Особенности построения Интернет-порталов государственных органов
Россия в рейтинге электронных правительств
Создание и поддержка Интернет-порталов или Интернет-представительств органов власти является важнейшей частью концепции электронного правительства, активно реализуемой в настоящее время в развитых государствах. Задачи этих специализированных официальных веб-сайтов связаны с исчерпывающим информированием и отчетом перед гражданами за свою деятельность, а также с оказанием информационно-телекоммуникационных услуг населению, посредством которых государство в известной степени способно реализовывать многочисленные управленческие функции. К числу последних относится, например, выдача лицензий, свидетельств и разрешений, проведение торгов по государственным контрактам, сбор налогов, учет объектов собственности, регистрация граждан.
Преимущества использования открытой Интернет-инфраструктуры в целях государственного администрирования все больше привлекает и российское государственное руководство. Использование Интернет-технологий ведет к рационализации управления в тех областях, где государство непосредственно работает с гражданами, т.е. в малом бизнесе и бытовом секторе, оптимизация служебного делопроизводства влечет повышение эффективности работы госслужащих, а открытость информационной системы приводит к подконтрольности государства гражданам и устранению стимулов для развития коррупции.
Российская Федерация является участницей пакета международных соглашений по совершенствованию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, наиболее авторитетным из которых, пожалуй, можно признать подписанную в рамках Большой восьмерки 22 июля 2000 г. Окинавскую хартию глобального информационного общества.2 Этим соглашением Россия приняла на себя обязательства по проведению экономических и структурных реформ в сфере использования современных технологий, по развитию информационных средств в государственном секторе и предоставлению в режиме реального времени услуг, необходимых для повышения уровня доступности власти для граждан, по преодолению цифрового разрыва внутри государства и целый ряд других.
Сегодня в нашей стране развивается также и прикладное направление достижения идеалов электронного правительства. В свою практическую фазу вступила реализация Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 гг.)», которая была утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. № 65.3 В качестве задач заключительного, третьего этапа реализации Программы (2005 — 2010 гг.) предусматривается «завершение формирования единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для органов государственной власти и органов местного самоуправления, бюджетных и некоммерческих организаций, общественных пунктов подключения к общедоступным информационным системам. В результате создания эффективной системы правового регулирования, функционирования единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, совершенствования системы государственного управления и подготовки кадров в сфере ИКТ будут сформированы предпосылки для структурной перестройки экономики» (см. раздел 2 «Цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы»).
Очевидно, что звеньями одной цепи, развивающими планы российского правительства по созданию общедоступной государственной информационной инфраструктуры являются такие наиболее известные инициативы последнего времени, как, во-первых, принятие 12 февраля 2003 г. Постановления Правительства №98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти»,4 обязавшего соответствующие органы власти создать свои веб-сайты, разместив на них широкий перечень информации о своей деятельности.
Во-вторых, имеется в виду и такое обстоятельство, которое не прошло незамеченным в экспертной среде, как корректировка разработанной Минэкономразвития РФ концепции проекта Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» в сторону формирования комплексной системы проактивного раскрытия всей без исключения государственной информации, на которую не распространяется режим ограниченного доступа, через фигуру так называемого «репозитория»5.
В-третьих, важное руководящее значение для российских органов власти в рассматриваемой сфере является Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, одобренная Распоряжением Правительства РФ от 27 сентября 2004 г. № 1244-р (в ред. 29.07.2005). В соответствии с Концепцией, «повышение информационной открытости деятельности федеральных органов государственной власти, доступности соответствующей информации для граждан и организаций, а также создание механизмов общественного контроля их деятельности будет обеспечиваться путем создания…», среди прочего:
— общегосударственных информационных ресурсов, а также информационных ресурсов, содержащих информацию о деятельности федеральных органов государственной власти, с предоставлением доступа к ним граждан и организаций, в том числе через сеть Интернет;
— единой системы навигации в сети Интернет по общегосударственным информационным ресурсам, а также информационным ресурсам федеральных органов государственной власти;
— систем учета и обработки запросов граждан о предоставлении информации и контроля их исполнения;
— системы подтверждения передачи информации в электронном виде, ее подлинности, а также любых действий по ее изменению в процессе межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия федеральных органов государственной власти с населением и организациями.
Между тем, официальные планы по поводу построения комплексной государственной Интернет-инфраструктуры пока далеки от завершения. Существенные проблемы наблюдаются даже на наименее дорогостоящем и организационно емком направлении реформы, — в реализации упомянутого Постановления Правительства №98. В связи с этим в различных комплексных исследованиях и сводных рейтингах, свидетельствующих о степени развития электронного правительства в мире, Россия пока занимает не самое выгодное место.
Так, в соответствии с авторитетным докладом «Глобальная готовность Объединенных Наций к электронному правительству» («UN Global E-government Readiness Report2005»), подготовленным структурой ООН по проблемам развития открытых информационных сетей в сфере публичного управления и финансов (UNPAN, United Nations Online Network in Public Administration and Finance), Россия занимает лишь 50 место следом за Хорватией, Украиной и Уругваем. Правда, здесь можно отметить довольно энергичную динамику нашего рейтинга, поскольку в соответствии с докладом той же организации за 2003 г. Россия занимала 58 место между Таиландом и Колумбией, с одной стороны, и Доминиканской Республикой и Ямайкой — с другой.
Таблица. Индекс готовности к электронному правительству, 2005
(По данным «UN Global E-government Readiness Report 2005») 6
Ранг | Страна | Индекс |
1. | США | 0,9062 |
2. | Дания | 0,9058 |
3. | Швеция | 0,8983 |
4. | Великобритания | 0,8777 |
5. | Южная Корея | 0,8727 |
6. | Австралия | 0,8679 |
7. | Сингапур | 0,8503 |
8. | Канада | 0,8425 |
9. | Финляндия | 0,8231 |
10. | Норвегия | 0,8228 |
11. | Германия | 0,8050 |
12. | Нидерланды | 0,8021 |
13. | Новая Зеландия | 0,7987 |
14. | Япония | 0,7801 |
15. | Исландия | 0,7794 |
16. | Австрия | 0,7602 |
17. | Швейцария | 0,7548 |
18. | Бельгия | 0,7381 |
19. | Эстония | 0,7347 |
20. | Ирландия | 0,7251 |
21. | Мальта | 0,7012 |
22. | Чили | 0,6963 |
23. | Франция | 0,6925 |
24. | Израиль | 0,6903 |
25. | Италия | 0,6794 |
26. | Словения | 0,6762 |
27. | Венгрия | 0,6536 |
28. | Люксембург | 0,6513 |
29. | Чехия | 0,6396 |
30. | Португалия | 0,6084 |
31. | Мексика | 0,6061 |
32. | Латвия | 0,6050 |
33. | Бразилия | 0,5981 |
34. | Аргентина | 0,5971 |
35. | Греция | 0,5921 |
36. | Словакия | 0,5887 |
37. | Кипр | 0,5872 |
38. | Польша | 0,5872 |
39. | Испания | 0,5847 |
40. | Литва | 0,5786 |
41. | Филиппины | 0,5721 |
42. | ОАЭ | 0,5718 |
43. | Малайзия | 0,5706 |
44. | Румыния | 0,5704 |
45. | Болгария | 0,5605 |
46. | Таиланд | 0,5518 |
47. | Хорватия | 0,5480 |
48. | Украина | 0,5456 |
49. | Уругвай | 0,5387 |
50. | Россия | 0,5329 |