СТРУКТУРНЫЙ ПОДХОД
В Инструкции по использованию Зрительно-Моторного Гештальт-Теста Бендер обоснован выбор гештальт-фигур, используемых как образцы для копирования. Принцип структурной целостности, лежащий, согласно точке зрения гештальтпсихологии, в основе развития перцептивного и моторного опыта, заложен и в предложенную Л. Бендер систему оценки результатов копирования. Для каждой фигуры ею были созданы оценочные шкалы, каждый пункт которых описывает определенный тип рисунка. Шкалы включают по 6-7 таких пунктов-описаний, расположенных в порядке нарастания степени соответствия структур рисунка и образца. В соответствии с исходными методологическими установками основанием для ранжирования пунктов шкалы является качество копии как целого без анализа отдельных элементов полученного рисунка. В дополнение к этому автор гештальт-теста Лоретта Бендер рекомендовала тщательно наблюдать за выполнением теста каждым конкретным испытуемым и в интерпретации результатов учитывать также особенности его поведения в ходе тестирования.
В 40-х годах Л. Бендер провела апробацию своего теста на американских детях (объем ее выборки — примерно 250 детей в возрасте от 3 до 12 лет и 50 взрослых). Данные стандартизации гештальт-теста приводятся ею в виде 9 таблиц, отражающих частотное распределение типов копирования по каждой из тестовых фигур для детей всех возрастных групп и взрослых испытуемых (см. Bender L. А Visual Motor Gestalt Test and Its Clinical Use, АОА, NY, 1938).
СТАНДАРТИЗАЦИЯ ГЕШТАЛЬТ-ТЕСТА БЕНДЕР
НА РОССИЙСКОЙ ВЫБОРКЕ
С целью проверки надежности результатов гештальт-теста Бендер нами было проведено специальное исследование на детях в возрасте от 2 до 12 лет, с примерно равным представительством девочек и мальчиков. Всего обработано 210 протоколов, собранных в московских детских садах и школах. Процедура проведения тестирования была максимально приближена к той, которая описана в Инструкции по использованию Зрительно-Моторного Гештальт-Теста Бендер, а обработка протоколов проводилась по оригинальным оценочным шкалам Бендер. В целом, несмотря на значительные исторические, географические и социокультурные различия между нашей выборкой и теми детьми, которых обследовала Л. Бендер, полученные нами данные показали очень высокую степень сходства. Этот факт является убедительным подтверждением надежности гештальт-теста Бендер. Независимость результатов от социокультурных различий двух выборок испытуемых доказывает также содержательную валидность этого теста, ориентированного на выявление уровня развития базовых перцептивно-моторных функций.
Ниже (см. Таблицы 1-9) приведены полученные нами нормативные данные. Форма их представления полностью соответствует нормативным таблицам Л. Бендер.
Как пользоваться таблицами возрастных норм
Результат копирования ребенком каждой конкретной фигуры следует соотнести с представленными в первой колонке соответствующей таблицы типами воспроизведения. Определив, к какому типу относится рисунок ребенка, нужно посмотреть, что стоит в ячейке таблицы, находящейся на пересечении строки данного типа и столбца, соответствующего хронологическому возрасту ребенка. Если в ячейке находятся процентные значение, то можно утверждать, что результат находится в пределах возрастной нормы. Само значение указывает на то, какой процент детей этого возраста показал такой же результат. Если в ячейке находится «+» или «–», это означает, что данный тип воспроизведения не характерен для детей такого возраста («+» соответственно означает опережение возрастных норм, а «–» — задержку).
По таблицам следует проверить каждую воспроизведенную ребенком фигуру. При этом следует учитывать, что примерное соответствие показателей по всем стимульным фигурам является неплохим косвенным индикатором надежности результатов, а резкое рассогласование в большинстве случаев обнаруживает влияние на результат каких-либо побочных факторов и требует сбора дополнительной информации для интерпретации. Так, например, может проявляться влияние стресса, создаваемого ситуацией тестирования, утомления, отвлечения внимания и пр. Таблицы возрастных норм рекомендуется использовать для детей в возрасте от 2 до 7 лет, а также для детей с задержкой психического развития.
Для удобства формирования общего представления о возрастных нормах в Инструкции по использованию Зрительно-Моторного Гештальт-Теста Бендер приводится таблица наиболее часто встречающихся изображений каждой фигуры для каждого возраста.
Фигура А Таблица 1
Описание | Возраст | |||||||||
>12 | ||||||||||
1 Тип - каракули неопределенной формы | 77% | 15% | - | - | - | - | - | - | - | - |
2 Тип - фигуры неправильной формы, но по расположению напоминают образец (обычно две неправильных окружности с небольшим зазором, иногда соприкасающиеся или перекрывающиеся) | 15% | 45% | 14% | - | - | - | - | - | - | - |
3 Тип - две окружности, расположенные вдоль горизонтальной оси и соприкасающиеся, вторая из них искажена таким образом, что напоминает четырехугольник; фигуры нередко перекрываются | + | 19% | 50% | 10% | 18% | - | - | - | - | - |
4 Тип - четко прорисованы круг и четырехугольник справа от круга; они могут касаться друг друга, но не обязательно | + | + | 16% | 13% | 6% | - | - | - | - | - |
5 Тип - четко прорисованы круг и диагонально ориентированный четырехугольник справа от круга; они могут касаться друг друга, но не обязательно | + | + | + | 12% | 34% | 23% | 26% | - | - | - |
6 Тип - круг и четырехугольник правильно ориентированы и соприкасаются | + | + | + | 57% | 40% | 68% | 57% | 50% | 83% | 70% |
7 Тип "полностью успешное воспроизведение" - правильная структура, ориентация паттерна, а также размеры фигур | + | + | + | + | + | + | + | 41% | 14% | 25% |
Фигура 1 Таблица 2
Описание | Возраст | |||||||||
>12 | ||||||||||
1 Тип - каракули неопределенной формы | 75% | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
2 Тип - горизонтально ориентированный паттерн, состоящий из любых символов | + | 18% | - | - | - | - | - | - | - | - |
3 Тип - серия горизонтально расположенных кружочков; их число, размер или расстояние между ними могут варьировать | + | 50% | 13% | - | - | - | - | - | - | - |
4 Тип - элементами паттерна являются очень мелкие кружочки или точки | + | 18% | 41% | 42% | 35% | 30% | 35% | - | - | - |
5 Тип - элементами паттерна являются очень мелкие кружочки или точки, их количество близко к образцу | + | + | 35% | 51% | 40% | 45% | 37% | 28% | 32% | - |
6 Тип - паттерн состоит из точек, расположенных вдоль горизонтальной линии, их количество и расстояние между ними воспроизведены почти правильно | + | + | + | + | 10% | 18% | 27% | 70% | 67% | 72% |
7 Тип - в дополнение к предыдущему варианту выделены пары элементов | + | + | + | + | + | + - | + | + | + | 25% |
Фигура 2 Таблица 3
Описание | Возраст | |||||||||
>12 | ||||||||||
1 Тип - каракули неопределенной формы | 92% | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
2 Тип - серии горизонтально или вертикально ориентированных кружочков или просто множество кружочков | + | 67% | 32% | - | - | - | - | - | - | - |
3 Тип - горизонтальные серии тщательно прорисованных кружочков; серии повторены три или более раз в вертикальном направлении; в отдельных случаях такой паттерн покрывает всю страницу | + | 22% | 60% | 34% | 14% | - | - | - | - | - |
4 Тип - вертикальные колонки из трех маленьких кружочков; колонки повторяются три или более раз в горизонтальном направлении; отсутствуют попытки наклонить колонки | + | + | + | 62% | 50% | 62% | 30% | 15% | 27% | - |
5 Тип - горизонтальный паттерн из вертикальных колонок, составленных из маленьких кружочков, плюс попытка наклонить колонки (в результате чего вся фигура может обрести определенный наклон) | + | + | + | + | 10% | 26% | 36% | 32% | 38% | - |
6 Тип - правильный наклон каждой вертикальной колонки, причем паттерн в целом сохраняет горизонтальную ориентацию | + | + | + | + | + | 10% | 23% | 35% | 34% | 30% |
7 Тип "полностью успешное воспроизведение" - правильная структура, ориентация паттерна, число элементов приблизительно равно образцу | + | + | + | + | + | + | + | 15% | 10% | 70% |
Фигура 3 Таблица 4
Описание | Возраст | |||||||||
>12 | ||||||||||
1 Тип - каракули неопределенной формы | 95% | 20% | - | - | - | - | - | - | - | - |
2 Тип - неструктурированное множество кружочков или точек | + | 42% | 20% | - | - | - | - | - | - | - |
3 Тип - горизонтальные серии точек | + | 23% | 26% | - | - | - | - | - | - | - |
4 Тип - точка и серии точек, составляющих прямые линии; использованы маленькие кружочки вместо точек; линии постепенно удлиняются; число точек может отличаться от образца, но персеверация не очевидна; варьирует дистанция между линиями | + | + | 38% | 37% | 26% | 30% | 24% | - | - | - |
5 Тип - точка и серии точек, составляющих закономерно увеличивающиеся дуги; первые две дуги содержат правильное число точек, остальные - приблизительно правильное; последние две дуги могут быть почти прямыми; число дуг соответствует образцу | + | + | 16% | 50% | 52% | 42% | 50% | 28% | 28% | - |
6 Тип - точка и серии точек, составляющих закономерно увеличивающиеся углы; число точек в каждом последующем угле увеличивается; последний угол может сглаживаться почти до дуги | + | + | + | + | 14% | 26% | 20% | 40% | 50% | 18% |
7 Тип "полностью успешное воспроизведение" - правильная структура, ориентация паттерна, число элементов приблизительно равно образцу | + | + | + | + | + | + | + | 28% | 12% | 80% |
Фигура 4 Таблица 5
Описание | Возраст | |||||||||
>12 | ||||||||||
1 Тип - каракули неопределенной формы | 70% | 30% | - | - | - | - | - | - | - | - |
2 Тип - две дуги, которые могут пересекаться, касаться друг друга или располагаться рядом друг с другом, могут быть замкнуты или открыты | 25% | 45% | 12% | - | - | - | - | - | - | - |
3 Тип - две незамкнутых дуги, расположенных по горизонтали; могут наблюдаться попытки расположить одну ниже другой; верхняя дуга напоминает незамкнутый квадрат (в редких случаях квадрат может быть замкнут); фигуры соседствуют друг с другом, соприкасаясь или почти соприкасаясь | + | 20% | 56% | 22% | 28% | - | - | - | - | - |
4 Тип - наклон квадрата или явное отклонение второй фигуры от диагонали квадрата | + | + | 34% | 56% | 42% | 27% | 23% | - | - | - |
5 Тип - первая фигура - хороший открытый квадрат; вторая фигура расположена примерно вдоль его диагонали | + | + | + | 22% | 22% | 25% | 50% | 15% | 45% | - |
6 Тип "полностью успешное воспроизведение" - правильная структура и ориентация паттерна, размер фигур | + | + | + | + | + | 42% | 19% | 83% | 55% | 100% |
Фигура 5 Таблица 6
Описание | Возраст | |||||||||
>12 | ||||||||||
1 Тип - каракули неопределенной формы | 80% | 20% | - | - | - | - | - | - | - | - |
2 Тип - неструктурированное множество кружочков или точек | + | 20% | - | - | - | - | - | - | - | - |
3 Тип - широкая открытая дуга и отрезок прямой; фигуры обычно составлены из кружочков, но встречаются и линии | + | 50% | 20% | 12% | - | - | - | - | - | - |
4 Тип - дуга и отрезок прямой, составленные из кружочков или реже точек; отмечается деформация фигуры в виде растяжения или сжатия | + | + | 42% | 25% | 44% | 37% | 31% | - | - | - |
5 Тип - дуга и отрезок прямой, составленные из точек, по размеру соответствующие образцу; отрезок касается дуги и направлен направо вверх (реже зеркализация) | + | + | 20% | 58% | 54% | 52% | 53% | 22% | 26% | - |
6 Тип "полностью успешное воспроизведение" - правильная структура, ориентация паттерна, соотношение и количество элементов | + | + | + | + | + | + | 14% | 78% | 58% | 100% |
Фигура 6 Таблица 7
Описание | Возраст | |||||||||
>12 | ||||||||||
1 Тип - каракули неопределенной формы | 90% | 15% | - | - | - | - | - | - | - | - |
2 Тип - две пересекающиеся или примерно параллельные линии, почти прямые | + | 53% | 22% | - | - | - | - | - | - | - |
3 Тип - две прямые, ломаные или слегка волнистые пересекающиеся линии (обычно под прямым углом) | + | 18% | 10% | 10% | - | - | - | - | - | - |
4 Тип - две волнистые линии, пересекающиеся под прямым или косым углом | + | + | 42% | 90% | 70% | 64% | 67% | 73% | 30% | - |
5 Тип - две синусоиды, длина которых примерно соответствует образцу (хотя число волн может отличаться) и которые пересекаются под прямым или косым углом | + | + | + | + | 28% | 27% | 28% | 25% | 60% | 45% |
6 Тип "полностью успешное воспроизведение" - правильная структура, ориентация паттерна, число элементов приблизительно равно образцу | + | + | + | + | + | + | + | + | 10% | 45% |
Фигура 7 Таблица 8
Описание | Возраст | |||||||||
>12 | ||||||||||
1 Тип - каракули неопределенной формы | 90% | 28% | 15% | - | - | - | - | - | - | - |
2 Тип - два кружка перекрываются, касаются или не касаются друг друга; обычно они расположены горизонтально, но иногда и друг под другом | + | 60% | 31% | - | - | - | - | - | - | - |
3 Тип - две неправильных замкнутых фигуры, очевидна попытка прорисовать углы (иногда прямые); фигуры близки, но не перекрываются | + | + | 42% | 30% | 17% | 20% | 22% | - | - | - |
4 Тип - более или менее успешно воспроизведены перекрывающиеся многоугольники (не прорисованы 2-3 угла); фигуры соприкасаются или перекрываются, но не в соответствии с образцом | + | + | + | 54% | 53% | 48% | 50% | 10% | 24% | - |
5 Тип - более или менее успешно воспроизведены перекрывающиеся шестиугольники; одна из фигур обычно больше и более тщательно прорисована | + | + | + | + | 17% | 24% | 16% | 60% | 54% | 10% |
6 Тип "полностью успешное воспроизведение" - правильная структура, ориентация паттерна, число элементов приблизительно равно образцу | + | + | + | + | + | + | + | 19% | 17% | 90% |
Фигура 8 Таблица 9
Описание | Возраст | |||||||||
>12 | ||||||||||
1 Тип - каракули неопределенной формы | 90% | 20% | - | - | - | - | - | - | - | - |
2 Тип - две неправильные окружности, одна внутри другой | + | 50% | 15% | - | - | - | - | - | - | - |
3 Тип - попытка растянуть по горизонтали внешнюю окружность и расположить внутреннюю в ее центре | + | 25% | 45% | - | - | - | - | - | - | - |
4 Тип - внешняя фигура имеет относительно четко прорисованные углы (могут быть 4, 5, 6 углов), тогда как внутренняя фигура воспроизведена как окружность | + | + | 26% | 52% | 45% | 51% | 48% | - | - | - |
5 Тип - более или менее качественно воспроизведенный шестиугольник, внутри которого расположен ромб | + | + | + | 40% | 40% | 44% | 40% | 42% | 54% | - |
6 Тип "полностью успешное воспроизведение" - правильная структура и ориентация паттерна | + | + | + | + | + | + | 10% | 48% | 34% | 100% |