Урок 28 15.05.2020
Тема: Информационные процессы в компьютере.
Цель урока: формирование представлений об общности информационных процессов для систем различной природы и их значении в формировании современной научной картины мира.
Задачи урока: расширить представление обучаемых о ключевых понятиях «информация» и «информационные процессы»; изучить способы передачи, хранения, обработки информации
Изложение нового материала:
Мы с вами уже говорили, что такое «информация» с оговоркой, что это всего лишь понятие, а не строгое определение.
Слово «информация » происходит от латинского слова informatio, что в переводе означает сведение, разъяснение, ознакомление.
Информация – это настолько общее и глубокое понятие, что его нельзя объяснить одной фразой. В это слово вкладывается разный смысл в технике, науке, жизни.
Поэтому рассмотрим понятие информации с разных точек зрения и попробуем определить общие черты. Давайте все вместе попробуем сформулировать понятие информации в различных науках.
- математика: информация – сведения, которые человек создал с помощью умозаключений;
- биология: информация – генетический код человека;
- в обычной жизни: информация – сведения, сообщение, осведомленность о положении дел;
- информатика: информация - знания человека, которые он получает из окружающего мира и реализует с помощью вычислительной техники.
Итак, в разных научных дисциплинах и в разных областях техники существуют разные понятия информации. Но есть общие черты, которые объединяют эти подходы.
Давайте найдем эти общие черты, ответив на следующие вопросы:
1. Что нужно сделать, чтобы информация появилась? (создать, найти, собрать).
2. У меня есть некоторая информация (текст письма, задачи, код к сейфу). Что я с ней могу сделать? (передать, распространить, использовать, копировать, разделить).
3. Есть ли ситуация, в которой я не смогу её передать? (если есть помехи).
4. Что нужно сделать, чтобы сопоставить несколько информаций (сложить два числа, перевести текст с английского на русский, расшифровать код)? (обработать, преобразовать).
5. С помощью чего информация передается? (бумага, кассета, ген, классный журнал, камень, диск).
6. Как информация добирается до получателя? (воздух, телекоммуникационные каналы).
Понятие информации во всех без исключения сферах предполагает создание, обработку и хранение информации. Все эти процессы называются информационными.
Передача, обработка и хранение информации происходят в форме сигналов (электромагнитных, световых, тепловых, звуковых, механических, зрительных, слуховых, вкусовых) и знаков (алфавит, знаки языка жестов, код, ноты).
Рассмотрим по отдельности передачу, обработку и хранение информации.
Передача информации.
Распространение информации между людьми происходит в процессе ее передачи. Передача может происходить при непосредственном разговоре между людьми, через переписку, с помощью технических средств связи: телефона, радио, телевидения, компьютерной сети. Чтобы осуществлялись передача и получение информации, необходимо наличие источника информации и ее приемника. Источник информации иногда называют отправителем или передатчиком, а приемника потребителем или получателем.
Передача информации от источника к приемнику всегда происходит через
какой-то канал передачи. Давайте рассмотрим схему передачи информации и на каждый её компонент приведем примеры.
Обработка информации. Под обработкой информации в информатике понимают любое преобразование информации. В результате обработки информации может быть получена новая информация (например, решив задачу, вы узнали
скорость движения катера), а может и не получится (например, при переводе
текста с русского языка на английский).
Новая информация может быть получена только после обработки уже
имеющейся исходной информации.
Вычисление – один из вариантов обработки информации. Новые данные
получаются путём вычислений, выполненных над исходными данными.
Логические рассуждения – ещё один способ обработки информации.
Новая информация выводится из исходных данных путём логических
рассуждений.
Кодирование – это преобразование представления информации из одной
символьной формы в другую, удобную для её хранения, передачи или обработки.
Сортировка информации – ещё один вид обработки информации.
Структурирование – организация данных по какому-либо правилу, связывающему их в единое целое.
Хранение информации. Люди хранят информацию либо в собственной памяти (иногда говорят – в
«уме»), либо на каких-то внешних носителях. Чаще всего на бумаге.
Память человека можно условно назвать оперативной. Здесь слово
«оперативный» является синонимом слову «быстрый». Человек быстро
воспроизводит сохраненные в памяти знания.
Кроме рассмотренных процессов существуют ещё и другие.
1. Закрепление материала.
Вернемся к вопросам, поставленным в начале урока. Ответьте на них еще раз.
• Почему понятие «окружности» одно, а понятий «информация» много?
• Как вы думаете, какие процессы будут называться информационными?
2. Домашнее задание.
Выучить определения.
Уметь рисовать и объяснять схемы информационных процессов.