Дневник
Профессионального самоопределения
Школьника
Школа _________________________________________________________________
ФИО ученика (ученицы)_____________________________________________________
Класс
Здравствуй, дорогой друг!
Вот ты и перешел в 6 класс. Мы снова продолжим наше увлекательное путешествие в мир профессий, и изучаем твои интересы и предпочтениями.
В этом году ты сможешь снова проанализировать свои интересы и определить, как они изменились. Ты познакомишься с профориентационными играми, в которые сможешь сыграть вместе со своими друзьями. Узнаешь, как можно выбрать профессию, используя знания о темпераменте людей, и многое другое.
В твоем путешествии тебя, как и прежде, сопровождают родители и учитель. Поэтому, если тебе понадобится помощь в заполнении дневника, обратись к ним.
Дневник нужно заполнять в течение всего учебного года.
В тексте дневника есть вот такой значок Дата заполнения:________
в котором ты будешь отмечаешь дату.
Сейчас, дорогой друг, мы перейдем в раздел, где ты сможешь описать свои интересы и увлечения.
Дата заполнения______________________
Раздел "Мои увлечения и интересы"
Напиши, какие предметы являются самыми любимыми (перечисли их) | ________________________________________________ _________________________________________________ __________________________________________________ |
Сравни результат ответа на данный вопрос с ответом, который ты записал в дневник в прошлом году. Напиши, есть ли изменения | _________________________________________________ __________________________________________________ __________________________________________________ |
Напиши, какие предметы тебе проще учить (перечисли их). Сравни свой ответ с ответом, данным в прошлом году | _________________________________________________ _________________________________________________ __________________________________________________ __________________________________________________ |
Напиши, какие предметы вызывают у тебя затруднения (перечисли их) Сравни свой ответ с ответом, данным в прошлом году | _________________________________________________ _________________________________________________ ________________________________________________ _________________________________________________ |
Напиши, какие у тебя есть увлечения (чем ты любишь заниматься в свободное время) Сравни свой ответ с ответом, данным в прошлом году. Напиши, изменились ли твои интересы | _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ __________________________________________________ |
Напиши, в каких секциях, кружках, центрах и т.д. ты занимаешься Сравни свой ответ с ответом, данным в прошлом году. | ________________________________________________ __________________________________________________ __________________________________________________ |
Если ты планировал посещать новые секции или кружки, напиши, сбылись ли твои планы | _________________________________________________ _________________________________________________ __________________________________________________ |
Напиши, в каких еще кружках или секциях ты хотел бы заниматься, кроме тех, которые ты посещаешь | _________________________________________________ _________________________________________________ __________________________________________________ |
Напиши, в какой внеклассной работе ты участвуешь Сравни свой ответ с ответом, данным в прошлом году. | _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ __________________________________________________ |
Напиши, что у тебя получается делать легко и хорошо Сравни свой ответ с ответом, данным в прошлом году. | _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ |
Напиши, какие новые умения ты освоил, чему научился | __________________________________________________ __________________________________________________ |
Напиши, какая деятельность вызывает у тебя затруднения | _________________________________________________ _________________________________________________ __________________________________________________ |
Напиши, какие затруднения в учебе,творчестве, внекласной работе ты сумел преодолеть за прошедший год? | _________________________________________________ _________________________________________________ __________________________________________________ |
Напиши, чему ты мечтаешь научиться (напиши о своих желаниях) Сравни свой ответ с ответом, данным в прошлом году. Напиши, изменились ли твои мечты | _________________________________________________ _________________________________________________ __________________________________________________ |
Дата заполнения______________________
Напиши, в реализация каких проектов(исследований) ты участвуешь | _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ |
Вместе с друзьями придумай и выполни игровой проект, посвященный знакомству с миром профессий | Название игры___________________________________________________ _________________________________________________________________ Краткое содержание игры _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ |
Дорогой друг, в качестве примера игрового проекта ты можешь использовать игру "Новый город"
Познакомься с профориентационной игрой: "Новый город" Поговори с учителем и сыграйте в игру всем классом |
Процедура проведения игры. Подготовительный этап. За 2 недели до проведения игры класс (группа) делится на равные по численности команды (по 2-3 или 4-5 человек), каждая из которых в игре будет представлять работников определенной отрасли. Каждая команда сама выбирает себе отрасль. За 2 недели команды с помощью соответствующей литературы или интернета должны ознакомиться с содержанием, условиями, особенностями труда в данной отрасли, ее основными профессиями и специальностями, их требованиями к человеку, степенью важности, значимости этой отрасли и соответствующих профессий для и жителей данного региона, перспективами ее развития и т.д. Перед началом игры выбирается жюри из 2-3 учеников. 1 этап. Непосредственно перед началом игры ведущий объявляет название игры и дает игрокам следующую инструкцию. Инструкция: "Представьте, что намечено возведение нового города, района или города-спутника. Это будет город машиностроителей (химиков, нефтяников, электронщиков, текстильщиков, научный городок и пр.)". 2 этап.Каждая команда представляет ту или иную отрасль народного хозяйства, работники которой необходимы новому городу (району). Командам предстоит за 3-5 минут доказать важность, приоритет "своей" отрасли для нового города (района); значимость работников основных профессий и специальностей этой отрасли; описать особенности труда. Время для выступления устанавливается в зависимости от количества "играющих" отраслей; ведущий может использовать секундомер, песочные часы. 3 этап. Жюри оценивает выступление каждой команды. Оценка ведется по 5-балльной системе с помощью специальных, заранее изготовленных карточек (так же, как это делается в фигурном катании). Отдельно оцениваются обоснование значимости "своей" отрасли и ее профессий в новом городе и лучшая жизненная характеристика содержания и условий труда, привлекательных и непривлекательных черт отрасли, профессий. Участники команд могут использовать плакаты, стихи, пословицы, поговорки, частушки и пр. 4 этап. После этого команде дается 2-3 минуты для ответов на вопросы других команд, которые стараются всячески принизить значение "играющей" отрасли и ее профессий для нового города. Ответы на вопросы также оцениваются в баллах. Итоговую сумму подсчитывает жюри. За лучшие вопросы также могут присуждаться баллы. Первой в игру вступает команда "строителей" (город надо прежде всего построить). Одна из задач этой команды - обосновать важность своего труда, не только во время строительства города, но и на протяжении всего его существования. Следующей может быть любая команда - "машиностроителей", "химиков", "металлургов", "врачей" и т.д. последовательность определяется жребием. Для игры можно изготовить красочные таблички с цифрами баллов, а также подобрать инструменты, орудия труда, даже какие-либо детали одежды соответствующих профессий и специальностей, что также оценивается в баллах. |
Дата заполнения______________________
Раздел "Мои увлечения и интересы"
Дорогой друг! Заполни таблицу, напиши, изменились ли твои интересы за прошедший учебный год
Надо выбрать правильное из двух: | |
1) За последний год мои интересы не изменились, мне, как и прежде, нравится.......................... | |
2) За последний год мои интересы изменились. Напиши, какие изменения произошли |
Раздел "Диагностика"
Дорогой друг, как ты уже знаешь, в мире 50 тысяч профессий, но выбирая себе специальность, ты будешь ориентироваться не на весь мир, а на то общество, которое тебя окружает, на советы родителей и на свои интересы и способности. Работа — зеркало внутреннего мира. Быть успешным в работе, которая не доставляет удовольствия, невозможно. Пройдя, диагностики, ты узнаешь, к каким профессиональным сферам у тебя есть склонность. | |
Пройди самодиагностику "Сферы интересов", расположенную по ссылке https://www.ucheba.ru/prof и запиши ее результаты в дневник | _______________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________ |
Пройди диагностику "Мотивация", расположенную по ссылке https://www.ucheba.ru/prof Этот тест поможет тебе определиться в своих мотивах. Результаты запиши в дневник. | _______________________________________________________ _______________________________________________________ _______________________________________________________ |
Пройди тест, на определение профессиональных склонностей (автор Л.Йовайши) https://psychojournal.ru/ops.html Результаты занеси в дневник | _______________________________________________________ _______________________________________________________ _______________________________________________________ |
Напиши, изменилось ли твое мнение о своих склонностях, после прохождения всех диагностик | _______________________________________________________ _______________________________________________________ _______________________________________________________ |
Дорогой друг, пройдя тест, на определение профессиональных склонностей (автор Л.Йовайши), ты узнал, к какому виду деятельности (или к каким видам деятельности) у тебя существует склонность. Для того, чтобы лучше понимать результаты теста, изучи описание 6 типов склонностей:
1 - Склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с обслуживанием (бытовым, медицинским, информационным), управлением, воспитанием и обучением. Люди, успешные в профессиях этой группы, должны уметь и любить общаться, находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения и особенности.
2 - Склонность к исследовательской деятельности. Профессии, связанные с научной работой. Кроме хорошей теоретической подготовки в определенных областях науки, людям, занимающимся исследовательской деятельностью, необходимы такие качества, как рациональность, независимость и оригинальность суждений, аналитический склад ума. Как правило, им больше нравится размышлять о проблеме, чем заниматься ее реализацией.
3 - Склонность к работе на производстве. Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; обработка и использование различных материалов; управление транспортом. Профессии этой группы предъявляют повышенные требования к здоровью человека, координации движений, вниманию.
4 - Склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий, кроме наличия специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских), отличает оригинальность мышления и независимость характера, стремление к совершенству.
5 - Склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельностью, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке, здоровью и морально-волевым качествам.
6 -Склонность к планово-экономическим видам деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом и преобразованием текстов (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.
Дорогой друг, существует различие между интересами и склонностями человека. Так, интересы выражаются формулой «хочу знать», а склонности «хочу делать». Можно интересоваться чем-либо, но не иметь желания этим заниматься (футбол, кино и т.п.). В выборе профессии необходимо руководствоваться, как интересами, так и склонностями.
Дата заполнения______________________
Раздел «Мир профессий»
Мой дорогой друг, мы продолжаем путешествие в мир профессий.
Для того, чтобы расширить кругозор, и о новых профессиях, познакомься с материалами следующих сайтов:
1) Справочник профессий, расположенный на сайте "E-xecutive" содержит как общие описания профессий, так и специфические описания редких профессий https://www.e-xecutive.ru/professions
2) Следующий сайт, тоже содержит широкий список профессий https://www.ucheba.ru/prof/search
3) Подробный каталог профессий находится по адресу
https://www.profvibor.ru/catalog/?sort=date&order=desc&SECTION_ID=159
4) На сайте https://career.ru/article/15003, ты найдешь описание новых профессий. Внимательно изучи раздел "Профессии будущего: новые и перспективные".
5) Кроме того, подробную информацию о новых профессиях, ты можешь узнать, просмотрев видео, расположенное по ссылкам:
Самые актуальные профессии https://www.youtube.com/watch?v=2NvbMglj7SQ
Профессии будущего https://www.youtube.com/watch?v=bthmatH9XtA
Дата заполнения______________________
Задание 1. Мой дорогой друг, изучив информацию о профессиях, запиши в таблице названия новых профессий, которые ты узнал:
1) | 6) | 11) |
2) | 7) | 12) |
3) | 8) | 13) |
4) | 9) | 14) |
5) | 10) | 15) |
Задание 2. Выпиши пять профессий из этого списка, которые ты считаешь наиболее перспективными. Составь для каждой профессии краткое описание:
Профессия | Описание |
1) | |
2) | |
3) | |
4) | |
5) |
Задание 3. Мой дорогой друг, ты подробно изучил мир профессий, теперь ты можешь, вместе со своими друзьями (или всем классом на классном часе), можете сыграть еще в игру, которая называется "Цепочка профессий"
Эта игра поможет тебе и твоим друзьям развить умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности. Данное умение показывает, что человек, ориентируясь на конкретные характеристики труда, сильно ограничивает себя в выборе (как бы “зацикливаясь” на одной-двух профессиях с этими характеристиками), но ведь такие же характеристики могут встречаться во многих профессиях.
Проводить игру лучше в круге. Число участников не ограничено.
Инструкция: Ведущий говорит: “Сейчас мы по кругу выстроим "цепочку профессий". Я назову первую профессию, например, металлург, следующий назовет профессию, в чем-то близкую металлургу, например, повар. Следующий называет профессию, близкую к повару и т.д. Важно, чтобы каждый сумел объяснить, в чем сходство названных профессий, например, и металлург, и повар имеют дело с огнем, с высокими температурами, с печами. Определяя сходство между разными профессиями, можно вспомнить схему анализа профессии, например, сходство по условиям труда, по средствам и т.д.
2.По ходу игры ведущий может задавать уточняющие вопросы, типа: “В чем же сходство вашей профессии с только что названной?”. Окончательное решение о том, удачно названа профессия или нет, принимает вся группа.
3.При обсуждении игры важно обратить внимание, что между самыми разными профессиями иногда могут обнаруживаться интереснейшие общие линии сходства. К примеру, если в начале цепочки называются профессии, связанные с металлообработкой (как в нашем примере), в середине — с автотранспортом, а в конце — с балетом (для подтверждения сказанного приводим пример подобной цепочки: металлург—повар - мясник - слесарь (тоже— рубит, но металл) - автослесарь - таксист – сатирик эстрадный (найти сходство?) - артист драмтеатра - артист балета и т.д.).
Как ты уже видишь, мой друг, такие неожиданные связи между самыми разными профессиями свидетельствуют о том, что не следует ограничиваться только одним профессиональным выбором...
Дата заполнения______________________
А сейчас, мой дорогой друг, мы поговорим о том, как темперамент человека, определяет его профессиональные склонности:
Задание 4. Сначала надо пройди тест на темперамент, который расположенный по ссылке: https://mtests.ru/tests/personality/test-temperament/ Определи, какой у тебя темперамент, и запиши его ___________________________________________________ | |
Задание 5. Посмотри видеоролик https://www.youtube.com/watch?v=WyDD1I5zGGE в котором подробно рассказано, как можно выбрать профессию, учитывая особенности своего темперамента. Изучи материал, расположенный по ссылке https://drive.google.com/file/d/0B5RX0JB5V7cDTWFPb2syWnV3QUE/view | После изучения материала, выпиши профессии, которые подходят тебе по темпераменту_____________________________________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ |
Дата заполнения______________________
Задание 6. Мой дорогой друг, напиши небольшое эссе на тему "Как характер и темперамент человека влияют на выбор профессии"
· Обоснуй, пожалуйста, свои утверждения.
· (Ты можешь написать эссе любым удобным для тебя способом: используя редактор Word
· или просто возьми лист бумаги)