Характер и формы национально – освободительного движения на Востоке в межвоенный период (2часа)
Каждый участник группы формирует электронный пакет ответов с учетом методических рекомендаций. Файлы оформляются следующим образом:
ИФ_ИСТ-31_НАА_ЛЗ(ПЗ)_Проверка остаточных знаний_27.05.2020
ИФ_ИСТ-31_НАА_ЛЗ(ПЗ)_скриншоты _27.052020(снач. пары и окончания пары -2)
ИФ_ИСТ-31_НАА_ПЗ(ПЗ)_ Ответы _27.052020
ИФ_ИСТ-31_НАА_ЛЗ(ПЗ)_Тесты _27.05.2020
Затем пересылаются старосте или назначенному «ответственным», после чего весь пакет документов пересылается преподавателю.
Алгоритм изучения теоретического материала
1. Социально-экономические и политические последствия первой мировой войны для стран Востока.
2. Влияние политики России и СССР на социально- политические процессы в странах Востока.
З. Роль активности Коминтерна на Востоке.
4. Отношение ведущих деятелей освободительного движения в странах Азии и Африки к Октябрьской революции, к роли и личности В.И. Ленина; к внешней политике Советской России: М. Кемаля, М.К Ганди, Сунь Ятсена, Хо Ши Мина, Ахмеда Сукарно, Уильяма Дюбуа, Ламина Сенгора, Уоллеса Джонсона и др.
5. Социально-классовые и политические противоречия в первые послевоенные годы:
а) «Рисовые бунты» в Японии (1918 г.);
б) Мартовское восстание в Корее (1919 г.);
в) «Движение 4 мая» 1919 г. в Китае;
г) борьба народов Афганистана за обретение полной независимости. Третья англо-афганская война (1919 г.);
д) борьба за независимость в Монголии (1919-1921 гг.);
е) гражданская война в Иране (1918-1922 гг.);
ж) национально-освободительная революция в Турции (1918-1923 гг.);
з) народные выступления и борьба за расширение суверенитета в Египте (1919,1921 гг.);
и) народные выступления в Сирии и Ираке (1920 г.);
к) освободительное восстание племен в Марокко. Создание республики Риф (1921-1926 гг.);
6. Подъем национально-освободительного движения в Индии и Индонезии.
7. Политические и социально-экономические последствия освободительных движений в странах Востока.
Методические рекомендации
Приступая к изучению данной темы, студентам необходимо уделить внимание историческим особенностям цивилизационного и социокультурного порядка, наложивших отпечаток на ход событий в странах Востока: это сильное воздействие природно-климатических факторов, разделение труда, демографические процессы, сохранение сильного государственного начала, а также специфичность социальной базы Востока новейшего времени, носившей отпечаток традиции и колониального синтеза.
Рекомендуется учесть, что цивилизационные особенности развития стран Азии и Африки в новое время привели к следующему: политические и социальные катаклизмы внутри восточных обществ не повлекли за собой структурное обновление, а также выход за рамки традиционной (капиталистической) системы.
Однако начатые мощной экспансией индустриальных капиталистических государств на Востоке на рубеже XIX-XX веков процессы колониального синтеза стали оказывать противоречивое воздействие на развитие афро-азиатского мира. Это особенно ярко проявилось в изучаемый период новейшего времени: в странах Востока продолжался сложный процесс ломки старого социально-экономического уклада, трансформация традиционного общества в переходное.
Первая мировая война стимулировала трансформацию социально-экономических структур внутреннего порядка стран Востока. Однако колониальное и полуколониальное положение стран Азии и Африки постепенно выявляло пределы новых явлений (технико-технологическая отсталость, протекционизм великих держав, неравноправное политико-юридическое положение в международных политических и экономических отношениях). Это привело в дальнейшем к обострению противоречий между объективными потребностями стран Востока в модернизации и стремлении стран-метрополий сохранить свои колониальные владения и сферы влияния.
При изучении влияния первой мировой войны на положение в странах Востока следует обратить внимание на серьезные изменения, происходившие в социально-классовой структуре стран данного региона. Это, прежде всего рост национальной буржуазии и рабочих, перемещение центра новых явлений из сельской местности в городскую среду, усиление роли национальной интеллигенции.
В изучаемый период идут процессы становления наиболее крупных наций. Обратите внимание на то, что наличие сильных религиозных различий, кланово-корпоративных связей не повлияло на доминирование тенденций консолидации крупнейших этносов Востока. Объясняется это необходимостью решения самой главной задачи, стоявшей перед странами Востока, - достижения национальной независимости. В силу этого в странах Азии и Африки национально-освободительные тенденции преобладали над другими обозначившимися проблемами.
Сильное влияние на страны Востока оказала не только первая мировая война, но и мировой революционный кризис 1918-1923 гг., особенно события в России, связанные с революционными перестановками 1917 года, продемонстрировавшими альтернативность движения общества.
Большое влияние на национально-освободительное движение народов Востока (отказ от неравноправных договоров, курс на установление равноправных отношений, разносторонняя поддержка народов Востока) оказала антиколониальная политика России.
Мировой революционный кризис 1918-1923 гг. ознаменовался также мощной волной восстаний национально-освободительного движения в Азии и Африке. Студентам рекомендуется изучить все выступления этого периода и для удобства составить таблицу.
Страны Востока | Хронологические рамки движения | Причины | Цели, задачи и характер событий | Социальный состав | Итоги |
Обратите внимание на то, что все эти выступления были продолжением эпохи «пробуждения Азии» и сопровождались вовлечением широких народным масс в борьбу за национальное освобождение, формирование новых политических организаций, преимущественно буржуазно-национального толка.
Обострение противоречий со странами Запад, рост национально-освободительного движения на Востоке, развитие капиталистических отношений, формирование переходных многоукладных обществ вызвали к жизни общественно-политические движения буржуазно-национального характера, которые были направлены на достижение политической независимости и создание суверенных государств (Китай, Турция, Монголия, Индия и др.).
И в заключение изучения проблемы студенты должны иметь четкое представление о характере и формах национально-освободительного движения в странах Востока, а также ответить на вопрос, почему национально-освободительная борьба в ряде стран приняла преимущественно вооруженный характер.