Теоретический уровень рассуждения
Важной задачей сочинения на теоретическом уровне является объяснение (пояснение) учащимися в 1-2 предложениях смысла высказывания лингвиста Г.Степанова «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».
Обратите внимание!
При проверке экзаменационных сочинений стоит учитывать, что девятиклассники не должны владеть специальной филологической терминологией, выходящей за рамки школьной программы.
Достаточно того, что выпускник различает лексические и грамматические явления и способен указать на их роль в тексте.-говорит многоуважаемая г Егораева.
Легко сказать- достаточно. Ученикам вообще не нужна ни лексика, ни грамматика. Но ведь сочинение-то нужно писать. И я решила составить таблицу, где чётко разделила лексические и грамматические явления, чтобы дети имели представление с чем им придется иметь дело. Это был мой первый шаг. Перед вами начальная стадия этой таблицы, здесь она представлена не полностью. (слайд 2)
1. ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ | ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ |
Синонимы - помогают избежать ненужных повторений одного и того же слова помогают автору выразить свое отношение к тому, что он изображает, а также сделать это изображение более красочным, ярким | Окончания слов Показывают связи слов в предложении (передают значения грамматической объединённости слов) |
Антонимы - выражают самые разнообразные оттенки значений и смысла — сопоставление, противопоставление и т. д. | способы связи слов в словосочетании (согласование. управление, примыкание) |
ЭПИТЕТ | повествовательные предложения |
омонимы | , побудительные предложения |
паронимы | вопросительные предложения |
общеупотребительная лексика | восклицательные и невосклицательные предложения |
диалектизмы | простые предложения |
профессионализмы | двусоставные и односоставные предложения |
Архаизмы историзмы. Помогают воссоздать колорит эпохи, а также являются средством речевой характеристики персонажей. Архаизмы могут быть использованы для создания торжественности стиля или комического и сатирического эффектов. | типы односоставных предложений (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные) |
неполные предложения | |
неологизмы | распространённые и нераспространённые предложения |
заимствованные слова | обращения |
старославянизмы | однородные члены |
разговорная лексика | обособленные члены (обстоятельства, определения, приложения, дополнения) |
просторечные слова | уточняющие и поясняющие члены |
книжная лексика | вставные конструкции |
термины | вводные слова и предложения-способ оформления мысли |
Фразеологизмы ярко, эмоционально описывают • особенности душевного состояния, поведения человека, • его поступки, действия, помогают легче их представить; • отношение человека к окружающему миру и т.д., • позволяют индивидуализировать речь героев, • сделать язык насыщенным, колоритным. | прямая речь |
эмоционально-экспрессивная лексика | косвенная речь |
метафора | диалог |
метонимия | сложносочинённые предложения |
ирония | сложноподчинённые предложения |
гипербола | бессоюзные предложения |
олицетворение | риторические восклицания |
сравнение | риторический вопрос |
литота | риторическое обращение |
эпитет | параллелизм |
градация | анафора эпифора |
антитеза | инверсия |
оксюморон | парцелляция |
лексический повтор | многосоюзие |
анафора эпифора | бессоюзие |
градация |
Затем начала заполнять таблицу, где определяла функции каждого явления. Как, например, вы видите на таблице.(слайд 3)
А вот с аргументами будет сложнее, но выход есть.
И поэтому следующий шаг-это поиск заданий в тестовой части, которые могли бы помочь при поиске лексических и грамматических явлений.
1.Обратите внимание на задание А3, где нужно отыскать метафору, эпитет, фразеологизм и т. д. Правильно выполнив его, вы сможете использовать этот пример в качестве первого аргумента. Например, «В предложении 12 «Одним словом, компьютерные игры – это палка о двух концах» нахожу фразеологизм. Он имеет значение: «То, что может кончиться хорошо или плохо».
Но если дети не знают хорошо тропы (метафоры, эпитеты и т. д.), то ошибка обеспечена. Аргумент не будет засчитан… Надежнее использовать задание В1, где указано уже, какая это лексическая единица: разговорное слово, термин или просторечие… Остается только сделать вывод, какую роль он играет в тексте.
Думаю, это небольшое замечание вам пригодится: кто предупрежден, тот вооружен…
2. Второй аргумент вы можете найти в заданияхВ3-В9. Например, задание В5, касающееся вводных слов.. Аргумент может выглядеть так: «Интересно предложение 12 и с точки зрения грамматики, где я нахожу вводное слово, указывающее на прием и способ оформления мысли».
2.1.Ещё один пример.Такое грамматическое явление, как словосочетание «тебе задаст» с подчинительной связью управление, где глагол управляет местоимением в дательном падеже, не оставляет сомнений, что накажут именно Альку.
2.2.Для второго аргумента задание В4 и В5 брать также опасно: вдруг неправильно определите предложение с однородными членами или вводным словом. Откровенная подсказка для аргумента содержится в задании В7, где назван вид сложного предложения. Остается только определить его роль в этом тексте.
Сочинение для экзамена можно писать в научном и публицистическом стилях. Для своих учеников я решила взять публицистический стиль
• Лингвистическое сочинение в публицистическом стиле – это рассуждение, цель которого - не только информировать читателей о лингвистической проблеме, заявленной в тезисе, но и убедить их в справедливости этого тезиса.
Для публицистического стиля характерны четко выраженное авторское отношение к проблеме; образность; эмоциональность; оценочность
Языковые черты этого стиля:
1)Совмещение в одном тексте книжных и разговорных слов; использование экспрессивно-оценочных слов и выражений.
2) Широкое использование побудительных, вопросительных, восклицательных предложений, прямых обращений к собеседнику, риторических вопросов, экспрессивных повторов, рядов однородных членов; параллельный способ связи предложений, обратный порядок слов.
Обратите внимание, что аргументы лексические и грамматические должны раскрыть события, героев, ситуаций с одной стороны, то есть, если вы говорите о тоске собаки по своему хозяину, ваши доводы должны быть связаны между собой.
Например
Например, просторечное слово «задаст» (предложение 41) отражает представление Матвея Сергеевича о том, как поступит мать, увидев сына «увозившимся». И такое грамматическое явление, как словосочетание «тебе задаст» с подчинительной связью управление, где глагол управляет местоимением в дательном падеже, не оставляет сомнений, что накажут именно Альку.
Теперь поговорим о построении сочинения.
Уважаемые коллеги, вы уже знаете, что написать сочинение на лингвистическую тему можно по шаблону. И я решила создать готовые шаблоны для детей (слайд 4,5)
Вступление | Слова К. Г. Паустовского понимаю так:…….. Обратимся к тексту. |
Лексика | Так, в предложении 52 говорится о том, что |
Грамматика | В предложении 24 автор использует… В этом тексте он используется в качестве…. |
Вывод | Таким образом, могу сделать вывод, что прав был……………., утверждавший, что «…….задание» |
Обратите внимание!
Нельзя в сочинении сразу после тезиса приводить примеры из текста! Должен быть элемент рассуждения ученика о том, как он понимает эти слова!
«…Насколько правильно понят исходный тезис, можно только тогда, когда в работе есть комментарий, в котором учащийся своими словами формулирует понимание исходного тезиса…».
Вот вариант вступления: «Г. Степанов, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Лексика отражает наше представление о мире, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст».
А это вариант вывода в сочинении: «Могу уверенно сказать, что прав был известный лингвист Г. Степанов, утверждавший, что «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».