1. Экологическое воспитание. Забота об окружающем мире.
2. Проверка знаний, умений, навыков учащихся. Педагогические критерии оценки знаний.
3. Практическое задание:
С раннего детства Дима был очень впечатлительным, не по годам вдумчивым. К трем с половиной годам он знал уже все буквы, с четырех лет читал про себя. Никто его специально читать не учил, буквы он выучил сам, спрашивая: а это какая буква? Дима любил составлять задачи самого различного содержания, например: "В каком году моя прабабушка пошла в первый класс?" В детском саду воспитательницы сбегались посмотреть на этого "чудо-мальчика" и развлекались, спрашивая: "Димочка, сколько будет 279 + 567? 438-225?" Родителей пугало быстрое развитие сына. Они пытались "притормозить" его. Как-то около двух месяцев не отвечали ни на один его вопрос. Но в результате Дима стал больше читать, пытаясь найти ответы на свои вопросы в книгах.
Школу Дима воспринял равнодушно. Он добросовестно выполняет уроки, но интереса к ним не проявляет. Сейчас он учится в III классе. У него широкий круг интересов. Он с увлечением изучает жизнь животных, насекомых, растений, интересуется химией, физикой, очень любит математику. Чертит электрические схемы, собирает приемник, стал заниматься английским языком. Журнал "Наука и жизнь" прочитывает "от корки до корки". Его любимые книги - о решении задач, математических чудесах и тайнах. Из художественной литературы он любит фантастические и юмористические произведения. Концертам в консерватории, куда пытались его водить родители, предпочитает учебник по механике. Характер у Димы очень тяжелый, он самолюбив, упрям. У него нет друзей.
? Какой должна быть система воспитательной работы с этим ребенком, чтобы помочь широкому проявлению всех его способностей? Какую роль играет воспитание в развитии ребенка, в формировании его личности?
Экзаменационный билет № 16
1. Воспитание в первобытном и рабовладельческом обществе.
2. Учет возрастных особенностей в преподавания изобразительного искусства в школе.
3. Практическое задание:
Марину, ученицу IV класса, не узнать. Стала раздражительной, вспыльчивой, нарочито безразличной ко всему, пишет небрежно, никого не слушает, разговаривает резко. Причина в том, что ее не включили в список выступающих на концерте. Но почему это так огорчило не столь уж впечатлительную девочку? С раннего детства, как оказалось, Марине внушали, что она музыкально одаренная, ее ожидают известность, слава. Успех на уроках пения в начальных классах вроде бы подтверждал такие предсказания. Старательная девочка получала только отличные оценки, пела в хоре. И вот теперь появилась счастливая возможность выступить перед публикой, а учительница перечеркнула все надежды ученицы.
? Каковы же причины смыслового барьера, возникшего между ученицей и педагогом? Уровень притязаний личности - как к нему относиться и какую роль он играет в становлении личности школьника?
Экзаменационный билет № 17
1. Воспитание в эпоху феодального общества.
2 Урок как основная форма организации учебного процесса в школе.
3. Практическое задание:
Вове (5 лет) купили строительный конструктор. Он с большим удовольствием начал раскладывать его детали.
– Что ты хочешь построить? – спрашивает мама.
– Что… что получится, – отвечает Вова.
– Как же ты будешь строить?
– Буду строить из кубиков и кирпичиков. Начинает строить. Поставил кубики, на них кирпичики.
– Нет, я лучше ракету построю…
Укладывает кубики один на другой. Столбик качается. Мальчик пытается удержать его рукой, но тщетно: вся конструкция рухнула. Он уходит от места строительства, оставляя груду строительных деталей.
Тогда мама предлагает: – Попробуй еще раз. Снова неудача.
? Что должна была сделать мама, купив сыну строительный конструктор?
Экзаменационный билет № 18
1. Педагогическая теория и деятельность Я. А. Каменского.
2. Требования к уроку. Виды и типы уроков.
3. Практическое задание:
Ваня (5 лет) пришел в детский сад в новом костюме, на котором изображена звездочка, пуговицы на нем тоже были со звездочками и очень понравились ребятам. Вскоре воспитатель заметил, что на пиджаке у Вани не осталось ни одной пуговицы.
– Куда ты дел пуговицы? – спросил педагог.
– Я подарил их ребятам, – ответил Ваня.
– Разве так можно, мама будет ругать!
– Нет, мама будет довольна, – ответил мальчик. – Она всегда говорит: «Жадным быть нехорошо».
? Дайте психологическое обоснование поведению Вани.
? Почему, зная правила поведения, дети часто их нарушают?