Практическое занятие № 4 ЧС техногенного характера
Чрезвычайные ситуации при авариях на гидротехнических сооружениях
Гидротехнические сооружения (ГТС) классифицируются:
1) по месту расположения:
а) наземные (прудовые, речные, озерные, морские);
б) подземные (трубопроводы, туннели);
2) по характеру и цели использования:
а) водно-энергетические;
б) для водоснабжения;
в) мелиоративные;
г) канализационные;
д) водно-транспортные;
е) декоративные;
ж) лесосплавные;
з) спортивные;
и) рыбохозяйственные;
3) по функциональному назначению:
а) водопроводные сооружения, создающие напор или разность уровней воды перед ГТС и за ним – плотины, дамбы;
б) водопроводящие сооружения (водоводы), служащие для переброски воды в необходимые заданные пункты – каналы, туннели, лотки, трубопроводы, шлюзы, акведуки, водосбросы;
в) регуляционные (выправительные) ГТС, предназначенные для улучшения условий протекания водотоков и защиты русел и берегов рек – щиты, дамбы, полузапруды, берегоукрепительные, льдонаправляющие ГТС;
г) водосбросные ГТС, служащие для пропуска излишков воды из водохранилищ, каналов и напорных бассейнов.
В особую группу выделяют специальные ГТС:
1) для использования водной энергии – здания ГЭС, напорные бассейны;
2) для водного транспорта – судоходные шлюзы, бревноспуски;
3) мелиоративные – магистральные и распределительные каналы, шлюзы-регуляторы;
4) рыбо-хозяйственные – рыбоходы, рыболовные пруды.
Комплексные ГТС, объединенные общей целью эксплуатации, в которых сочетаются и плотины, и каналы, и шлюзы, и энергоустановки (генераторы), называют гидроузлами.
В зависимости от масштабов и последствий затопления в результате разрушения ГТС различают:
1) катастрофическое затопление;
2) прорывной паводок;
3) затопление, повлекшее смыв плодородных почв или отложение нано-
сов на обширных территориях.
Последствиями гидродинамических аварий на ГТС являются:
1) повреждение и разрушение ГТС и гидроузлов и кратковременное или долговременное прекращение выполнения ими своих функций;
2) поражение людей и разрушение разного рода сооружений волной прорыва ГТС;
3) затопление обширных территорий с возникновением чрезвычайных ситуаций и развертыванием подразделений РСЧС, оснащенных спецтехникой.
Меры по защите населения от неблагоприятных последствий аварий на ГТС:
1) уменьшение максимального расхода воды путем перераспределения стока воды во времени;
2) регулирование паводковых стоков с помощью водохранилищ;
3) укрепление и своевременный ремонт ГТС, ограждающих дамб (валов);
4) проведение берегоукрепительных и дноуглубительных работ с помощью земснарядов, подсыпка низких мест.
2. Аварии на транспорте:
Транспортная авария – Авария на транспорте, повлекшая за собой гибель людей, причинение пострадавшим тяжелых телесных повреждений, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей природной среде.
Железнодорожная авария – Авария на железной дороге, повлекшая за собой повреждение одной или нескольких единиц подвижного состава железных дорог до степени капитального ремонта и (или) гибель одного или нескольких человек, причинение пострадавшим телесных повреждений различной тяжести либо полный перерыв движения на аварийном участке, превышающий нормативное время.
Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) – транспортная авария, возникшая в процессе дорожного движения с участием транспортного средства и повлекшая за собой гибель людей и (или) причинение им тяжелых телесных повреждений, повреждения транспортных средств, дорог, сооружений, грузов или иной материальный ущерб.
Аварии на коммунально-энергетических сетях
Водоснабжение. Наиболее часты аварии на разводящих сетях, насосных станциях, напорных башнях. Водозаборы, очистные сооружения, резервуары с чистой водой повреждаются реже.
Устойчивость работы системы водоснабжения заключается в том, чтобы в любых условиях обеспечить подачу необходимого количества воды.
Канализация. Чаще всего аварии происходят на коллекторах, канализационных сетях. При их разрушении фекальные воды попадают в водопровод, что приводит к различным инфекционным и другим заболеваниям.
Газоснабжение. Особую опасность на сегодня представляют разрушения и разрывы на газопроводах, в разводящих сетях жилых домов и промышленных предприятиях. Из-за старения и ветхости, деформации почвы разрывы на трубопроводах стали почти обычным явлением
Электроснабжение. Почти при всех стихийных бедствиях – землетрясениях, наводнениях, оползнях, селях, снежных лавинах, ураганах, бурях, смерчах – страдают воздушные линии электропередач, реже здания и сооружения трансформаторных станции и распределительных пунктов. При обрыве проводов почти всегда происходят короткие замыкания, а они, в свою очередь, приводят к пожарам.
Отсутствие электроснабжения создает массу неприятностей:
останавливаются лифты, прекращается подача воды и тепла, нарушается работа предприятии, городского электротранспорта, ломается весь установившийся ритм жизнедеятельности.
Основными причинами возникновения аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения в настоящее время являются:
- постоянный дефицит топлива, а также отключение организации ЖКХ от энергоснабжения вследствие неудовлетворительного финансового состояния этих организации;
- недостаточная квалификация персонала на объектах теплоэнергетики и водоснабжения;
- предельная (более 60 %) изношенность основных фондов ЖКХ;
- негативное влияние климатических условий на эксплуатацию объектов ЖКХ;
- неудовлетворительная работа по локализации обрывов электропроводов организациями электроснабжения.