Ознакомьтесь с мнением Анны и Аркадия Ивановича о роли знаков препинания.




Вариант 1

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном подписанном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.
C1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 90 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
 

 

Крещение Руси князем Владимиром стало знаковым моментом для христианского мира: восточные славяне очень быстро усвоили азы православной культуры. Поначалу Русскую церковь возглавлял митрополит Киевский, но впоследствии его резиденция переместилась в Москву, и в 1589 году в столице был основан патриархат.

В XVII веке православие еще глубже ушло корнями в отечественную почву. Однако в это время произошел религиозный раскол, обернувшийся для старообрядцев жестокими репрессиями: казнями, пытками, ссылками. Главной причиной раскола был протест против новшеств в делах Церкви, которые вводил патриарх Никон. А поводом для бунта были исправления церковных книг, изменения некоторых церковных обрядов. На Руси издавна крестились двумя перстами, а тут вдруг объявили, что единственно правильным является крещение тремя пальцами, как в то время крестились греки. Раскол начался на религиозной почве, но со временем превратился в вопрос политический. В 1667 году раскольников предали анафеме, которая была снята Русской Православной церковью только в 1971 году.

В начале прошлого века Русская Православная церковь претерпела еще одно разделение. После того как в ноябре 1920 года остатки Белой армии покинули Россию, возникла Русская Православная церковь за границей. В изгнание ушли сотни тысяч человек, на чужбину за прихожанами последовало и духовенство. Более 80 лет Русская Православная церковь была разделена и ее части не находились в общении друг с другом. Но в 2008 году ее единство восстановилось.

Сегодня в мире около 225 миллионов православных. И если интерес к православию будет по-прежнему возрастать, то, пожалуй, в XXI веке их станет больше. А значит, больше станет и тех, кто стремится к своему духовному совершенству. (245 слов)

(По материалам журнала «Вокруг света»)

 

 

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания A1 – A7; B1 – B14. К каждому заданию A1 – A7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком.

(1)Едва солнце скрылось за пологими горами, как сумерки, томившиеся по обширным низинам, выбрались из своих тайных убежищ, шагнули под кроны деревьев и, поднявшись к чернеющему небу, затопили все вокруг. (2)В бесконечном мраке ночи растворилась горная саванна, застыл воздух, притихло зверье, казалось, все вокруг замерло в ожидании нового дня... (3)Беззвучно расступились ветви кустарника, и на звериную тропу вышла газель. (4)Она сделала лишь несколько шагов и остановилась, тревожно потянув ноздрями воздух и силясь понять причину вдруг пронзившего ее страха. (5)И в тот же миг из-за темной груды камней взметнулась какая-то серая, гибкая тень и обрушилась на газель. (6)Крик, полный отчаяния и муки, вспорол тишину, ударился о каменистые склоны распадков и хлестким эхом вернулся в саванну, сообщив ее обитателям, что на охоту вышел хозяин здешних мест – леопард. (7)Небо на востоке побледнело, наступал рассвет – время одиночества и страха.

(8)Занимавшийся день разбудил саванну легким ветром: он взъерошил «кудри» колючих акаций, которыми поросли холмы, чуть тронул заросли высокой травы, запутался в жестких ветвях баобаба. (9)В развилке его узловатого ствола лежала газель, убитая ночью, из ее разорванного горла капала густая черная кровь. (10)Леопард, укрывший свою добычу от шакалов и гиен, расположился здесь же, на дереве. (11)Успев отведать еще теплого мяса, он дремал после удачной охоты, блаженно щурился, ощущая приятную тяжесть в желудке. (12)Это был крупный, сильный кот, полуденное солнце добавило золота его прекрасной желтой шерсти, усыпанной черными округлыми пятнами, стройное, гибкое тело хищника дышало мощью и грацией. (13)Он столь непринужденно устроился среди ветвей, что казалось, создан для жизни на деревьях. (14)Когда солнце миновало зенит, леопард наконец проснулся, потянувшись всем телом, зевнул, обнажив желтоватые клыки, взял в зубы недоеденную тушу газели и, спустившись на землю, завершил прерванную сном трапезу. (15)Покончив со своей жертвой, кот медленно удалился в глубь саванны.

(16)Леопард облюбовал этот уголок саванны давно и часто наведывался в свои угодья. (17)Здешние места были обильны дичью, тут, под сенью многочисленных зонтичных акаций, располагался настоящий оазис, поросший сочной травой, которая как магнитом тянула разную живность, особенно антилоп. (18)На старых звериных тропах, набитых в саванне по пути к желанному пастбищу, и караулил свою очередную жертву леопард, редко оставаясь без добычи. (19)Порой случалось ему завалить даже осторожную антилопу орикс, и тогда уж кот пировал на славу. (20)Обильная травой долина широким горлом открывалась в небольшую безымянную речушку, невысокий берег которой изгибался мелким глинистым плесом – удобным водопоем, где, скрываясь за подступившими к самой реке деревьями, порой устраивал засаду леопард. (21)Выше по холмистым склонам, в каменистых откосах нашлось немало удобных гротов и пещер, в которых кот любил скрываться от палящего зноя. (22)Все в этом кусочке бескрайней саванны было хорошо для леопарда, и, обходя свои владения, хозяин ревниво следил за тем, чтобы никто не посмел оспорить его права на эту «священную» территорию.

 

А1 Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему рассказчик назвал рассвет временем одиночества и страха»?
 
  1)Это самое темное время суток в саванне. 2)На рассвете все спит и неоткуда ждать помощи. 3)В это время хищники выходят на охоту. 4)На рассвете звери ходят не стаями, а по одному.
А2 Почему рассказчик, описывая леопарда, сказал, что «полуденное солнце добавило золота его прекрасной желтой шерсти»?
 
  1)Рассказчик намекнул на то, что шкура леопарда очень дорого стоит. 2)Шерсть леопарда обгорела на солнце. 3)Шерсть зверя блестит. 4)Этим рассказчик подчеркнул, что шерсть леопарда желто-золотистого цвета.
А3 Как характеризуетописанное животное информация, заключённая в предложениях 10 – 15?
 
  1)Леопард – практичный, коварный и расчётливый зверь. 2)Леопард силён и грациозен. 3)Леопард лучше всего чувствует себя на дереве. 4)Леопард любит ходить медленно.
А4 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «угодья» (предложение 16)
 
  1)владения 2)место прогулок 3)пашни 4)родина
А5 Ниже даны пары предложений из прочитанного текста. В какой из этих пар во втором предложении называетсяпричинатого, о чём говорится в первом?
 
  1)16 и 17. 2)1 и 2. 3)21 и 22. 4)11 и 12.

 

А6 Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему рассказчик в предложении 22, описывая территорию, слово «священная» заключает в кавычки?»
 
  Использование кавычек говорит о… 1)том, что это слово намеренно написано с ошибкой. 2)цитировании. 3)переносном значении слова. 4)том, что это прямая речь.

 

А7 Укажите, какое средство речевой выразительности используется в выражении: «гибкое тело хищника дышало мощью и грацией».
 
  1)метонимия 2)эпитет 3)метафора 4)сравнительный оборот
Ответы на задания B1 – B14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.
B1 Замените слово ЗАВАЛИТЬиз предложения 19 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
 

Ответ:

B2 Из предложений 2 – 3 выпишите слова с чередующейсябезударной гласной в корне.
 

Ответ:

B3 Из предложений 17 – 18 выпишите слово, правописаниеприставкив котором определяется правилом: «На конце приставки пишется -С, если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный».
 

Ответ:

B4 Из предложений 9 – 12 выпишите слово, в котором правописание ННопределяется правилом: «В прилагательном, образованном при помощи суффикса -Н-от существительного, основа которого оканчивается на -Н, пишется НН».
 

Ответ:

 

 

B5 В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между однородными членами предложения.
 
  Это был крупный,(1) сильный кот,(2) полуденное солнце добавило золота его прекрасной желтой шерсти,(3) усыпанной черными округлыми пятнами,(4) стройное,(5) гибкое тело хищника дышало мощью и грацией.

Ответ:

B6 В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённогопредложения.
 
  Все в этом кусочке бескрайней саванны было хорошо для леопарда, (1) и,(2) обходя свои владения,(3) хозяин ревниво следил за тем,(4) чтобы никто не посмел оспорить его права на эту «священную» территорию.

Ответ:

B7 В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённогопредложения.
 
  Крик,(1) полный отчаяния и муки,(2) вспорол тишину,(3) ударился о каменистые склоны распадков и хлестким эхом вернулся в саванну,(4) сообщив ее обитателям,(5) что на охоту вышел хозяин здешних мест – леопард.
B8 Замените словосочетание БЕЗЫМЯННУЮ РЕЧУШКУ(предложение 20), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
 

Ответ:

B9 Выпишите грамматическую основупредложения 11.
 

Ответ:

B10 Среди предложений 1 – 5 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
 

Ответ:

 
 


B11 Среди предложений 8 – 15 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.
 

Ответ:

B12 Укажите количество грамматических основв предложении 17.
 

Ответ:

B13 Среди предложений 10 – 15 найдите сложное бессоюзноепредложение. Напишите номер этого предложения.
 

Ответ:

B14 Среди предложений 16 – 22 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
 

Ответ:

Часть 3

Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном подписанном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер задания: С2.1 или С2.2.

С2.1  


Ознакомьтесь с мнением Анны и Аркадия Ивановича о роли знаков препинания.

       
 
   
 


       
 
Анна
 
Аркадий Иванович

 


Помогите Аркадию Ивановичу доказать свою точку зрения.

Напишите сочинение-рассуждение «Зачем нужна пунктуация ».

Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст.

Найдите и приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции знаков препинания.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования).

Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Аркадию Ивановичу, так и собственным высказыванием.

Вы можете писать работу от своего имени или от имени Аркадия Ивановича.

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 
 
С2.2  


Напишите сочинение-рассуждение.

Объясните, как вы понимаете смысл фразы: «Все в этом кусочке бескрайней саванны было хорошо для леопарда, и, обходя свои владения, хозяин ревниво следил за тем, чтобы никто не посмел оспорить его права на эту «священную» территорию».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования).

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 2

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном подписанном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.
C1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 90 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
 

 

Величественные суровые воды Тихого океана – вотчина нерки, рыбы из семейства лососевых, удивительной тем, что в период нереста она, повинуясь инстинкту, проходит тысячи километров. Множество нерки либо гибнет в пути, либо становится добычей лесных обитателей.

Путь нерок против течения нелегок. Местами рыбам приходится просто ползти по дну, проталкиваться сквозь плотные ряды своих товарищей, царапая бока, разрывая чешую и плавники. Но они с упорством преодолевают все препятствия, проплывая многие сотни километров, пока не доберутся до места, где им предстоит, исполнив родительский долг, замкнуть жизненный круг. Трудное путешествие вверх по рекам и ручьям, преодоление порогов и водопадов – самое важное в полной странствий жизни нерок. В пути нерка переживает значительные изменения. Она совсем перестает есть, желудок, кишечник и печень перестают функционировать, активно работают только железы внутренней секреции. Изменяется и окраска. Серебристые с темно-синей спиной рыбы в брачный период становятся кроваво-красными с зеленой головой.

Добравшись до нерестилища, самки приступают к поиску партнера. Сложившаяся пара, кружась в брачном танце, отправляется на поиск места для гнезда. Как только оно выбрано, самка, держась головой против течения, хвостовым плавником раскапывает песок и гравий на дне. Самка нерки в среднем откладывает 3 000 икринок.

Когда мальки выберутся из-под слоя гальки, они будут похожи на тоненькие ниточки. Через несколько недель появятся плавники, потом жабры, а тело покроет первая чешуя. Первый год жизни маленькие нерки проведут на родном мелководье. Через год или два они покинут пресные воды, скатившись вниз по реке в море.

Когда вместе с нерестом кончается последнее в их жизни лето, нерки буквально на глазах начинают стареть. Все их силы потрачены в брачный сезон, и, по безжалостным законам природы, жить им дальше незачем. (253 слова)

(По материалам журнала «Вокруг света»)

 

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания A1 – A7; B1 – B14. К каждому заданию A1 – A7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком.

(1) Партия рабочих зимовала в таежной деревушке, и в непогожие дни эти мучающиеся бездельем здоровые парни с утра валялись на койках, слушая рев пурги за окнами, тонкий писк ветра в щелях ставен, иногда лениво и безвкусно пили спирт, коротая скуку декабрьских вечеров.

(2) Но раз в солнечное морозное утро в эту накуренную избу словно ворвался апрельский сквозняк: быстро вошла и остановилась на пороге техник-геолог Лида Винокурова. (3) Она была в короткой заячьей дохе, поднятый крашеный воротник, покрытый плотным инеем, холодно сверкал. (4) Улыбаясь, она откинула воротник от губ, зубами стянула варежки, на которые прилипли маленькие льдинки, подышала на озябшие пальцы и внимательно огляделась. (5) Все тотчас с интересом подняли головы. (6) Сережа Неустроев, самый молодой из рабочих, густо покраснел. (7) Банников даже свистнул, подтянул голенища своих новых бурок, спросил с усмешкой:

(8) – Чем обязаны вашему посещению? М-м?

(9) – О мальчики милые! – удивленно воскликнула она. – Как у вас накурено и грязно! Споткнуться можно! Просто безобразие!

(10) Заросшие щетиной «мальчики» переглянулись. (11) Абашикян с оскорбленным видом приподнялся, пощупал гирю ходиков и снова лег.

(12) – Очень остроумно, – сказал он.

(13) – Это как же понимать? В каком это смысле, Лидочка? – недобрым, однако игривым голосом спросил Банников, поудобнее устраиваясь на койке.

(14) Она, сунув руки в карманы, пожала плечами, а рабочие, отложив свои дела, наблюдали за тем, что будет дальше.

(15) – Ведь хлев, а не комната. Опустились! Мужчины тоже! Цари природы! – И сердито засмеялась.

(16) На лице Сивошапки ничего не отразилось. (17) Абашикян жестко потер синюю щеку и едко многозначительно хмыкнул. (18) Банников с наглой улыбкой стал заталкивать окурок в горлышко бутылки, спросил лениво:

(19) – Вот как! Значит, здесь мужского пола нет? Вы, очевидно, хотите сказать, что комната пуста?

(20) – Именно это. – Серые насмешливые глаза Лиды на мгновение задержались на красном лице Сергея, и она тихо, твердо сказала: – Сережа… Хоть вы наведите порядок! Стыдно!..

(21) И Сергей, не без робости взглянув на нее, внезапно послушно, торопливо встал и, будто сжавшись от ее слов, со стеснительной осторожностью взял веник и начал подметать возле коек окурки.

(22) – Вот так! – уже весело сказала Лида. – В другой раз зайду только тогда, когда будет чисто. (23) До свидания, мальчики.

(24) Она ушла, безжалостно, тонко поскрипела под окном своими узенькими валенками, и после ее ухода в комнате остался неспокойный, смешанный запах мороза и свежести, заиндевевшего меха. (25) Все молчали, глядя на двери. (26) Пар холода таял над полом.

(27) – Москвичка! – с одобрительной усмешкой сказал Банников и, вопросительно скосившись на Сергея, медленно добавил: – (28) Э, парняга, парняга, плохие твои дела, брат!.. А ведь она не к тебе приходила! Не понял?

(29) Сергей в растерянности стоял посреди комнаты, чувствуя на себе испытующее внимание, потом бросил веник, сел на кровать, произнес сдавленным голосом:

(30) – Ну и что ж!..

(Ю. Бондарев)

 

А1 Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему после ухода Лиды «все молчали, глядя на двери »?
 
  1)Все ждали, что Лида вернется. 2)Все чувствовали смущение, оттого что их уличили в неаккуратности. 3)Мужчины были очень уставшими. 4)Мужчины не хотели делать уборку и ждали, что кто-то сделает это за них.
А2 Почему рассказчик, описывая приход Лиды Винокуровой, сказал, что в комнату «словно ворвался апрельский сквозняк»?
 
  1)В раскрытую ею дверь повеяло свежестью. 2)События происходили в апреле. 3)Девушка была бодрой и свежей, особенно по сравнению с ленивыми, живущими в грязи рабочими. 4)Этим рассказчик подчеркнул, что девушка была красива.
А3 Как характеризуетСергея Неустроева информация, заключённая в предложениях 6, 21, 29?
 
  1)Сергей – застенчивый юноша. 2)Это трудолюбивый и самый ответственный рабочий. 3)Именно он следит за порядком в партии рабочих. 4)Сергей не терпит неаккуратности и беспорядка.
А4 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «партия» (предложение 1)
 
  1)политическая организация 2)группа лиц, объединенных общей целью 3)руководящее звено организации 4)часть, доля
А5 Ниже даны пары предложений из прочитанного текста. В какой из этих пар второе предложение противопоставляетсяпо смыслу первому?
 
  1)1 и 2. 2)4 и 5. 3)9 и 10. 4)24 и 25.

 

А6 Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему рассказчик в предложении 27, передавая диалог героев, использует слово «парняга»?»
 
  Использование просторечного слова объясняется… 1)тем, что автор не мог подобрать синоним для замены этого слова. 2)тем, что автор считает допустимым использовать в речи просторечные слова и выражения. 3)тем, что это слово полностью соответствует стилю всего текста. 4)стремлением автора передать живую разговорную речь рабочих.

 

А7 Укажите, какое средство речевой выразительности используется в выражении: «Пар холода таял над полом».
 
  1)метонимия 2)эпитет 3)метафора 4)сравнительный оборот
Ответы на задания B1 – B14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.
B1 Замените слово ДОХАиз предложения 3 стилистически нейтральным общеупотребительным синонимом. Напишите этот синоним.
 

Ответ:

B2 Из предложений 3 – 8 выпишите слова с непроизносимой согласной в корне.
 

Ответ:

B3 Из предложений 24 – 29 выпишите слово, правописаниеприставкив котором определяется правилом: «На конце приставки пишется -З, если после неё следует буква, обозначающая звонкий согласный».
 

Ответ:

B4 Из предложений 2 – 8 выпишите слово, в котором правописание Нопределяется правилом: «В прилагательном, образованном от бесприставочного глагола несовершенного вида, пишется Н,если у него нет зависимого слова и суффиксов –ова-, -ева-, -ирова-».
 

Ответ:

 

 

B5 В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые, служащие для обособления обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом.
 
  И Сергей,(1) не без робости взглянув на нее,(2) внезапно послушно,(3) торопливо встал и,(4) будто сжавшись от ее слов,(5) со стеснительной осторожностью взял веник и начал подметать возле коек окурки.

Ответ:

B6 В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённогопредложения.
 
  Она ушла,(1) безжалостно,(2) тонко поскрипела под окном своими узенькими валенками,(3) и после ее ухода в комнате остался неспокойный,(4) смешанный запах мороза и свежести, заиндевевшего меха

Ответ:

B7 В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённогопредложения.
 
  Улыбаясь,(1) она откинула воротник от губ,(2) зубами стянула варежки,(4) на которые прилипли маленькие льдинки,(4) подышала на озябшие пальцы и внимательно огляделась.
B8 Замените словосочетание СПРОСИЛ С УСМЕШКОЙ(предложение 7), построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
 

Ответ:

B9 Выпишите грамматическую основупредложения 21.
 

Ответ:

B10 Среди предложений 2 – 8 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
 

Ответ:

 
 


B11 Среди предложений 22 – 30 найдите предложения с обращением. Напишите номера этих предложений.
 

Ответ:

B12 Укажите количество грамматических основв предложении 1.
 

Ответ:

B13 Среди предложений 1 – 10 найдите сложные бессоюзныепредложения. Напишите номера этих предложений.
 

Ответ:

B14 Среди предложений 10 – 18 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связьюмежду частями. Напишите номер этого предложения.
 

Ответ:

Часть 3

Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном подписанном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер задания: С2.1 или С2.2.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: