Домашнее задание: записать в дневнике, когда в течение недели вы испытывали счастливые минуты, и с чем они были связаны.
Прощание.
1. Разминка |
Приветствие.
а) упражнения на снятие напряжения в группе. Использование приемов пантомимы. Психолог предлагает участницам группы изобразить себя (и проиграть эту сценку перед всеми) спешащими домой после работы, едущими в переполненном транспорте, входящими в кабинет к начальнику и др.
б) упражнения на развитие самоутверждения и повышение самооценки.
Игра «Диалог между сторонами моего Я: ласковая мама и строгая мама». Психолог:
«Итак, первое задание: нужно изобразить ласковую, нежную, внимательную маму, которая всегда наполняет свои отношения с ребенком теплом и заботой, которая любит его. Ее никогда не раздражает его неумелость, медлительность и неловкость. Она никогда не кричит на своего ребенка и тем более никогда не применяет телесные формы наказаний. Начали.»..
Такое задание предлагается преимущественно родительницам авторитарного и некоторым психосомати-
ческого типа. Проигрывание осуществляется с использованием режимных моментов распорядка дня (утро: подготовка в школу; выполнение домашних заданий; приготовление к приему гостей и т.д.). Психолог:
«А теперь, изображаем строгую маму. Начали».. Это задание предлагается матерям невротичного типа. В качестве обсуждаемого практического материала используются также режимные моменты.
В том случае, если участницы группы испытывают трудности при выполнении этбго задания, его можно упростить с помощью техники «пустого» стула (см. занятие №3). Это осуществляется следующим образом. В середине круга ставятся два стула, на один из которых садится та участница, которая испытывает трудности в общении со своим ребенком. Сначала ей предлагается воспроизвести вариант собственного поведения, который ей привычен (для авторитарных матерей — агрессивный, а для невротичных — пассивный, у психосоматичных матерей встречаются и тот, и другой варианты). Затем психолог просит участницу пересесть на противоположный стул и показать себя другой, с противоположными качествами. При этом вся группа оказывает помощь участнице, выполняющей упражнение. в) зарядка «Именно сегодня», пункт №4.
2. Основная часть
Обсуждение рассказа «Мой сын меня не любит».
«На прием к психологу пришла женщина. Она очень нервничала, в глазах стояли слезы.
— У меня сын — инвалид. Единственный. Муж давно ушел от нас. Женился. У него сейчас другая семья. Ни со мной, ни с сыном он почти не общается. Живем мы с бабушкой, моей мамой.
— Что же Вас привело ко мне?
— Так уж в жизни получилось, что у меня только два близких человека: мой сын и моя мать. С мамой у нас нормальные отношения, а вот с сыном нет.
— Почему так получилось? Что Вас беспокоит? Женщина после некоторого молчания продолжила:
— Мой сын..,— ее лицо исказилось нервной гримасой, руки и голос дрожали. Казалось, как будто что-то мешает ей высказать наболевшее, — мой сын... он меня не... не любит, — выдохнула женщина. — Может я виновата в этом сама, не знаю.
Она заплакала.
— Поверьте, так хочется получить от него хоть чуточку тепла. Смотрю на других матерей и, знаете, им завидую. Они счастливые: их любят дети.
Женщина замолкает. Справившись со своим волнением, она продолжает:
— Когда он был маленьким, признаюсь, я не испытывала к нему большой привязанности. Хотя нет, не так, не то говорю,—женщина спохватывается,— Вы только правильно меня поймите. Я его всегда горячо любила. Все для него делала: и врачей, и педагогов нужных для него находила; в школу его возила, а это очень далеко от нашего дома; на пятидневку его не оставляла, хотела, чтобы он был со мной подольше. Но всегда в сердце был какой-то стыд, страх... Не знаю, что это, как назвать то, что я чувствовала. Может, это и мешало любить его?
Сейчас он уже подросток. Вырос. Правда, к некоторым его привычкам я до сих пор привыкнуть не могу.
Психолог: Вас что-то раздражало или раздражает и сейчас в сыне?
— Да... Меня всегда раздражал... его вид. Слюна все время у него течет. Улыбка на его лице, знаете, какая? Даже не знаю как и описать ее. Потом еще одно: все, допустим, спокойно, нормально; он сидит, чем-то занимается... и вдруг как начнет руками хлопать или махать ими. Это означает, что он что-то нашел или чему-то удивился. Может и слова какие-то выкрикивать, взвизгивать. Скажешь ему, Леша, перестань, а он нет, никак успокоиться не хочет. Такие, вот, дела у нас с ним.
Психолог: Скажите, Ваш сын бывает ласков к Вам?
— Нет, никогда.
Психолог: А Вы сами каким образом проявляете к нему свою любовь?
— Да нет. Я, вообще-то, очень строгая. Да и как ее проявлять? Я не знаю.
Психолог: Привычки и особенности Вашего ребенка отталкивали Вас в большей степени, наверное, раньше. А теперь может ситуация изменилась? Может Вы к ним уже приспособились, привыкли и стали снисходительнее? Ведь, это же Ваш сын. Вы столько для него сделали и, безусловно, его любите,
— Да, конечно, конечно. Что же делать теперь, если он такой у меня. Я все это понимаю. Только отношения у нас ним не складываются. Посоветуйте мне, как быть». Психолог:
Что бы вы посоветовали этой маме? Не возникали ли у вас подобные ситуации с ребенком?
Считаете ли вы, что ребенок, имеющий отклонения в развитии способен любить? Как можно исправить эту ситуацию? Как возродить материнскую и сыновнъю любовь? Стоит ли это делать? А, если да, то как это можно сделать? Поделитесь вашим опытом. Считаете ли вы, что ваш ребенок вас любит? Какие проявления любви вашего ребенка к вам вас радуют?
Аутотренинг
Проводится по той же схеме.
Музыкальная релаксация
Тема «Ручеек—полноводная река». Музыкальное сопровождение: В. Калинников отрывки из первой симфонии.
«Я — маленький ручеек. Я еле пробиваюсь из под земли. Мое журчание еле слышно. Меня почти не видно среди травы. А трава густая, она поднимается надо мной и шумит как густой, дремучий лес...
Но я быстро бегу, извиваясь по полю, и понемногу становлюсь шире и сильнее... Вот во мне уже начинает бурлить энергия. Я весело перепрыгиваю с камня на камень и вприпрыжку лечу вперед. А за мной уже и не угнаться. Я лечу вперед стремительно, наслаждаясь своей силой. Да, конечно, вот я и стал рекою: сильной, быстрой, смелой, сметающей все препятствия на своем пути. Мне все нипочем. Я все могу. Я сильна и полноводна. Я полна энергии. Моя сила в моем разуме. Я становлюсь более спокойной и уверенной. Теперь я теку спокойно и властно. Ничто не остановит меня на моем пути. И я сделаю то, что должна сделать в своей жизни. Я сделаю то, что мне предначертано судьбой, то, для чего я появилась на свет.
Каждый появляется на этом свете, чтобы стать счастливым! Я хочу быть счастливой! Я СЧАСТЛИВА! Я СЧАСТЛИВА, СЧАСТЛИВА, СЧАСТЛИВА!