Социокультурная природа сознания. Проблема искусственного интеллекта




Природу и функционирование сознания невозможно понять без учета соответствующих социокультурных факторов его формирова­ния и развития. Именно идея о социокультурной размерности соз­нания наиболее рельефно отделяет классические и неклассические версии философии сознания. Классическая философия исходила из возможности своеобразной «гносеологической робинзонады», т. е. возможности индивидуального сознания даже в ситуации изоля­ции от общества. Сознание человека интерпретировалось либо как проявление «чистого разума», выступающего в качестве универ­сальной характеристики бытия как такового, либо как первона­чальная tabula rasa (чистая доска), заполняемая природой в процес­се индивидуального опыта. Как для субстанциальной, так и для функциональной моделей философии сознания индивидуальное мышление имело созерцательно-пассивный характер и не нужда­лось в дополнительных социальных предпосылках для своего офор­мления. В субстанциализме разум сам выступал в качестве фунда­ментальной единой предпосылки сознания, познания и культуры, в функционализме - возникал как «зеркало» рационально организо­ванной природы.

Преодоление классического принципа «созерцательности мыш­ления» осуществляется первоначально в философии марксизма в связи с идеей общественного сознания, ядром которого, согласно Марксу, является идеология как сложившаяся в социуме система взглядов на общество, человека и природу. Она характеризуется Марксом как «ложное сознание», поскольку закрепляет интересы правящих слоев населения, диктуя определенный спектр видения и интерпретации действительности. «Зеркало» сознания при этом всякий раз искажается в соответствии с устойчивыми идеологема-ми своего времени. Индивидуальное сознание возможно лишь через его соотнесенность с общественным, где и разум, и чувственность в равной мере выступают продуктами социальной эволюции. Общес­твенное сознание задает специфичную для каждой эпохи шкалу ак­сиологических предпочтений, которые определяют устойчивые ка­тегориально-мировоззренческие конструкции разума и те «куль­турные фильтры», через которые воспринимается мир.

Начатая Марксом критика идеи «чистого сознания» была про­должена в рамках герменевтической концепции X. Гадамера. Протестуя против классической установки на «очищение» опыта сознания от устойчивых социальных стереотипов, Гадамер пред­принимает попытку реабилитации «культурных предрассудков». Последние, с его точки зрения, составляют те необходимые основания сознания, которые обеспечивают целостность всякого психического опыта и определяют возможности и границы чело­веческого понимания. Социокультурная матрица оказывается здесь не просто консервативным фактором «ложного сознания», но единственно возможной предпосылкой функционирования и развития сознания. При этом о социокультурной размерности можно говорить применительно ко всем основным структурным уровням организации психики и сознания: бессознательному, чувственно-эмоциональному, интуитивно-волевому и рациональ­но-дискурсивному.

Соответственно, будучи социально детерминированным, созна­ние не просто пассивно отражает действительность, но всякий раз творчески реорганизует ее в соответствии с определенными истори­ческими установками времени. Помимо исторической вариабель­ности творческая природа сознания состоит также в его способнос­ти к опережающему отражению действительности,т.е.в возможности предвосхищения ситуации на основании имеющегося опыта. Способность к опережающему отражению действительности связана с таким фундаментальным свойством сознания, как целе-полагание. Целевые установки, в которых конкретизируется созна­ние, одновременно не только детерминированы исторической ситу­ацией, но и выходят за ее границы, позволяя расширять горизонты социокультурной реальности и создавать новые ценности.

Один из основных факторов, посредством которого осущес­твляется социально-творческая природа сознания, - это деятель­ность. Практика и деятельность фактически обусловили возник­новение и функционирование сознания, где всякий мыслитель­ный акт - «внутреннее действие». В то же время человеческую деятельность отличает ее «осознанность», связанная со способ­ностью к целеполаганию. Диалектику связи между сознанием и деятельностью можно представить, вслед за Марксом, следую­щим образом: деятельность - это процесс «опредмечивания» иде­альных ценностей сознания, в то время как сознание и мышле­ние - «распредмечивание» материальных ценностей. Связанное с деятельностью, сознание зависит от наличного уровня социаль­ной практики, отражая и опережая ее развитие.

В качестве основных культурных механизмов, обеспечиваю­щих формирование и развитие сознания, выступают традиция и образование. Именно они определяют ту систему «культурных предрассудков», которая гарантирует целостность и устойчивость мировоззрения. При всей консервативности институтов традиций и образования они так же, как и деятельность, раскрывают твор­ческую природу сознания. С одной стороны, как механизмы соци­ализации традиция и образование формируют сознание в его культурно-исторической вариабельности, с другой - закладывают необходимое основание для последующего развития личности, творческий потенциал которой подчас напрямую зависит от ее об­щекультурного и образовательного уровней.

Еще один фактор, определяющий социокультурную размер­ность сознания, - это коммуникация. Она конкретизирует фено­мен деятельности на уровне межличностных взаимодействий, определяя не только ситуацию человека в целом, но и природу сознания. Реальный опыт сознания всегда задан как коммуника­тивный процесс в многообразии его форм: автокоммуникации, диалога, полилога. Посредством коммуникации проявляются и закрепляются функциональные характеристики сознания на всех его структурных уровнях, однако особое значение она имеет для интуитивно-волевых характеристик, определяющих природу «Я», самосознания. Сама конструкция «Я» возможна лишь как знаково-коммуникативная единица: «кто-нибудь, говорящий „Я", направляется к другому человеку» (Э. Левинас), где подлин­ное самоопределение осуществляется как переинтерпретация «Я» в зеркале Другого.

Культурные механизмы, обеспечивающие коммуникацию, -это речь и язык. Согласно определению Ф. Соссюра, язык - систе­ма дифференцированных знаков, соответствующих дифференци­рованным понятиям. Речь - это оформленная в соответствии с принятыми в социуме правилами словесная деятельность, в кото­рой конкретизируется язык. Таким образом, язык реализует себя посредством речи, однако по отношению к последней он является более фундаментальной структурой.

Значение языка для понимания опыта сознания огромно. Фактически любой факт нашего сознания отражен в соответству­ющем языковом конструкте: высказывании, слове, имени. Язык служит средством для образования и выражения мысли. Он выступает в качестве универсального культурного механизма сохра­нения и трансляции информации, коммуникации; является необ­ходимым посредником между человеком и миром, восприятие и познание которого возможно лишь через призму языка. Однако акцент на языке как исключительном средстве изуче­ния сознания, сделанный в философии XX в., едва ли является правомерным.

В отличие от вульгарного материализма и идеализма, диалектико-материалистическая философия исходила из признания того, что сознание человека, будучи идеальным по своей природе, является функциональным свойством высокоорганизованной материи — человеческого мозга.

Во 2-й половине XX в. благодаря информационно-компьютерной революции возникает вопрос о возможностях кибернетического моде­лирования мышления и создания искусственного интеллекта. В психологии интеллект определяется как относительно устойчивая структура умственных способностей индивида, ориентированная на решение когнитивных задач и его адаптацию к жизнен­ным условиям.

Разработки в области искусственного интеллекта заложили реальную основу для проверки философских и научных гипотез о природе человеческого разума.

Несмотря на серьезные успехи в продвижении к созданию ИИ вопрос о на­личии аналогий между ним и человеческой психикой остается открытым, как из-за метафоричности самого концепта «искусст­венный интеллект», так и по причине недостаточной определенности тех фун­кций, которые он должен выполнять.

Так ИИ рассматривается, соответственно, как совокупность фун­кциональных возможностей кибернетических систем решать задачи, ранее требовавшие обязательного участия человека. В исследованиях по искусственному интеллекту можно выделить четыре взаимосвязанные области, в которых разрабатываются: системы, имитирующие отдельные творческие процессы (программы для решения игровых задач, автоматического перевода, доказательства теорем, распознавания изображений и т. д.); интеллектуальные системы, основанные на знаниях (информационно-поисковые, расчетно-логические, экспертные); новая архитектура ЭВМ (ЭВМ пятого поколения и новые технологии их использования); интеллектуальные роботы (например, автономные транспортные средства, вооруженные многочисленными сенсорными системами).

Однако компьюте­ры могут успешно решать логические задачи, но мыслят они не так, как человек. Помимо вербализованного, рационально-логи­ческого человеческое сознание базируется на невербальном, об­разно-ассоциативном типе мышления, феномены которого лишь «постфактум» переводятся в вербальную форму. Интуиция как основной когнитивный механизм этого типа мышления связана с непосредственным знанием об объекте, получаемом в результате внелогического соединения различных фрагментов опыта в це­лостный образ.

ВОПРОСЫ:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: