и перетащите этот пункт в область формы. Access снова создаст элемент управления типа Поле справа, а также поле для надписи ─ слева. Удалите поле для надписи.
110. Проделайте аналогичную операцию для пунктов: Имя, Группа, Дата рождения.
111. Оформите новые элементы области данных разными шрифтами, фонами и т.д. по своему выбору.
112. Если поля в Области данных не умещаются, увеличьте Область данных до нужных размеров. Выравнивание полей по горизонтали или вертикали производится после их выделения левой кнопкой мыши при нажатой клавише <Shift> с помощью контекстного меню.
113. Закройте текущее окно Конструктора. Дайте название отчету: О_Список студентов → ОК.
114. В окне STUDENT: База данных выберете объект Отчеты, откройте отчет О_Список студентов.
115. Если это потребуется, отредактируйте отчет О_Список студентов, используя режим Конструктор так, чтобы список студентов занимал минимальный размер и все данные были внесены в отчет полностью.
116. Закройте отчет. Закройте базу данных.
Задание 2
Организация связей между таблицами