2. Лингвистика и смежные области знания
На стыке лингвистики со смежными областями знания возник ряд пограничных дисциплин: Лингвистика и предмет философии На стыке лингвистики и философии: философия языка, лингвистическая философия, когнитивная лингвистика. Лингвистика и предмет естественных наук На стыке лингвистики и физики (конкретнее, акустики): акустика речи. На стыке лингвистики и физиологии: артикуляторная фонетика, перцептивная фонетика. Лингвистика и предмет гуманитарных наук На стыке лингвистики и психологии: психолингвистика, когнитивная лингвистика. Лингвистика и предмет общественных наук На стыке лингвистики и социологии: социолингвистика. На стыке лингвистики и истории: лингвистическая палеонтология. На стыке лингвистики и генеалогии: антропонимика. На стыке лингвистики и географии: топонимика. На стыке лингвистики и филологии: филологическая лингвистика. Лингвистика и методология науки На стыке лингвистики и методологии науки: методология лингвистики. Лингвистика и методы «точных» наук Лингвистика и методы «дедуктивных» наук На стыке лингвистики и математики: математическая лингвистика. На стыке лингвистики и логики: лингвистика и логика, логическое направление в лингвистике. Лингвистика и методы «эмпирических» наук На стыке лингвистики и статистики: квантитативная лингвистика, лингвистическая статистика. На стыке лингвистики и методов истории: историческая лингвистика. На стыке лингвистики и методов географии: ареальная лингвистика, лингвистическая география = лингвогеография, лингвистическое картографирование. На стыке лингвистики и методов психологии: экспериментальная лингвистика, эксперимент в лингвистике. На стыке лингвистики и методов социологии: анкетирование в лингвистике. Лингвистика и методы «технических» наук (техники) На стыке лингвистики и инженерии: инженерная лингвистика, лингвоконструирование. На стыке лингвистики и вычислительной техники: вычислительная лингвистика, компьютерная лингвистика, машинный перевод.
Смежная область знаний | Смежная область знаний | Смежная область знаний | Новая дисциплина |
Философия | Философия языка | ||
Философские вопросы языкознания | |||
Когнитивная лингвистика | |||
Общая семантика | |||
Естественные науки | Физика | Акустика | Акустика речи |
Биология | Физиология | Артикуляционная фонетика | |
Перцептивная фонетика | |||
Нейрофизиология | Нейролингвистика | ||
Гуманитарные науки |
На стыке лингвистики и права: юрислингвистика.
На стыке лингвистики и социологии: социолингвистика.
На стыке лингвистики и методов психологии: экспериментальная лингвистика, эксперимент в лингвистике.
Как известно, современная наука состоит из трёх главных разделов: естествознания (или естественных наук, изучающих явления и законы развития и существования природы), общественных (социальных) наук и философии, которая изучает наиболее общие законы функционирования и развития природы, общества и мышления. Языкознание как наука о человеческом языке принадлежит к числу общественных (гуманитарных) наук.
Языкознание как самостоятельная наука тесно связана с рядом других наук, которые называются смежными. Смежные науки - это науки, связанные с языкознанием и помогающие понять и исследовать различные стороны языка. Эта связь определяется двумя факторами:
язык - это сложное и многогранное явление, отдельные стороны которого взаимодействуют со многими явлениями объективной действительности;
язык как многогранное и сложное явление изучается не только лингвистикой, но и другими науками.
В чём же заключается связь языкознания с другими науками?
Связь языкознания с философией обусловлена тем, что философия определяет общественные взгляды людей на объективную действительность, в том числе и на язык, вооружая человека методологической базой исследования языка. Философия устанавливает характер решения основных проблем языкознания, сам подход к изучению языка, методы и принципы его изучения.
Связь языкознания с психологией и биологией определяется тем, что язык является результатом деятельности сознания, мышления и речевого аппарата человека, которые имеют психо-физиологическую основу. Кроме того, факты объективной действительности получают своё отражение в сознании человека и сопровождаются процессами мышления. Язык представляет собой «действительное практическое сознание», т.е. то средство, при помощи которого содержимое сознания получает своё материальное и вполне конкретное воплощение в форме звучащей речи или в виде графического изображения. Следовательно, окружающий нас мир получает своё отражение не только в сознании человека, но и в его языке.
Языкознание связано с логикой - наукой о законах и формах человеческого мышления. Единицы языка тесно связаны с единицами мышления, хотя не тождественны им. Слово соотносимо с понятием, предложение - с логемой (в трёх её разновидностях: суждение, побуждение и вопрос). Понятие и логема - это логические категории. Слово и предложение -
Поскольку язык существует только в обществе, языкознание непосредственно связано с социологией, наукой об обществе, его строении и развитии. На этой основе появилась особая языковедческая дисциплина - социолингвистика, изучающая связь языка и общества, зависимость функционирования и развития языка от конкретно-исторических условий его бытования.
Связь языкознания с историей обусловлена взаимодействием языка и общества. В языке отражается история народа, а история языка, в свою очередь, является частью истории народа. Немецкий учёный Якоб Грин писал по этому поводу: «Язык есть также наша история». С другой стороны, благодаря истории языковеды могут проникнуть в прошлое народа и языка. Знание исторических условий развития народа помогает понять особенности отдельных языков. Н-р, сильная диалектная раздробленность немецкого языка связана с медленным развитием капитализма в Германии, сохранением в течение долгого времени феодальной раздробленности. Обилие в английском языке слов, имеющих латинские и французские корни, объясняется особенностями исторического развития Англии: завоеванием страны римлянами в первые века нашей эры и норманнами в XI в.
Языкознание связано с географией. На их стыке родилась лингвистическая наука лингвистическая география. Языкознание и география смыкаются в такой отрасли лингвистики, как топонимика, которая представляет собой раздел языкознания, занимающийся объяснением происхождения географических названий.
Языкознание связано с этнографией - наукой об особенностях материальной жизни общества. Этнолингвистика основывает свои выводы на данных этнографии.
Теснее всего языкознание связано с литературоведением, которое включает в свой состав три раздела: теорию литературы, историю литературы и литературную критику. Союз языкознания и литературоведения породил филологию (от греч. phileo - «люблю» и logos - «слово»). Горький назвал язык «первоэлементом», «основным орудием» и «материалом литературы» (М.Горький. Беседы с молодыми). Особенно тесно связана с литературоведением одна из отраслей языкознания - стилистика, занимающаяся изучением эмоционально-экспрессивных средств языка, особенностей его использования в художественной литературе, публицистике и других стилях.
Связь языкознания с математикой определяется двумя факторами:
а) язык состоит из самостоятельных отдельных (т.е. дискретных) единиц - фонем, лексем, словосочетаний, предложений и т.д., которые так же как и математические числа подвергаются счёту и поэтому количественному анализу,
б) лингвистика в последнее время стала активно использовать математические методы исследования. На стыке математики и лингвистики возникли новые области знания: математическая лингвистика, кибернетика, теория информации, теория машинного перевода и т.д. Математическая лингвистика считается наукой лингвистического цикла, т.к. она занимается изучением языка, но при этом использует математические методы. Целью математической лингвистики является установление закономерностей порождения высказываний и целых текстов. Здесь имеет место формализация языка, т.е. представление его в виде формул и схем. Кибернетика - это наука об управлении различными системами и о связях различных частей этих систем. Система - это единое целое, части которой взаимодействуют. Системой является живой организм, а также может быть и общественное явление, н-р государство. Взаимодействие между частями такой системы устанавливается при помощи определённого кода, т.е. системы знаков.
Семиотика - это совсем новая наука об общих свойствах знаков и знаковых систем (или информационных систем). На её базе сформировалась лингвосемиотика, изучающая особенности знаков языкового кода.
Языкознание, или лингвистика, - это наука о языке, его общественной природе и функциях, его внутренней структуре, о закономерностях его функционирования и исторического развития и классификации конкретных языков.
Язык является важнейшим средством человеческого общения; нет и не может быть человеческого общества и народа, которые не имели бы языка. нет и самого человека без языка. язык как средство общении я и как систему знаков изучают многие науки.
Языкознание связано со всеми главными разделами современной науки, и это объясняется той огромной ролью, которую играет язык во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в процессе познания и общения.
Прежде всего, языкознание относится к числу социальных наук. Оно тесно связано с такими социальными науками, как история, экономическая география, психология, педагогика.
С историей языкознание связано потому, что. история языка является частью истории народа. С историей общества изменяется и словарный состав языка, и сфера его деятельности, и характер функционирования.
Языкознание связано, в частности, с такими историческими дисциплинами, как археология, которая изучает историю по вещественным источникам – орудиям труда, оружию, украшениям, утвари и этнография – наука о быте и культуре народов.
Язык как продукт речевой деятельности индивида является предметом изучения психологии и языкознания.
Ведь мыслительные и другие психические процессы отражаются в речи, в категориях языка — при анализе переносных значений слов, односоставных и вопросительных предложений, обособленных членов предложения, актуального членения предложения. В середине XX в. возникла наука психолингвистика, которая изучает речевую деятельность как единство коммуникативного акта и психического процесса, как единство обобщения и общения.
Языкознание связано также и с педагогикой. Речь идет здесь прежде всего о существовании такой дисциплины, как методика преподавания языка. Современная методика охватывает не только методику преподавания родного языка, но и методику преподавания иностранного языка.
Из естественных наук языкознание соприкасается главным образом с физиологией человека и антропологией. Речевой аппарат и производство звуков речи имеют физиологическую основу, так как в речевом процессе участвуют органы чувств, мускульный аппарат и нервная система человека.
Интересы языковедов и антропологов сходятся при классификации рас и языков и при изучении вопроса о происхождении речи, о чем сообщено будет позднее.
Конечно же, связь языкознания с социальными науками более прочная и тесная, чем с науками биологическими и медицинскими. Это еще раз подчеркивает, что, несмотря на физиологическую основу членораздельной речи, язык относится к общественным явлениям.
Языкознание, как и другие науки, связано с философскими науками. Недаром в последнее время развивается такая наука, как философия языка, в центре внимания которой представление о языке как ключе к пониманию мышления и знания.
Языкознание даже связано с точными науками: кибернетикой, информатикой, математической логикой.
С точки зрения кибернетики, язык есть постоянный «носитель» информации, он участвует в процессах управления, и он сам представляет собою управляемую и саморегулируемую систему. Кибернетика пытается понять язык как одну из управляющих и управляемых систем.
Информатика изучает язык как средство хранения, переработки и выдачи информации о документах – носителях информации.
Математическая логика использует язык как естественную знаковую систему, из которой можно черпать материал, например, для решения формально-логических задач.
Наблюдается теснейшая связь между языкознанием и семиотикой, которая изучает общее в строении и функционировании различных знаковых систем, хранящих и передающих информацию. Так как язык — главная, наиболее сложная и, так сказать, классическая знаковая система, то семиотика имеет перед собой язык в качестве объекта прямого наблюдения и интереса, однако аспект видения и осмысления языка у семиотики свой, не совпадающий с лингвистическим: семиотику в языке интересуют общие свойства знаков.
Однако, теснее всего языкознание связано с литературоведением, которое видит в языке средство формирования и выражения и форму существования художественного содержания произведений литературы.
Литературоведение и языкознание составляют общую науку – филологию, предметом которой является текст. Языкознание анализирует языковые средства в речи, стиль текста.
Таким образом, языкознание связано со многими науками. Даже в последнее время появилось много новых наук, объединяющих в себе черты языкознания и других направлений – например, социолингвистика, психолингвистика.