Весной 2005 г. в Р. стал реализовываться проект орг-ции «Всемирный альянс за гражданское участие» «Индекс гр. об-ва» (CIVICUS Civil Society Index). Проект нацелен на проф. исслед-ие орг-ций гр. об-ва и стимулирование гражд. активности. Индекс будет отражать состояние 4-х измерений гр. об-ва:
1. структуры гр. об-ва,
2. внеш. среда, в кот. сущ. и работает гр. об-во,
3. ценностей, кот. придерживаются и кот. защищают орг-ции гр. об-ва, и
4. влияние, кот. оказывают организации гр. об-ва.
1. измерение вкл. в себя такие параметры, как
- величина и активность негос. общественного сектора в стране,
- его составные части,
- порядок их взаимодействия др. с др.,
- ресурсы, которыми располагают институты гр. об-ва.
2. измерение вкл. в себя такие параметры, как
- оценки правовых, полит. и социокультурных усл. функционирования и развития гр. об-ва,
- порядка его взаимодействия с гос., сферой бизнеса, международными неправительственными организациями.
3. измерение касается
- ценности, нормы и отношения, кот. представляют и пропагандируют институты гр. об-ва,
- степень консенсуса или разногласий между ними.
4. измерение относится к оценке реального влияния гр. об-ва на решение конкретных соц.-эк. и полит. проблем.
Для каждого из этих параметров разработаны особые индикаторы. Некоторые из них явл. универсальными, применение др. предполагает специфич. социальный и культурный контекст.
Изучение Индекса развития гр. об-ва – это новая международная программа, позволяющая странам регулярно сверять состояние гр. об-ва с международными стандартами и на этой основе разрабатывать пути его развития. В конечном счете, Индекс развития гр. о-ва – это средство оценки, выработки на этой основе целей и программы укрепления и развития гр. об-ва.
2. Другим индикатором развития гр. об-ва служит Индекс устойчивости НКО.
Индекс устойчивости НКО, разработанный организацией Freedom House (www. freedomhouse. org), отражает степень развитости в стране некоммерческого или неправительственного сектора.
Индекс устойчивости неправительственных организаций – инструмент сравнительной оценки уровня развития гр. об-ва, включающий 7 гр. показателей:
- орг. потенциал,
- фин. возможности,
- правозащитная деят-сть (возможности продвижения общественных интересов),
- предоставление услуг,
- инфраструктура и
- образ в глазах общественности.
Измеряется по шкале от 1 до 7 (1 – лучшее, 7 – худшее значение). Показатели от 1 до 3 увеличивают устойчивость НКО, 4 – среднее, можно сказать, нейтральное значение, и от 5 до 7 – препятствуют устойчивости и развитию НКО.
Динамика российского индекса в последние годы такова:
- 2000 г. – 4,3;
- 2001 г. – 4,3;
- 2002 г. – 4,0;
- 2003 г. – 4,4;
- 2004 г. – 4,2.
По данным международного исслед-ия «Индекс устойчивости неправительственных организаций», в посл. годы значение этого индекса ухудшается. По ср. с 2002 г., в 2003 г. ухудшение произошло по всем гр. показателей, кроме финансовой жизнеспособности (последнее положительно характеризует отеч. бизнес, гораздо активнее, чем бизнес Вост. и Центр. Европы и СНГ, финансирующий некоммерческие организации). РФ демонстрирует негативную динамику и в межстрановом сопоставлении. В 1997 г. по ур. развития гр. об-ва она опережала большинство стран постсоветского пространства, за исключением Венгрии, Польши и Словакии. Сегодня Р. находится ср. таких государств, как Киргизия, Молдова, Армения.
Проблемы гр. об-ва в рос. об-ве носят комплексный х-ер. Это и ограниченный х-ер поддержки со стороны населения, и трудности взаимодействия с властью, и фин. неустойчивость, и отсутствие критической массы организаций с прозрачной системой управления, действительно подотчетных широкой общественности, и отсутствие инфраструктуры в виде отечественных фондов и системы специализированного образования и повышения квалификации. Большинство из этих проблем обусловлены «примитивным, архаичным, неясным законодательством», создающим «жестко ограничивающую деятельность, недоброжелательную среду» для развития инициатив снизу. Особенно значимую лепту в проблемы вносит налоговое законодат-во.
3. В отечественной социологии для оценки развития гр. об-ва используют и иные показатели, например, индексы общ. настроений, которые регулярно измеряются ВЦИОМ.
Эмпирич. базой для расчета индексов, лежащих в основе динамических рядов, служат данные ежемесячных экспресс-опросов, проводимых ВЦИОМ по репрезентативной общерос. выборке (с учётом квот по полу, возрасту, образованию и тер. районированию Госкомстата) в 39 обл., краях и республиках Р в 100 нас. пунктах (кол. респондентов 1600 чел.).
Индикаторы социального самочувствия населения включают оценки:
1) удовлетворенности жизнью в целом;
2) мат. положения своей семьи;
3) того, как будет жить семья через год;
4) приспособленности к происходящим в стране переменам.
Отношение населения к положению дел в стране замеряется следующими индикаторами:
1) оценка экономического положения России;
2) оценка полит. ситуации в стране;
3) согласие/несогласие с тем, что дела в стране идут в правильном направлении.
Индикаторами отношения к деятельности демократич. институтов явл. одобрение/неодобрение деятельности: президента Р.; председателя Правительства Р.; Правительства Р.; ГД России; представителя президента в федеральном округе; губернатора обл., главы субъекта федерации; Совета Федерации; главы администрации, мэра города; полит. партий; правоохранительных органов; СМИ; рос. армии; профсоюзов; судебной системы.
Для анализа и визуализации полученных в ходе исслед-ий динамических рядов данных нами используется метод построения индексов как частного, так и комплексного х-ера.
Частные индексы по каждому из рассматриваемых индикаторов рассчитываются как разница суммы положительных и средних оценок и суммы отрицательных оценок:
В исследовательской и аналитич. практике различных центров, занимающихся изучением общественного мнения, используются различные методические подходы к расчету индексов.
Осн. мотив построения данной модели состоит в выявлении соотношения позитивных и негативных настроений в об-ве. Возм. получения при этом (в случае преобладания негативных настроений над позитивными) отрицательных величин позволяет зафиксировать некие «критические точки» в ОМ, а главное – в реальном положении дел. При визуализации полученных рез-тов приближенность или, напротив, удаленность графических изображений индексов от оси ОХ, фиксирующей состояние паритета позитивных и негативных настроений, как раз и отражает наличие (отсутствие) этих самых «критических точек».
Вопросы для самостоятельной подготовки:
1. Пути формирования гражданского общества в России.
2. Коммунизм и гр. об-во – сравнительный анализ понятий и их внутреннего содержания.
Темы рефератов:
1. Гр. об-во и власть: от противоборства к сотрудничеству.
2. Развитие теории гражданского общества в общественно-политической мысли.
Темы презентаций: