ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОрганизациИ работы учителя-дефектолога
В ШКОЛЕ - ИНТЕРНАТе
I. общие положения
1.1 Настоящее положение определяет организацию деятельности учителя-дефектолога ОГБОУ «Архангельская школа-интернат» Рязанской области (далее ОУ).
На современном этапе должность учителя-дефектолога вводится в ОУ для обеспечения специальной (коррекционной) помощи детям, испытывающим трудности в обучении в условиях коррекционно-развивающего обучения, в том числе при наличии коррекционных групп и классов.
II. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
2.1.Целью работы учителя-дефектолога является:
- своевременная помощь детям с ограниченными возможностями при освоении программного минимума содержания образования в условиях ОУ;
- коррекция развития познавательной сферы ребёнка в динамике образовательного процесса.
2.2.Содержание деятельности учителя-дефектолога направлено на решение следующих задач:
- выявление неблагоприятных вариантов развития и квалификация трудностей ребёнка;
- определение причин и механизмов нарушений в развитии каждого ребёнка;
- разработка индивидуальных комплексных программ развития в условиях взаимодействия педагогов психолого-медико-педагогического консилиума ОУ (логопед, психолог, учитель, воспитатель);
- динамическое изучение психического развития ребёнка, контроль над соответствием программы обучения реальным достижениям и уровню развития ребёнка;
- проведение индивидуальных, групповых коррекционных занятий с детьми, испытывающими трудности в овладении программным материалом;
- консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка.
2.3. Результативность работы учителя-дефектолога определяется успешностью усвоения и сроками прохождения программного материала и положительной динамикой в развитии личности ребёнка в целом.
III. НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
3.1. В соответствии с целями и задачами определены основные направления работы учителя-дефектолога:
3.1.1. Диагностическоенаправление: выявление уровня актуального развития и зоны ближайшего развития с целью определения перспектив обучения и воспитания, динамическое наблюдение за его развитием; распределение детей на группы по ведущему дефекту; определение оптимальных условий индивидуального развития в процессе комплексного воздействия на ребёнка.
3.1.2. Коррекционное направление: преодоление и компенсация отклонений в развитии, преодоление разрыва между обучением и развитием в процессе реализации комплексных программ в условиях взаимодействия участников коррекционно-образовательного процесса.
3.1.3. Аналитическое направление: сравнение и обработка результатов успешности программ коррекционных занятий с учётом анализа результатов.
3.1.4. Консультативно-просветительское и профилактическоенаправление: оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребёнка; разработка рекомендаций родителям и педагогам в соответствии с индивидуально-типологическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, подготовка и включение родителей в коррекционно-образовательный процесс.
3.1.5. Организационно-методическое направление: участие в подготовке и проведении ПМПк, методических объединениях, педагогических советах, оформлении документации учителя-дефектолога (формы прилагаются).
IV. ВРЕМЯ РАБОТЫ
4.1. Учебная нагрузка учителя-дефектолога составляет 20 часов в неделю, которые направлены:
- на проведение коррекционно-развивающих занятий (индивидуальных, подгрупповых, групповых);
- изучение деятельности детей в процессе их взаимодействия со сверстниками, в ходе проведения уроков и занятий;
- консультативную работу с педагогами и родителями;
- участие и подготовку ПМП-консилиумов, методических объединений, педсоветов.
4.2. Продолжительность индивидуальных, подгрупповых занятий (1–2 чел.) – 20–25 минут; продолжительность группового занятия (4 чел.) 35–40 минут. Периодичность занятий – не менее 2–3 раз в неделю.
V. УЧАСТНИКИ ЗАНЯТИЙ
5.1. В первую очередь для занятий с учителем-дефектологом рекомендуется зачислять детей, имеющих снижение или нарушение познавательной деятельности, обусловленное органическим поражением ЦНС, следствием которого являются трудности в овладении программным содержанием обучения. Классификация нарушений разнородна по структуре дефекта: задержка психического развития церебрально-органического генеза, умственная отсталость, тяжёлые нарушения речи, ранний детский аутизм. Данный перечень является открытым и обусловлен спецификой коррекционного учреждения.
5.2. Предельная наполняемость группы детей, занимающихся у учителя-дефектолога, не более 20 человек.
5.3. Зачисление осуществляется на основе комплексной диагностики и изучения детей в индивидуальной и групповой деятельности с 1.09–15.09. Итоговое диагностическое обследование проводится с 10.05–25.05 ежегодно. Выпуск производится в течение всего учебного года после результатов положительной динамики в освоении программы и общего развития ребёнка.
VI. ВЕДЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ
6.1. Учитель-дефектолог ведёт следующую документацию:
- индивидуальная карта развития (заполняется 2 раза в год) (см. приложение 1);
- журнал учёта обследуемых детей, журнал движения ребёнка (см. приложение 2);
- журнал посещаемости занятий;
- расписание коррекционных занятий, утверждённое директором;
- перспективный план работы (по направлениям) (см. приложение 3);
- перспективные планы по группам, имеющим однородность дефекта;
- календарные планы групповых и индивидуальных занятий;
- индивидуальная программа развития на каждого ребёнка;
- аналитический отчёт о результатах коррекционно-развивающего обучения за учебный год (см. приложение 4);
- методическая тетрадь, отражающая посещения дефектологом занятий, семинаров, педсоветов;
- тетрадь для консультаций с родителями, педагогами;
- паспорт кабинета (перечень оборудования и дидактических материалов).
Приложение 1
Индивидуальная карта развития ребёнка,
зачисленного на занятия к учителю-дефектологу
Фамилия, имя, отчество ____________________________________
Дата рождения ___________________________________________
Школа ______________класс (группа) ________________
Эмоциональное реагирование в ситуации обследования (контактность, проявление негативизма, реакция на неуспех, похвалу, наличие аффективных реакций) _______________________________________________
Развитие общей и мелкой моторики __________________________
Понимание инструкции, воспринятой на слух и прочитанной самостоятельно (понимает сразу, после повтора, после разъяснения, не понимает) __________________________________________________________
Обучаемость:
– восприимчивость к помощи (стимулирующая, направляющая, обучающая помощь) ______________________________________________
– способность переноса на аналогичные задания ________________
Особенности организации деятельности, сформированность регуляторных функций (целенаправленность деятельности, наличие ориентировочного этапа, использование рациональных способов действий, импульсивность, инертность действий, самоконтроль) ______________________
__________________________________________________________
Темп работы (на учебном и внеучебном материале) ______________
Работоспособность (на индивидуальных и фронтальных занятиях) __________________________________________________________
Общая осведомлённость и социально-бытовая ориентация
Сформированность пространственно-временных представлений
__________________________________________________________
Особенности восприятия (зрительное восприятие, слухо-моторная координация, стереогноз) ______________________________________
Особенности внимания ____________________________________
Особенности памяти ______________________________________
Особенности мышления:
– уровень развития наглядных форм мышления ________________
– словесно-логическое мышление ___________________________
Особенности конструктивной деятельности ___________________
Общая характеристика речевого развития _____________________
Сформированность учебных навыков:
Математика:
– сформированность понятий числа, числовой последовательности __________________________________________________________
– вычислительный навык __________________________________
– навык решения задач ____________________________________
– характерные ошибки ____________________________________
Русский язык:
– навык каллиграфического письма __________________________
– навык орфографического письма под диктовку _______________
– списывание текста ______________________________________
– выполнение грамматических заданий _______________________
– характерные ошибки ____________________________________
Чтение:
– темп чтения ___________________________________________
– способ чтения _________________________________________
– понимание прочитанного ________________________________
– навыки работы с текстом ________________________________
– характерные ошибки ____________________________________
Общая характеристика учебной деятельности (мотивация, способы учебной работы) ___________________________________________
Дополнительные сведения: ________________________________
Заключение: ____________________________________________
Планируемые мероприятия специалиста: _____________________
Дата обследования _______________________________________
Подпись _______________________________________________
Приложение 2